ОРДЕН СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО И ЕГО БРАНДЕНБУРГСКИЙ БАЛЬЯЖ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ.


В XVII веке среди иоаннитов вошло в моду ношение париков. В XVIII веке военное облачение рыцарей Ордена стало походить на военную форму, принятую в армиях тогдашних государств Западной Европы. Мундиры рыцарей-иоаннитов и мальтийцев были красного цвета с черными манжетами и отворотами (походя на красные мундиры тогдашних английских войск).

В период, когда во главе Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, в качестве его 72-го Великого Магистра, стоял Император и Самодержец Всероссийский Павел I, члены двух учрежденных при нем Российских Великих Приорств различались цветом эполет - члены католического Российского Приорства носили серебряные эполеты, в то время как эполеты на орденских мундирах членов некатолического Греко-Российского (Православного) Приорства были золотыми.

К концу XIX века орденская форма иоаннитов и мальтийцев, в общих чертах, "устоялась". Единственное изменение, происшедшее в ней с тех пор, заключается в повсеместной замене широкополых шляп с плюмажами на треуголки.

"Церковное облачение" бальи католического Мальтийского Ордена состояло из доходившего до половины бедра ярко-красного, с разрезом сзади, мундира, застегивавшегося при помощи крючков. Черные бархатные отвороты мундира и такие же обшлага были украшены золотой вышивкой. Поверх мундира бальи носил доходящий до верхней части бедер супервест из золотой парчи с черной каймой. Этот тесно прилегающий к мундиру, застегнутый по бокам на 4 пуговицы супервест был украшен на груди нашивным восьмиконечным орденским крестом из белой льняной материи (см. фиг. 1 на приведенной иллюстрации). В пост золотой парчовый супервест заменялся черным супервестом, с таким же нашивным белым орденским крестом. Кроме того, в "церковное облачение" бальи Мальтийского Ордена входили белый галстух, белая рубашка со стоячим воротничком и отложными краями, сужающиеся книзу белые кашемировые штаны, высокие черные кожаные сапоги с раструбами и с золотыми шпорами и белые перчатки с раструбами с черной строчкой по швам.

Орденская шпага с золотым, украшенным белым восьмиконечным крестом, эфесом и вызолоченной гардой, носилась в обтянутых черным бархатом ножнах с металлическими украшениями в форме различных орденских атрибутов, как-то: пальмовых ветвей, терновых венцов или паломнических посохов.

Пояс, на котором носилась шпага, был также из черного бархата, с золотым шитьем в форме переплетающихся ветвей терновника.

Головным убором бальи служила черная бархатная шляпа с широкими полями, тулья которой была обвита двойным красно-золотым шнуром, за который спереди слева были заткнуты два белых страусовых пера.

Существеннейшим элементом "церковного облачения" всех мальтийских "рыцарей-профессов" являлся черный орденский плащ с нашитым спереди на левой стороне восьмиконечным орденским крестом из белой льняной материи. Плащ был бархатный, подбитый черным шелком и скрепленный на груди золотой цепью-застежкой из нескольких звеньев.

"Придворное облачение" бальи Мальтийского Ордена несколькими элементами отличалось от его же "церковного облачения". Так, бальи появлялся при дворе не в орденском плаще и сапогах, а в белых панталонах, имевшими по швам узкие золотые лампасы с красным просветом. Поверх супервеста к плечам пристегивались золотые эполеты с вышитым в середине серебряной канителью мальтийским крестом. Высокие сапоги с раструбами заменялись на черные полусапожки из лакированной кожи на маленьких золотых пуговицах, большие перчатки с раструбами на белые лайковые перчатки.

Облачение комтура (командора) католического Мальтийского Ордена отличалось от облачения бальи только темно-красным цветом супервеста, украшенного на груди не мальтийским восьмиконечным, а прямым ("балочным") белым муаровым крестом.

"Церковное облачение" католического мальтийского "рыцаря (по) справедливости" ничем существенным от облачения бальи и комтура не отличалась, кроме одной детали. Его супервест был из черного бархата, с золотой каймой. Ни на супервесте, ни на черном орденском плаще он не носил крестов. Вышивка золотом на обшлагах его мундира была скромнее, шпоры – черного цвета (см. фиг. 3 на приведенной иллюстрации). Черная бархатная шляпа мальтийского "рыцаря (по) справедливости) была украшена двумя страусовыми перьями – черным и белым.

"Рыцари чести" носили двубортные ярко-красные мундиры, доходящие до середины бедра, с золотыми эполетами, украшенными вышитыми серебром мальтийскими крестами с двумя рядами "мальтийских" пуговиц и золотой каймой на обшлагах и отворотах мундира. Брюки и обувь у них были такие же, как у бальи и командоров. Широкополая шляпа мальтийского "рыцаря чести" была украшена двойным золотым шнуром и двумя черными страусовыми перьями.


Форма "магистральных рыцарей" была аналогичной, но без вышеописанных металлических украшений на ножнах шпаги и без вышеописанного золотого шитья в форме ветвей терновника на поясе.

В прохладную погоду и холодное время года "рыцари чести", "магистральные рыцари" и донаты Мальтийского Ордена носили пелерины из черного бархата на шерстяной основе с капюшоном и пуговицами, украшенными восьмиконечными орденскими крестами (как и пуговицы на рыцарских и донатских мундирах).

Донат носил такой же мундир, что и "рыцарь чести", но без эполет, панталоны с узким золотым кантом, сапоги без шпор, пояс с черной пряжкой и шпагу без накладного орденского креста на эфесе.

В настоящее время большинство мальтийских рыцарей, кроме особо торжественных случаев, предпочитает носить на орденских мероприятиях поверх обычного костюма черную рясу-куколь (cuculla) из черного сукна с широкими рукавами, белым отложным воротником и белыми же обшлагами. На груди эта ряса украшена мальтийским крестом размером 25 см в различном исполнении, указывающим на степень ее носителя. На рясах "рыцарей чести и преданности (благочестия)", а также "рыцарей милосердия" восьмиконечный мальтийский крест изображен белым контуром на черном фоне с соответствующими украшениями (лилиями, двуглавыми орлами и т.п.), также белого цвета, по краям. У "магистральных рыцарей" на рясе такой же белый контурный мальтийский крест без украшений в углах креста. У донатов на черной рясе белый контурный крест без верхнего "ласточкина хвоста". И только "рыцари-профессы" ("обетные рыцари") по-прежнему обязаны появляться на всех орденских мероприятиях в традиционном черном плаще с белым мальтийским крестом (Manto di Punta).

 

Со штатским костюмом прусские иоанниты носили (и продолжают носить) в петлице, вместо шейного креста (предназначенного для  более торжественных случаев), миниатюрный "фрачник" - маленький восьмиугольный крестик, покрытый белой эмалью, безо всяких корон и прочих украшений.


Рыцари-иоанниты в Пруссии и во "Втором рейхе" (основанной в 1870 году под скипетром прусских королей из дома Гогенцоллернов Германской Империи), являясь объединением представителей высшей аристократической, преимущественно военной, элиты, активно занимались благотворительностью и военно-санитарной помощью армии.

Впервые это было сделано в больших масштабах в период так войны Пруссии и Австрии против Дании за Шлезвиг-Гольштейн в 1864 году, а затем – в период так называемой "Австро-Прусской войны" (на деле являвшейся "гражданской" войной между входившими в "Германский Союз" северогерманскими и южногерманскими государствами и завершившейся исключением Австрии - но не поддерживавших Австрию и потерпевших вместе с ней поражение южногерманских государств! - из состава "Германского Союза".) 1866 года и так называемой "Франко-Прусской" войны (в действительности являвшейся войной стремившихся к объединению германских государств против французской Второй Империи Луи-Наполеона III Бонапарта) 1870-1871 гг. (на иллюстрации изображен "железный канцлер" Отто фон Бисмарк, объединитель Германии "железом и кровью" под властью Пруссии, организатор побед прусско-германского оружия над Данией, Австрией и Францией, со знаками прусского Ордена иоаннитов).

В Первую мировую войну прусские иоанниты, подобно австро-венгерским (а также итальянским) мальтийцам и британским "рыцарям Святого Джона", сформировали и содержали большое количество военно-санитарных колонн, полевых госпиталей, госпитальных поездов и лазаретов.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ОРДЕН СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО И ЕГО БРАНДЕНБУРГСКИЙ БАЛЬЯЖ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ.
Категория темы:Вольфганг Акунов
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru