Василий Ярославич Мизинный, Великий князь Владимирский, князь Костромской
ВАСИЛИЙ ЯРОСЛАВИЧ МИЗИННЫЙ
Колено XI от Рюрика.
Василий Ярославич «мѣзнный» (младший. — Авт.), девятый сын Великого князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы Мстиславны, дочери Новгородского и Галицкого князя Мстислава Мстиславича Удатного.
По порядку престолонаследия — пятьдесят первый Великий князь.
Родился в 1241 году в городе Владимире-на-Клязьме.
В 1247 году упоминается в связи со смертью отца, когда дядя — князь Святослав Всеволодович, заняв Великое княжение, наделяет племянников городами, «якоже уряди крестный его князь Великий». Вероятно, тогда Василий получает в удел Кострому.
В 1266 году женится в Костроме на неизвестной; венчание совершает в церкви святого Феодора епископ ростовский Игнатий († 28 мая 1288).
Свадьба Костромского князя Василия Ярославича. 1266.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в.
Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 39об.
Лицевой летописный свод XVI века. Кн. 6. 1242–1289 гг.
В 1270 году, когда изгнанный Новгородцами брат Василия — Великий князь Ярослав собирается идти на Великий Новгород, Василий отправляет послов с заявлением: «Жаль ми своея отчины». Сам едет в Орду и убеждает хана отозвать татарские полки, обвиняя посла Ярослава: «Новгородци права, а Ярославъ виноватъ».
В 1271 году едет в Орду с Ярославом и племянником Дмитрием Александровичем.

Князья Ярослав Ярославич, Василий Ярославич и Дмитрий
Александрович отправляются в Орду. 1271.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в.
Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 66.
Лицевой летописный свод XVI века.
На обратном пути Великий князь Ярослав умирает, и Василий занимает Великокняжеский престол (1272).
Примечание:
Феодоровская икона Божией Матери и Костромской князь Василий Ярославич
Феодоровская икона Богоматери, со Сказанием. XVII в.,
Костромской историко-архитектурный музей-заповедник
«Ипатьевский монастырь»
Согласно древнему преданию, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери принадлежит кисти святого апостола и евангелиста Луки. В своем иконографическом типе она близка к прославленной Владимирской иконе, однако имеет отличительную особенность: обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа.
Путь святыни на Руси начался в XII веке. Святыня пребывала сначала в скромной деревянной часовне, а затем в Богородице-Феодоровском монастыре близ Городца. В XIII веке и город, и обитель были разорены и сожжены войском хана Батыя. Икона считалась утраченной, однако спустя несколько лет произошло ее чудесное второе обретение, память которого празднуется 29 августа.
О самом обретении есть несколько преданий, и два из них тесно связаны с семьей святого благоверного князя Александра Невского.
Первое обретение и Князь Георгий:
Наиболее распространенное сказание гласит, что 16 августа 1239 года князь Костромской Георгий (Юрий) Всеволодович, дядя Александра Невского, во время охоты в лесу узрел на сосне дивный образ. Попытки князя снять икону оказались тщетны – она чудесным образом возносилась в воздух. Накануне же Костромичам было видение: некий светлый муж в блистающих воинских доспехах, обликом подобный Великомученику Феодору Стратилату, обходил город с иконой в руках. Лишь когда духовенство и народ во главе с князем совершили к месту явления крестный ход и отслужили молебен, икону удалось снять с дерева. Видение воина-стратилата и посвящение главного соборного храма Костромы святому Феодору дали основание именовать обретенный образ Феодоровской иконой Божией Матери.
На месте чудесного явления, на берегу реки Запрудни, был основан Спасо-Запрудненский монастырь (ныне – церковь Спаса Нерукотворного на Запрудне). Знаменательно, что алтарь разрушенного коммунистами в 1930-х годах Костромского кафедрального собора был обращен не на восток, а на север – именно в сторону Запрудни, к месту явления чудотворного образа, куда прежде ежегодно 16 августа направлялся торжественный крестный ход.
Явление Богоматери князю Василию Костромскому
Наследие Александра и Чудо с Василием:
После гибели князя Георгия Всеволодовича в битве на Сити (1238) святыня перешла к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу. Именно этим образом он благословил брак своего сына Александра (Невского) с Полоцкой княжной Александрой Брячиславной. Не исключено, что именно этим браком объясняется наличие на оборотной стороне Феодоровской иконы образа святой Великомученицы Параскевы Пятницы – небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома.
Феодоровская икона стала моленным образом святого Александра Невского. Предание говорит, что князь брал с собой в походы, в том числе и в Орду, список с этой иконы. Под ее сенью в Городецком монастыре, приняв перед смертью (1263 г.) схиму с именем Алексий, он отошел ко Господу. После кончины Великого князя чудотворный образ унаследовал его младший брат, князь Костромской Василий Ярославич.
В 1272 году на Кострому двинулись татарские полчища, грозя полным разорением. Князь Василий, выступив на защиту города, взял с собой Феодоровскую икону. В решающий момент враги были поражены чудесным видением: от святого образа воссиял ослепительный свет, подобный пожирающему пламени, и в страхе они обратились в бегство.
Второе предание и Василий Квашня:
Другое предание связывает обретение иконы непосредственно с князем Василием Ярославичем и Костромичами. Согласно ему, жители города узрели воина с иконой, обходившего улицы, а на следующий день князь Василий нашел этот образ висящим на дереве. Воина опознали как Феодора Стратилата, а икону – как утерянную Городецкую святыню. Существует и вариация этого сказания, приписывающая обретение другому Костромскому князю – Василию Квашне – и датирующая его несколько более ранним временем.
Родовая Святыня Романовых:
Особое почитание Феодоровской иконы утвердилось с воцарением Дома Романовых. 27 марта 1613 года инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова) благословила этим образом своего сына, Михаила Федоровича, на царство. С этого момента 27 марта установлено второе празднество в честь иконы как родовой святыни царствующей фамилии.
Феодоровская икона стала одной из главных фамильных святынь Романовых, с нее было сделано множество списков. С конца XVIII века сложилась трогательная традиция: немецкие принцессы, выходя замуж за Великих князей и императоров России и принимая православие, в честь чтимой иконы получали отчество «Фёдоровна». Так были наречены:
· Императрица Мария Фёдоровна (супруга Павла I)
· Императрица Александра Фёдоровна (супруга Николая I)
· Императрица Мария Фёдоровна (супруга Александра III)
· Императрица Александра Фёдоровна (супруга Николая II)
· Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (супруга Великого князя Сергея
Он отправляет в Новгород послов «с поклономь, сѣсти на столѣ», но Новгородцы предпочитают Дмитрия Александровича (9 октября 1272). В ответ Василий с татарами разоряет Новгородские волости, захватывает Торжок, а его племянник Святослав Ярославич берёт Волок, Бежичи, Вологду и «полон Великий».
В начале 1273 года Дмитрий покидает Новгород, и горожане приглашают Василия.
В 1275 году князь Василий везёт дань в Орду к хану Менгу-Тимуру († 26 апреля 1282). По рассказу В.Н. Татищева, хан упрекает его: «Ясак мал есть, а люди многи в земли твоей» — что приводит ко второй татарской переписи Руси.
Они же послали к нему с челобитьем и с молением великим;
он же пошел в Орду к царю и возвратил рать татарскую,
умолив царя, и рассказал все по порядку, говоря: «Новгородцы
правы, а брат мой, князь великий Ярослав Ярославич, виноват».
Царь же почтил его очень и рад был, (что) не послал рати.
По просьбе новгородцев князь Василий Ярославич Костромской
умоляет татарского царя не посылать на них рати, говоря,
что они правы, а его брат князь Ярослав Ярославич виноват.
Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Остермановский том 1, стр. 281
Источник: runivers.ru
В 1276 году возвращается из Орды. В январе 1277 года, доехав до Костромы, умирает.

Преставление великого князя владимирского Василия Ярославича. 1277.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85об.
Погребён в Костромской соборной церкви Святого Феодора Стратилата.
Клеймо «Явление иконы Костромскому князю Василию Ярославичу»
[Изображение опущено]
Был женат с 1266 года; детей не оставил.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.