Главный контролер
В 1884 -[1917 г.] гг. Должность V кл. Учреждена Временными правилами о контрольном надзоре над оборотами обществ железных дорог: Балтийской, Лозово-Севастопольской и Московско-Брестской от 13 июня 1884 г. на 2 года, с намерением в дальнейшем ввести ее и на др. частных железных дорогах, "в доходности коих правительство ... непосредственно заинтересовано". Местный контроль возглавлял Главный контролер, который был подчинен непосредственно генеральному контролеру.
В подчинении Главного контролера работали: помощник (VI кл.). Старшие контролеры (VI кл.), контролеры (VII кл.) и помощники контролеров. 17 мая 1888 года высочайше утверждено мнение Государственного Совета "Об устройстве контрольных учреждений по надзору за оборотами частных железных дорог", а 2 июля 1891 г. были опубликованы временные правила "О контроле над оборотами эксплуатации казенных железных дорог", в соответствии с которыми Главный контролер был подчинен специально назначенному помощнику генерального контролера. Контрольные органы были учреждены на железных дорогах: Донецкой, Привислянской, Варшаво-Бромбергской, Варшаво-Тереспольской, Орловско-Витебской, Динабурго-Витебской, Ряжско-Вяземской, Моршанско-Сызранской, Закавказской. Позднее они учреждались и на др. железных дорогах. Например, в феврале 1891 года на Оренбургской, Ивангородо-Домбровской, Орловско-Грязской, Риго-Динабургской, Козлово-Воронежско-Ростовской, Грязе-Царицынской и др. С 3 мая 1899 года Главный контролер стал членом совета управления железных.дорог от Государственного контроля.
Главному контролеру представлялось лично или через его помощников: рассматривать книги, счета, документы и все делопроизводство правлений железно-дорожных обществ, управлений и служб дороги; свидетельствовать денежные кассы и имущество железной дороги; производить фактическую проверку исполнения поставок и работ по линии и в мастерских; поверять в натуре и по документам товарные и пассажирские поезда. Контролю подлежали и денежные затраты администрации железных дорог посредством ревизий наличности, контроля приема материалов, заказов, поставок, объема работ, наличия материалов на складах, и т.п. Главный контролер имел право присутствовать на торгах по работам, поставкам и т.п., при проведении тиража акций и облигаций и при уничтожении погашенных листов и оплаченных купонов. При обнаружении невыгодных для казны действий и распоряжений администрации железных дорог Главный контролер сносился с инспектором железных дорог (1) и по согласованию с ним сообщал свои замечания правлению общества и управлению железных дорог. Если его замечания не были одобрены инспектором или администрацией, - они пересылались в железнодорожные отдел Государственного контроля. Туда же Главный контролер представлял отчеты о результатах ревизий и проверок оборотов проверяемой дороги.
Источники: ПСЗ III Т. 4. № 2317, 2588; Т. 7. № 4872; Т. 8. № 5201; Т. 11. № 7485, 7780; Т. 19. № 16822; СУ 1888. № 55. Ст. 507; 1891. № 29. Ст. 329, № 63. Ст. 676; 1901. № 81. Ст. 1778; 1916. № 53. Ст. 361; Сб. высоч. повелений, инструкций и правил относящихся до эксплуатации и постройки казенных ж.д. СПб., 1891; Государственность России: Словарь-справочник. М., 1996. Кн. 1. С. 275-278.
C.Л. Макарова
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!