Василий Ярославич Мизинный, Великий князь Владимирский, князь Костромской

ВАСИЛИЙ ЯРОСЛАВИЧ МИЗИННЫЙ
Колено XI от Рюрика.

Василий Ярославич «мѣзнный» (младший. — Авт.), девятый сын Великого князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы Мстиславны, дочери Новгородского и Галицкого князя Мстислава Мстиславича Удатного. 

По порядку престолонаследия — пятьдесят первый Великий князь.

Родился в 1241 году в городе Владимире-на-Клязьме.

В 1247 году упоминается в связи со смертью отца, когда дядя — князь Святослав Всеволодович, заняв Великое княжение, наделяет племянников городами, «якоже уряди крестный его князь Великий». Вероятно, тогда Василий получает в удел Кострому.

В 1266 году женится в Костроме на неизвестной; венчание совершает в церкви святого Феодора епископ ростовский Игнатий († 28 мая 1288).

Свадьба костромского князя Василия Ярославича. 1266. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Свадьба костромского князя Василия Ярославича. 1266. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 39об. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Кн. 6. 1242–1289 гг.
Свадьба Костромского князя Василия Ярославича. 1266.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в.
Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 39об.
Лицевой летописный свод XVI века. Кн. 6. 1242–1289 гг. 

В 1270 году, когда изгнанный Новгородцами брат Василия — Великий князь Ярослав собирается идти на Великий Новгород, Василий отправляет послов с заявлением: «Жаль ми своея отчины». Сам едет в Орду и убеждает хана отозвать татарские полки, обвиняя посла Ярослава: «Новгородци права, а Ярославъ виноватъ».

В 1271 году едет в Орду с Ярославом и племянником Дмитрием Александровичем.

Князья Ярослав Ярославич, Василий Ярославич и Дмитрий Александрович отправляются в Орду. 1271. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 66. Лицевой летописный свод XVI века.
Князья Ярослав Ярославич, Василий Ярославич и Дмитрий
Александрович отправляются в Орду. 1271.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в.
Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 66.
Лицевой летописный свод XVI века.

На обратном пути Великий князь Ярослав умирает, и Василий занимает Великокняжеский престол (1272).


Примечание:

Феодоровская икона Божией Матери и Костромской князь Василий Ярославич

Феодоровская икона Богоматери, со Сказанием. XVII в., Костромской историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь»
Феодоровская икона Богоматери, со Сказанием. XVII в.,
Костромской историко-архитектурный музей-заповедник
«Ипатьевский монастырь»

Согласно древнему преданию, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери принадлежит кисти святого апостола и евангелиста Луки. В своем иконографическом типе она близка к прославленной Владимирской иконе, однако имеет отличительную особенность: обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа.

Путь святыни на Руси начался в XII веке. Святыня пребывала сначала в скромной деревянной часовне, а затем в Богородице-Феодоровском монастыре близ Городца. В XIII веке и город, и обитель были разорены и сожжены войском хана Батыя. Икона считалась утраченной, однако спустя несколько лет произошло ее чудесное второе обретение, память которого празднуется 29 августа.

О самом обретении есть несколько преданий, и два из них тесно связаны с семьей святого благоверного князя Александра Невского.

Первое обретение и Князь Георгий:

Наиболее распространенное сказание гласит, что 16 августа 1239 года князь Костромской Георгий (Юрий) Всеволодович, дядя Александра Невского, во время охоты в лесу узрел на сосне дивный образ. Попытки князя снять икону оказались тщетны – она чудесным образом возносилась в воздух. Накануне же Костромичам было видение: некий светлый муж в блистающих воинских доспехах, обликом подобный Великомученику Феодору Стратилату, обходил город с иконой в руках. Лишь когда духовенство и народ во главе с князем совершили к месту явления крестный ход и отслужили молебен, икону удалось снять с дерева. Видение воина-стратилата и посвящение главного соборного храма Костромы святому Феодору дали основание именовать обретенный образ Феодоровской иконой Божией Матери.

На месте чудесного явления, на берегу реки Запрудни, был основан Спасо-Запрудненский монастырь (ныне – церковь Спаса Нерукотворного на Запрудне). Знаменательно, что алтарь разрушенного коммунистами в 1930-х годах Костромского кафедрального собора был обращен не на восток, а на север – именно в сторону Запрудни, к месту явления чудотворного образа, куда прежде ежегодно 16 августа направлялся торжественный крестный ход.

Явление Богоматери Костромскому князю Василию Костромскому
Явление Богоматери князю Василию Костромскому

Наследие Александра и Чудо с Василием:

После гибели князя Георгия Всеволодовича в битве на Сити (1238) святыня перешла к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу. Именно этим образом он благословил брак своего сына Александра (Невского) с Полоцкой княжной Александрой Брячиславной. Не исключено, что именно этим браком объясняется наличие на оборотной стороне Феодоровской иконы образа святой Великомученицы Параскевы Пятницы – небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома.

Феодоровская икона стала моленным образом святого Александра Невского. Предание говорит, что князь брал с собой в походы, в том числе и в Орду, список с этой иконы. Под ее сенью в Городецком монастыре, приняв перед смертью (1263 г.) схиму с именем Алексий, он отошел ко Господу. После кончины Великого князя чудотворный образ унаследовал его младший брат, князь Костромской Василий Ярославич.

В 1272 году на Кострому двинулись татарские полчища, грозя полным разорением. Князь Василий, выступив на защиту города, взял с собой Феодоровскую икону. В решающий момент враги были поражены чудесным видением: от святого образа воссиял ослепительный свет, подобный пожирающему пламени, и в страхе они обратились в бегство.

Второе предание и Василий Квашня:

Другое предание связывает обретение иконы непосредственно с князем Василием Ярославичем и Костромичами. Согласно ему, жители города узрели воина с иконой, обходившего улицы, а на следующий день князь Василий нашел этот образ висящим на дереве. Воина опознали как Феодора Стратилата, а икону – как утерянную Городецкую святыню. Существует и вариация этого сказания, приписывающая обретение другому Костромскому князю – Василию Квашне – и датирующая его несколько более ранним временем.

Родовая Святыня Романовых:

Особое почитание Феодоровской иконы утвердилось с воцарением Дома Романовых. 27 марта 1613 года инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова) благословила этим образом своего сына, Михаила Федоровича, на царство. С этого момента 27 марта установлено второе празднество в честь иконы как родовой святыни царствующей фамилии.

Феодоровская икона стала одной из главных фамильных святынь Романовых, с нее было сделано множество списков. С конца XVIII века сложилась трогательная традиция: немецкие принцессы, выходя замуж за Великих князей и императоров России и принимая православие, в честь чтимой иконы получали отчество «Фёдоровна». Так были наречены:

· Императрица Мария Фёдоровна (супруга Павла I)

· Императрица Александра Фёдоровна (супруга Николая I)

· Императрица Мария Фёдоровна (супруга Александра III)

· Императрица Александра Фёдоровна (супруга Николая II)

· Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (супруга Великого князя Сергея 



Он отправляет в Новгород послов «с поклономь, сѣсти на столѣ», но Новгородцы предпочитают Дмитрия Александровича (9 октября 1272). В ответ Василий с татарами разоряет Новгородские волости, захватывает Торжок, а его племянник Святослав Ярославич берёт Волок, Бежичи, Вологду и «полон Великий».

В начале 1273 года Дмитрий покидает Новгород, и горожане приглашают Василия.

В 1275 году князь Василий везёт дань в Орду к хану Менгу-Тимуру († 26 апреля 1282). По рассказу В.Н. Татищева, хан упрекает его: «Ясак мал есть, а люди многи в земли твоей» — что приводит ко второй татарской переписи Руси.

Феодоровская икона Богоматери, со Сказанием. XVII в., Костромской историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» Феодоровская икона Богоматери, со Сказанием. XVII в., Костромской историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь»
Они же послали к нему с челобитьем и с молением великим;
он же пошел в Орду к царю и возвратил рать татарскую,
умолив царя, и рассказал все по порядку, говоря: «Новгородцы
правы, а брат мой, князь великий Ярослав Ярославич, виноват».
Царь же почтил его очень и рад был, (что) не послал рати.

По просьбе новгородцев князь Василий Ярославич Костромской
умоляет татарского царя не посылать на них рати, говоря,
что они правы, а его брат князь Ярослав Ярославич виноват.

Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Остермановский том 1, стр. 281
Источник: runivers.ru

В 1276 году возвращается из Орды. В январе 1277 года, доехав до Костромы, умирает.

Преставление великого князя владимирского Василия Ярославича. 1277. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85об.
Преставление великого князя владимирского Василия Ярославича. 1277.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85об.

Погребён в Костромской соборной церкви Святого Феодора Стратилата.

Клеймо «Явление иконы Костромскому князю Василию Ярославичу»
[Изображение опущено]

Был женат с 1266 года; детей не оставил.


Ссылка на статью "Василий Ярославич Мизинный, Великий князь Владимирский, князь Костромской"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Игорь Ярославич, князь Смоленский
  • - Андрей Всеволодович, князь Черниговский
  • - Святослав Ярославич
  • - Ярополк Ярославич, князь
  • - ПАМЯТНИК СВЯТОМУ ЗАСТУПНИКУ ЗЕМЛИ РУССКОЙ - НА ЛУБЯНСКУЮ ПЛОЩАДЬ!
  • - Андрей Ярославич Споспешный, Великий князь
  • - Александр Васильевич, Великий князь
  • - Александра Брячиславна, Великая княжна


  • Название статьи: Василий Ярославич Мизинный, Великий князь Владимирский, князь Костромской


    Источник статьи:  М. Д. Хмыров. Алфавитно-справочный перечень удельных князей русских и членов царствующего дома Романовых. Половина первая. А-И ; Донской Л.В., Рюриковичи: Исторический словарь. М.: НН ИД "Русская панорама", 2008. XXX + 834 с., табл., ил. и др.

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Новгородская первая летопись (НПЛ). С. 88, 320 (6778), 90, 321 (6780), 322 (6781), 323 (6784). Полное собрание русских летописей (ПСРЛ): Т. 1. Стб. 470 (6749), 471 (6755); Т. 4. Ч. 1. С. 241 (6779), 243 (6784); Т. 6. Вып. 1. С. 353 (6780), 355 (6781), 356 (6784); Т. 10. С. 134 (6755), 153 (6784); Т. 15. Вып. 1. Стб. 30 (6749), 33 (6780); Т. 18. С. 72 (6773), 74 (6780), 75 (6784); Т. 23. С. 86 (6774); Т. 25. С. 139 (6755), 146 (6774), 151 (6783–6784).

    Источник изображений:runivers.ru
     
    Рекомендуемая литература по теме этой статьи: Бережков М.Н. Хронология русского летописания. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. III. Т. 4–5. Мальгин Т.С. Зерцало российских государей. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о монастырях. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 2. Татищев В.Н. История Российская. Т. 5. Хмыров М.Д. Государи российские. Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси. Baumgarten N. de Généalogies des Rurikides (XIII–XVI вв.). Bonnel E. Recherches sur l’histoire de la Russie. Dąbrowski D. Genealogia Mścisławowiczów. Bréguet E. Études sur la chronologie des princes de Tver.

    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru