Инспектор железной дороги. 2.
В [1867] - [1917] гг. Должность V или VI кл. (в зависимости от значимости дороги). 1 июля 1867 года для наблюдения со стороны правительства за правильностью и тщательностью производства работ и поставок на строящихся ж. д. была учреждена правительственная инспекция, которую возглавлял Инспектор железной дороги, подчиненный главному инспектору частных железных дорог Министерства путей сообщения. На линиях малой протяженности инспекции состояли из Инспекторов железной дороги и его помощника, а линии большой протяженности были разбиты на участки, на которых работали подчиненные Инспектору железной дороги участковые инспекторы. С 19 августа 1869 года министру (см. Министр. 2) путей сообщения разрешалось утверждать классы должностей учреждаемых правительственных инспекций на строящихся ж.д. У Инспектора железной дороги хранились копии Устава акционерного общества, утвержденные технического условия, все проекты и расценочные ведомости строительства. Когда ж.д. сдавалась в эксплуатацию и открывалась для "правильного движения", об этом приказом министра (2) сообщалось совету управления дороги, правлению акционерного общества и Инспектор железной дороги.
К обязанностям Инспектора железной дороги относился надзор за тем: чтобы все работы по сооружению дороги и поставки, служащие для снабжения ее подвижным составом и др. принадлежностями для эксплуатации, исполнялись в соотв. с условиями, предусмотренными утвержденными уставами акционерных обществ, техническим условиями и утвержденными Министерством путей сообщения проектами; чтобы к работам не приступали до утверждения проектов Министерством путей сообщения; чтобы все работы производились тщательно, правильно, качественно, согласно правилам строительного искусства и климатическим условиям; чтобы все материалы удовлетворяли требованиям по качеству и размерам; чтобы возводимые постройки, мосты и путепроводы по расположению, размерам и удаленности от путей ж.д. удовлетворяли техническим требованиям и требованиям о пределах приближения строений к путям ж.д. Инспектор железной дороги следил, чтобы к строительству в черте города приступали не ранее, чем будет достигнуто соглашение с городской думой, а в черте крепостей или других стратегических объектов - с Военным министерством. Инспектор железной дороги проверял счета на выдачу сумм из капитала, определенного уставом общества, способствовал работе комиссий и лиц, посылаемых Министерством путей сообщения для проверок; принимал в эксплуатацию мосты до 20 сажень, имел право разрешать рабочее движение на готовых участках дороги до приема их комиссией (сообщал об этом в управление железных дорог).
Инспектор железной дороги (его помощник или один из участковых инспекторов) освидетельствовал устройство мостов, прокладку труб, рытье котлованов, закладку фундаментов на предмет определения удовлетворительности избранной системы, соответствия свойствам грунта и климатическим условиям. Все нужные для этого изыскания проводились акционерными обществами по его указаниям. Он же удостоверял качество растворов. Свои заключения Инспектор железной дороги заносил в особый журнал, который представлял в техническо-инспекторский комитет (в дальнейшем - в Департамент ж.д.) Министерства путей сообщения, а копии - в правление общества. Инспектор железной дороги проверял сведения: где и по каким кондициям заказывались рельсы, скрепления, фермы мостов и пр., организовывал испытания пролетов мостов после окончания их постройки, результаты заносил в особый журнал за подписями своей и главного инженера строительства. Журналы испытаний также отсылались в Министерство путей сообщения в подлиннике за подписями Инспектора железной дороги и главного инженера общества. Инспектор железной дороги мог вносить отдельные изменения в проект строительства, если исключительные причины или местные условия вызывали необходимость этого.
Инспектор железной дороги и участковые инспекторы имели казенную печать. С 30 сентября 1872 года на Инспектора железной дороги была возложена ответственность за знание служащими должностных инструкций. По инструкции от 31 мая 1892 года в техническом отношении их права приравнивались к правам начальников работ по строительству казенных ж.д. При несчастных случаях он присутствовал на дознаниях и следствиях, определял виновных, сообщал о них в министерство, проверял весовые гири на станциях ж.д. Инспектор железной дороги не входил в споры общества с рабочими, подрядчиками, служащими и пр. 31 мая 1892 года Министерством путей сообщения была утверждена инструкция Инспектору железной дороги за№ 1169.
Синоним: Инспектор строящейся железной дороги
Источники: ПСЗ II. Т. 42. № 44897; Т. 44. № 47392; Т. 51. № 55806; Т. 52. № 56960; ПСЗ III. Т. 6. № 3840; Т. 7. № 4712; Т. 8. № 4994, 5369; Т. 11. № 7434, 7876, 7947; Т. 12. № 8487; Т. 13. № 9969; Т. 14. № 11027; Т. 15. № 11931, 12067, 12346; Т. 18. № 15994; Т. 19. № 16822, 17690, 17759, 17924; Т. 20. № 18702, 19043; Т. 21. № 19516, 19774; Т. 31. № 34775; Т. 33. № 38644, 38775, 38777; СЗРИ. СПб., 1857. Т. 12. Устав путей сообщения; СЗРИ. СПб., 1912. Т. 12, ч. 1. Устав путей сообщения; СУ. 1876. №43. Ст. 509; 1888. № 66. Ст. 630; 1891. № 74. Ст. 787; № 94. Ст. 981; 1901 № 22. Ст. 326; 1914. № 71. Ст. 845; 1916. № 14. Ст. 51; № 27. Ст. 141; Сб. министерских постановлений и общих правительственных распоряжений Министерства путей сообщения по железным дорогам. СПб., 1874. Т. 1; СПб., 1877. Т. 2; Систематический сб. узаконений и общих распоряжений. С июля 1899 г. по декабрь 1902 г. СПб., 1904; Краткий ист. очерк развития и деятельности ведомства путей сообщения за 100 лет его существования. 1798-1898. СПб., 1898; Инструкция инспекторам железных дорог, строящихся частными об-вами и лицами. СПб., 1912; Список личного состава Мин-ва путей сообщения. Пг., 1915; Государственность России: Словарь-справочник. М., 2001. Кн. 4. С. 298-305.
С.Л. Макарова
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!