ЯРОСЛАВЛЬ, исторический обзор
ЯРОСЛАВЛЬ — древнерусский город в Ростовской земле, ныне областной центр Российской Федерации. Кремль (Рубленый город) расположен на стрелке мыса, образованного слиянием р. Волги и ее правого притока р. Которосль. Точная дата основания: по данным археологии (стратиграфия, дендрохронология, радиоуглеродный анализ) — 1010–1024 гг. Впервые письменно упоминается в летописной статье под 1071 годом (описывающей события 1073—1074 гг.) как уже существующий центр. Происхождение названия: от княжеского имени Ярослав Владимирович Мудрый (978–1054), основавшего город в ходе укрепления восточных границ Руси.
В период Московского княжества и Московского царства, Ярославль был место жительства многих знатных Чингизидов, выходцев или беглецов из разных Орд (Золотой, Ногайской, Сибирской, Крымской и др.).
В период Московского княжества и Московского царства, Ярославль был место жительства многих знатных Чингизидов, выходцев из разных Орд (Золотой, Ногайской, Сибирской, Крымской и др.).
В XVII в. Ярославлю суждено было стать своеобразной столицей Чингисидов и иных знатных мусульманских выходцев в России. Хотя можно предположить, что это произошло несколько ранее, еще в конце XVI в. (между 1591 и 1593 гг.) и первоначально было связано с поселением в городе, по неизвестным причинам, отдельных представителей двора крымского царевича Мурад-Гирея1. Позднее здесь появились и Чингисиды. Они проживали в этом городе и получали натуральные и денежные дачи на свое содержание из его доходов.
Попытаемся наиболее полно восстановить список Чингисидов и их родственников, в разное время отмеченных в городе.
Сибирский царь Али б. Кучум не являлся кормовым Чингисидом, так как владел поместьем в Ростовском уезде. Но после Смуты, по-видимому, в основном проживал в городе. Можно предположить, что здесь он появился около 1614 г. С ним вместе жили его жены. В России известны как минимум две из них — мать царевичей Кутлугана и Янсюера2, а также мать царевича Хансюера царица Кандаза3. Не позднее 1628 г. царь просил для себя новый двор. Удовлетворили ли его просьбу, неизвестно4. В 1641/42 г. по его челобитной престарелому Чингисиду разрешили поселиться у своего внука, касимовского царевича Сейид-Бурхана б. Арслана, в Касимове5.
Сибирский царевич Алтанай б. Кучум проживал в городе приблизительно с 1615 г.6 Здесь же он женился и жил со своей семьей, тремя женами, двумя сыновьями и дочерью приблизительно с 1618 г. и до своей смерти (ок. 1655 г.).
Его сыновья Дост-Мухаммад и Иш-Мухаммад после принятия православия (1654 г.) покинули город. Хотя дворовыми местами продолжали владеть по-прежнему.
Две супруги Алтаная после смерти мужа продолжали проживать в Ярославле до своей смерти: Ханым Джан тата Алеева мурзина дочь (не ранее 1688 г.) и Девлет пача Смолянова (между 1673 и 1677 гг.). Дата смерти другой его супруги, дочери сибирского царевича Мухаммед-Кула б. Атаула, также постоянно проживавшей в Ярославле с 1618 г., неизвестна. Мы можем только предполагать, что это произошло до 1654 г.7 Статус Алтаная — ярославский кормовой царевич.
Сибирского царевича Хансюера б. Али в 1638 г. по челобитью его отца Али б. Кучума и дяди Алтаная ибн Кучума отпустили из тюрьмы в Великом Устюге на поруки в Ярославль.8 Скорее всего, он умер около 1640 г.
Сибирский царевич Кутлуган б. Али известен в городе как минимум с 1618 г.9, но, возможно, его поселили здесь ранее, около 1615 г. Умер в городе 2 октября 1623 г.10 По статусу — ярославский кормовой царевич.
Ярославские кормовые царицы: вдовы сибирского царевича Мухаммед-Кула б. Атаула — Алма-бике, дочь касимовского царя Арслана б. Али и царицы Фатимы султан Шакуловой, и падчерица Арслана, сестра касимовского царя Ураз-Мухаммеда б. Ондана Ай-ханыш. В Ярославле они появились, скорее всего, сразу же после смерти супруга в 1618 г.11
Вдова сибирского хана Кучума царица Аксюрюк упоминается в городе в 30-е гг. XVII в.12
Ярославская кормовая царица, вдова самаркандского царевича Шейх-Мухаммеда (Шейх-Мухаммеда) б. Мухаммеда, Ханыш с дочерью упоминается здесь в 1619 г.13
Жена (вдова) касимовского царя Арслана б. Али Нагсалтан (Нагел-салтан) Карамышева дочь Мусаитова в 1620 г. без развода была отправлена своим супругом на жительство в Ярославль к ее родственникам, кормовым сибирским мирзам Карамышевым. Здесь она известна до середины XVII в. как ярославская кормовая царица14. Жила отдельно от остальных Карамышевых. Возможно, со своими дедом и бабкой, сибирским сеидом Дин-Али ходжой б. Мир-Али ходжей и дочерью хана Кучума и царицы Лилилак, царицей Наг-ханишой. После смерти в 1646 г. своего первого мужа Наг-ханиша вышла за ногайца Девлет Мамет мирзу Шейдякова15.
Вдова касимовского царя Арслана б. Али царица Карачаца (в первом браке за сибирским царевичем Азимом б. Кучумом) с двумя дочерьми — Алтин (от первого брака) и Салтыкай (от второго брака) — переехала в Ярославль вскоре после смерти супруга и отца. Карачаца умерла в 1628 г. Алтин вскоре стала женой хивинского царевича Авган-Мухаммеда б. Араб-Мухаммеда и переехала в Москву16. Относились к ярославским кормовым татарам с 1628 г.
Вдова касимовских царей Мустафы-Али б. Абдулы, Ураз-Мухаммеда б. Ондана и Арслана б. Али царица Салтан-беке с 1628 г. получала корм из ярославских доходов (входила в список ярославских кормовых татар), хотя продолжала жить в Касимове17.
Сибирская царевна (далее царица) Молдур, дочь хана Кучума, относилась к ярославским кормовым татарам с 1628 г. вплоть до своей смерти (после 1659 г.). Здесь же жил ее муж, ногайский мирза Девлет мирза Еналей мирзин сын Шейдяков18.
Дочь царя Кучума царевна Турпача в списке ярославских кормовых татар с 1628 г.19
Дочь царевича Сеид-Кула Бохты ханыш, жена Сафр мирзы Алей (Сафар-Али мирзы?) мирзы Шейдякова (1649-1650 гг.)20, также в списке ярославских кормовых татар.
Имеются косвенные данные, позволяющие предположить, что ярославским кормовым царевичем являлся и сибирский царевич Андрей Кучумович, проживавший в Ростове21, по крайней мере, в марте 1619 г. ему велено было дать из ярославских доходов деньги «в оклад».22
Можно предположить, что в XVII в. кормовых Чингисидов, где бы они ни жили, делили по городу, из которого они получали содержание — на московских и ярославских.
Примечание:
1. РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1621 г. Д. 12. Л. 3; 1626 г. Д. 4; Ф. 134. Оп. 1. 1630 г. Д. 1. Л. 113-115.
2. Миллер Г.Ф. История Сибири. — М., 2000. — Т. II. — С. 37.
3. АИ. — Т. II. — С. 1-21.
4. РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1628 г. Д. 10. Л. 16.
5. РГАДА. Ф. 141. Оп. 2. 1649 г. Д. 35. Л. 54.
6, РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1623 г. Д. 10. Л. 5.
7. Беляков А.В. Участие сибирского царевича... — С. 21-36.
8. РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1638 г. Д. 4; Опись Архива Посольского приказа, 1673 г. — М., 1990. — Ч. 1. — С. 328.
9, РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1623 г. Д. 10. Л. 7-8.
10. РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1623 г. Д. 10. Л. 7, 8.
11. РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. 1624 г. Д. 1; 1626 г. Д. 59. Л. 89-93; Ф. 134. Оп. 1. 1630 г. Д. 1. Л. 7, 31.
12. РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1633 г. Д. 15. Л. 2; 1635 г. Д. 7.
13. РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1623 г. Д. 10. Л. 9.
14. Беляков А.В. Араслан Алеевич... — С. 20, 29; РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1635 г. Д. 4. Л. 3; 1650 г. Д. 6.
15. РГАДА. Ф. 141. Оп. 2. 1646 г. Д. 113а. Л. 76; Ф. 131. Оп. 1. 1650 г. Д. 6. Л. 1.
16. РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. 1626 г. Д. 59. Л. 20-21; Ф 131. Оп. 1. 1635 г. Д. 4. Л. 3.
17. Следует отметить, что в XVII в. это обычная практика. РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1635 г. Д. 4.
18. РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1650 г. Д. 6. Л. 1; 1652 г. Д. 9. Л. 3; Ф. 141. Оп. 1. 1646 г. Д. 113а. Л. 73.
19. РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1628 г. Д. 10. Л. 2.
20. РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1649 г. Д. 7. Л. 1, 3; 1650 г. Д. 6. Л. 1, 3.
21. РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. 1633 г. Д. 12; Ф. 141. Оп. 1. 1626 г. Д. 59. Л. 19-20, 93.
22. Приходо-расходные книги Московских приказов. — М., 1912. — Т. I. — Стб. 750.
Историческое значение основания:
-
Установление контроля Рюриковичей над Волжским торговым путем;
-
Контроль над сухопутной дорогой, соединявшей Ростов (политический центр Северо-Восточной Руси XI в.) с Волгой;
-
Форпост против Волжской Булгарии и финно-угорских племен.
Княжеский период:
-
1207 г.: Всеволод Юрьевич Большое Гнездо передал Ярославль в удел старшему сыну Константину Всеволодовичу (1186–1218).
-
1215 г.: По повелению Константина заложен первый каменный храм города — Успенский собор на княжеском дворе (обнаружен в 2004–2008 гг. в Рубленом городе; координаты: 56°37'45"N 39°54'08"E).
-
1216 г.: Основан Спасо-Преображенский монастырь с одноименным собором (завершен в 1224 г.).
-
1218 г.: Ярославль становится центром самостоятельного Ярославского княжества под управлением Всеволода Константиновича (1210–1238).
Археологические исследования:
-
Ранние раскопки: П.Н. Третьяков, М.К. Каргер (1937); Н.Н. Воронин (1940).
-
Ключевые проекты XXI в.:
-
2004–2011 гг.: Масштабные спасательные исследования ИА РАН (рук. А.В. Энговатова) в Рубленом городе.
-
Находки, подтверждающие основание в нач. XI в.:
-
Вал и ров укреплений по берегу Которосли (датировка: 1010–1030-е гг.);
-
Лепная керамика, дирхемы, подковообразные фибулы, золотостеклянные бусы;
-
Деревянные мостовые и срубные постройки.
-
-
Доказательства монгольского разорения 1238 г.:
-
Массовые захоронения жителей (вкл. детей) со следами насильственной смерти;
-
Слои пожарищ, обгоревшие зерновые запасы;
-
Артефакты в погребениях: височные кольца, перстни, стеклянные браслеты, кожаные сапоги, деревянный лук.
-
-
Архитектурные памятники:
■ Успенский собор (1215):
-
Первый каменный храм Северо-Восточной Руси за пределами Владимиро-Суздальского Ополья;
-
Обнаружен в 2004–2008 гг.: плинфяная кладка, фрагменты белокаменной резьбы;
-
Перестраивался в XVI–XVII вв. (окончательно разрушен в 1937 г., воссоздан в 2010 г. на новом месте).
■ Спасо-Преображенский собор (1216–1224):
-
Четырехстолпный трехапсидный храм из плинфы с пучковыми пилястрами;
-
Строительная артель из Черниговской земли;
-
Сохранился в перестроенном виде (реконструкции XV–XVI вв.);
-
Усыпальница ярославских князей: в приделе Входа в Иерусалим погребены Всеволод Константинович (†1238) и его сыновья.
Политическая судьба:
-
1238–1260: Пресечение мужской линии Всеволода Константиновича.
-
1260: Переход княжества к Федору Ростиславичу Черному (†1299) через брак с Марией Васильевной, внучкой Константина.
-
1463: Продажа последним ярославским князем Александром Федоровичем владений великому князю московскому Ивану III.
Лит.:
-
ПСРЛ. Т. I. Лаврентьевская летопись. — М.: Языки славянской культуры, 1997. — Стб. 175–176 (первое упоминание).
-
Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси. — М.: Наука, 1984. — С. 98–102 (политический статус).
-
Энговатова А.В., Осипов Д.О., Фараджева Н.Н. Массовые средневековые захоронения в Ярославле // РА. 2009. № 2. С. 68–78.
-
Энговатова А.В., Яганов А.В. Новые данные об Успенском соборе XIII–XVI вв. // РА. 2011. № 3. С. 115–127.
-
Иоаннисян О.М. Комплекс древнейших построек Спасского монастыря в Ярославле // Древнерусское искусство: Русь. Византия. Балканы. XIII век. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 199–228.
-
Археология древнего Ярославля: Загадки и открытия / Отв. ред. А.В. Энговатова. — 2-е изд. — М.: ИА РАН, 2012. — 312 с.
-
Леонтьев А.Е. Археология мери: К предыстории Северо-Восточной Руси. — М.: Языки славянских культур, 1996. — С. 177–181 (мерянский компонент).
-
Турилов А.А. Ярославль в письменных источниках XI – первой трети XIII в. // Ярославская старина. 1994. Вып. 1. С. 9–12.
-
Engovatova A., Dobrovolskaya M. Isotope Analysis and Diet Reconstruction of Medieval Population of Yaroslavl (Russia) // Journal of Archaeological Science: Reports. 2020. Vol. 34. P. 102623 (палеодиетология).
Картографические данные:
-
Координаты детинца: 57.6213°N, 39.8961°E;
-
Раскопы 2004–2012: зафиксированы в «Археологической карте России: Ярославская область» (М.: ИА РАН, 2017).
Примечание: Современные генетические исследования останков из массовых захоронений 1238 г. (Добровольская М.В., 2020) подтвердили смешанный славяно-финский состав населения раннего Ярославля, характерный для всего Верхневолжья.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.