Инспектор железной дороги. 1.

В 1857-1892 гг.

Должность VI кл.

Учреждена высочайше утвержденным Положением об инспекторах частных железных дорог от 6 июня 1857 года.

Инспектор железной дороги определялся правительством, назначался главноуправляющим (с 1865 - министром (2)) путей сообщения на частные железные дороги. На эту должность назначали инженера путей сообщения и присваивали звание "Инспектор дороги».

Он находился в подчинении департамента железных дорог Министерства путей сообщения, содержание получал от казны по чину и сверх того оклад по должности. Если имелось желание акционерного общества и согласие главноуправляющего (министра) путей сообщения, ему могло быть поручено управление дорогой. В этом случае он получал содержание от данного общества как управляющий железной дороги и от казны — как Инспектор железной дороги (но назначать на должность помощника Инспектор железной дороги инженеров, служащих на той же дороге, было запрещено в 1879 г.). Т.к. такое положение ставило Инспектора железной дороги в зависимость от отношения к нему Правления дороги, по требованию Государственного Совета в 1885 года оно было отменено. Инспектор железной дороги должен был оказывать Управлению железной дороги всяческую помощь и выступать посредником и ходатаем за нее у местных государственных учреждений. Расходы по содержанию инспекций возмещались взносами с обществ железных дорог на счет Министерства путей сообщения. 19 августа 1869 года министру путей сообщения было разрешено утверждать классы должностей Инспекторов железной дороги: на больших дорогах - V кл., а на остальных — VI кл.

Инспектор железной дороги имел власть наблюдательную и предупредительную, но не распорядительную. Посему главная его обязанность состояла в наблюдении за правильностью, удобством и безопасностью движения на дороге и в надзоре за действиями ее управления. Практически на дороге не было вопросов, которые решались бы без его ведома.

В обязанности Инспектора железной дороги входило следить: чтобы в определениях и распоряжениях правления общества не было отклонений от утвержденного устава ж.д. и принятых правительством постановлений; за правильной фиксацией сборов ж.д. и поступлением вырученных сумм в кассу; за точным и в срок выполнением обязательств общества относительно капитального ремонта ж.д., "усиления» подвижного состава и пр. Для этого ему предоставляли все сведения о работе дороги, журналы заседаний, шнуровые и счетные книги и др. документы по его требованию. Он сверял счета на работы по ж.д. с действительным производством работ и поставок. Инспектор железной дороги присутствовал на общих собраниях акционеров с правом голоса, и его мнение заносилось в журнал.

Инспектор железной дороги наблюдал чтобы: правительственные требования к ж.д. сообщались через него; личный состав дороги "был достаточен и благонадежен» для обеспечения безостановочного и безаварийного движения; служащие, от которых зависела безопасность движения, имели должностные инструкции и строго их соблюдали; при объездах дороги Инспектор железной дороги обязан был обращать внимание на работников на линии ж.д. (выявлять неспособных, неблагонадежных, нетрезвого поведения), а при рассмотрении годовых смет обращать внимание на "достаточность, по местным условиям», сметного назначения на содержание этих работников "ввиду необходимости надлежащего их обеспечения и привлечения тем к делу людей, более способных, трезвых и... благонадежных».

Инспектор железной дороги следил, чтобы: дорога, все сооружения и приборы на ней содержались в исправности; станции со всеми строениями содержались в чистоте и имели максимум удобств для пассажиров; необходимый ремонт производился своевременно и тщательно; подвижный состав (паровозы, тендеры, вагоны и платформы) был испытан и опробован, содержался в исправности и чистоте и строго велся учет пройденных им верст, своевременно производился их осмотр и ремонт. Он обязан был присутствовать при испытаниях сооружений дороги и подвижного состава и наблюдать, чтобы переделки на дороге производились согласно утвержденным министром путей сообщения проектам. Он следил, чтобы: при составлении поездов принимались необходимые меры предосторожности; расписание движения было удобным для публики; скорость не превышала положенную; в пути не было произвольных остановок, а прохождение экстренных поездов не нарушало расписания; погрузка и перевозка товаров производились "правильно».

Инспектор железной дороги проверял силу водоподъемных машин при устройстве водоснабжения станций; проверял свидетельства испытаний паровозных котлов и лично присутствовал при испытаниях котлов, вышедших из ремонта, а также сооружений дороги и подвижного состава и подписывал акты этих испытаний. Он осматривал ж.-д. сооружения: стрелки, поворотные круги, телеграфные приборы, машины, станки в мастерских, меблировку станций и пр. Инспектор железной дороги имел право, под свою ответственность, во время производства работ, разрешать вносить изменения в уже утвержденные проекты и сроки, вызванные необходимостью из-за свойств грунта, состояния вод, силы ледохода, свойств материала и др. вновь выявленных местных или техн. условий. Обо всех изменениях он сообщал управляющему ж.д. и представлял чертежи и объяснение причин. Инспектор железной дороги заботился о мерах предупреждения пожаров. Он контролировал своевременное обеспечение служащих и рабочих вещевым и денежным довольствием.

При несчастных случаях Инспектор железной дороги производил осмотр места происшествия на предмет выявления техн. причин и присутствовал при следствии, проводимом полицией (акты технических дознаний, копии с актов дознаний полицейских и управления дороги он отсылал в Техническо-инспекторский комитет железных дорог Министерства путей сообщения); визировал все распоряжения управления дороги и ее управляющего, имеющие значение для безопасности и Удобства движения. Каждые 4 месяца он производил осмотр дороги и сооружений на ней и отчеты о результатах осмотров и акты о неполадках представлял в Министерство путей сообщения (20 мая 1875 года отчеты об осмотрах дороги было предписано представлять ежемесячно). Свои замечания он сообщал управляющему и инженерам дороги, а если ими не были приняты меры, то в министерство. Перед наступлением зимних метелей и весной перед таянием снега Инспектор железной дороги осматривал линию ж.д. и сообщал в Министерство путей сообщения о степени ее подготовки.

Помимо прямых обязанностей, на Инспектора железной дороги был возложен надзор за работой ж.-д. телеграфа. Он наблюдал за своевременным предоставлением в Управление дороги проекта телеграфа и представлял в Министерство путей сообщения свое заключение о соответствии его требованиям безопасности движения; свидетельствовал акт приемки готовых линий и с разрешения Министерства путей сообщения предлагал Управлению дороги начать передачи по телеграфу депеш; следил за организацией службы; за комплектованием служащих, взятием от них подписки о соблюдении тайны корреспонденции, ношением ими в служебное время форменной одежды и пр. Он следил за своевременным ремонтом телеграфных линий и станций и участвовал лично или через назначенных им лиц в освидетельствовании отремонтированных линий представителями телеграфных ведомства; наблюдал, чтобы управление дороги не отказывало им в помощи. Список лиц и организаций, имевших право бесплатной передачи депеш, свидетельствовался Инспектор железной дороги, причем он присматривал, чтобы они передавали только служебные экстренные депеши и в возможно более сжатом виде. Во избежание излишней переписки в циркуляре Министерства путей сообщения 1879 года предлагалось ходатайства ж.-д. обществ по различным вопросам передавать через Инспектора железной дороги.

В случае отлучки из "района инспекции» Инспектор железной дороги передавал обязанности помощнику и сообщал об этом в министерство по телеграфу. Он имел право бесплатного проезда в любом поезде, на дрезине, а в экстренных случаях на спец. поезде; принимал и сопровождал поезда императорской фамилии. С 1876 года Инспектора железной дороги обязывались по "третям» года представлять в Министерство путей сообщения списки лиц, служащих в ж.-д. обществе на должностях: директора правления; управляющего дорогой и его заместителей; инженерами по службам дороги; начальников отделений, дистанций, участков, станций железной дороги (см. Начальник отделения службы пути железной дороги; Начальник дистанции железной дороги; Начальник станции железной дороги); кассиров, а так же на должностях, соприкасающихся с публикой. Туда же он представлял отзыв о работе лиц, которые увольнялись из ведомства Министерства путей сообщения для службы на частной ж.д. Циркуляром 1879 года надзор над ж.-д. училищами был возложен "на ответственность инспектора той дороги, при коей училище состоит».

С 1 июля 1865 года должность Инспектора железной дороги была временно учреждена и на казенных ж.д. 16 июня 1892 года высочайше утвержденным Положением об инспекции железных дорог, состоящих в ведении Министерства путей сообщения, взамен местной инспекции на ж.д. учреждена была центральная инспекция при Министерстве путей сообщения для всех ж.д., казенных и частных (см. Главный инспектор железных дорог), а обязанности Инспектора железной дороги возложены на начальников казенных и управляющих частных железных дорог (см. Начальник железной дороги; Управляющий железной дороги).

 

Синоним: Инспектор эксплуатации железной дороги



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Инспектор железной дороги. 1."

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Главный инспектор частных железных дорог
  • - Имперский инспектор железной дороги
  • - Главный инспектор Министерства путей сообщения
  • - Главный инспектор железных дорог
  • - Инспектор железной дороги. 2.
  • - Инспектор подъездных путей
  • - Инспектор строящейся железной дороги
  • - Инспектор эксплуатации железной дороги


  • Название статьи: Инспектор железной дороги. 1.


    Автор(ы) статьи: C.Л. Макарова

    Источник статьи:  

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Источники: ПСЗ П. Т.32. № 31932; Т. 34. № 34155; Т. 40. № 42049, 42278; Т. 42. № 44897; Т. 43. № 46278; Т. 44. № 47392; ПСЗ III. Т. 5. № 3967; Т. 9. №6317; Т. И. №7428,7700; Т. 12.№8711; Т. 19. № 17690, 17924; СЗРИ. СПб., 1857. Т. 12. Устав путей сообщения; СУ. 1876. № 66. Ст. 698; 1885. № 83. Ст. 723; 1891. № 7. Ст. 62; № 17. Ст. 168; Сб. министерских постановлений и общих правительственных распоряжений Министерства путей сообщения по железным дорогам. СПб., 1874. Т. 1; СПб., 1877. Т. 2; Инструкция инспекторам железных дорог и начальникам телегр. округов по надзору за телеграфами железных дорог. СПб., 1880; Никольский Ф.С. Систематическое изложение законов о путях сообщения. СПб., 1881; Сб. действующих правительственных распоряжений по ж.д. 1879-1881. СПб., 1890. Т. IV; Кулъжинский С. О реорганизации центр, установлений Мин-ва путей сообщения по управлению ж.д. СПб., 1911; Аксененко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. Железные дороги России. От реформы к реформе. М., 2001; Государственность России. Словарь-справочник. М., 2001. Кн. 4. С. 298-305.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru