ОТЕЦ ИНДИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Вольфганг Акунов
ОТЕЦ ИНДИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
"Я думал о голодающих миллионах, которых
британцы эксплуатировали и держали в темноте и
невежестве. Во мне окрепла глубочайшая ненависть
к системе правления в Индии, как мне представлялось,
основанной на несправедливости. Чтобы устранить эту
несправедливость, я решил пожертвовать всем – моей
жизнью, моим домом, семьей и ее традициями".
Капитан Шах Наваз-Хан, командир дивизии
Индийской Национальной Армии С.Ч. Боса.
Субхас Чандра Бос (а не "Босе" и не "Бозе", как у нас часто неправильно пишут и думают!), прозванный еще при жизни "отцом индийской революции", вождь ("нетаджи") индийского национально-освободительного движения, которым, вынужденный эмигрировать британскими колониальными властями, руководил из Германии (в 1941-1943 гг.) и из Японии (в 1943-1945 гг.), родился в 1897 г. в Каттаке (индийский штат Орисса), погиб 18 августа 1945 г. при не выясненных до конца обстоятельствах в результате авиакатастрофы в Тайбэе (Тайвань).
Хотя отец Субхаса, происходивший из древнего рода кшатриев ("кшатриями" в традиционном индоарийском обществе именовались члены касты воинов, второй по значению после касты священнослужителей-"брахманов") был юристом, неплохо зарабатывал и, таким образом, принадлежал к привилегированным слоям туземного населения Британской Индии, он мог потратить на образование Субхаса, являвшегося девятым по счету из 14 детей в семье, весьма ограниченные средства.
Субхас получил начальное образование в школе баптистской миссии в Каттаке, после чего поступил в Рэйвеншо Колледж, а в 1913 г. – в Президанс-Колледж Калькуттского университета, который закончил блестяще, с академической степенью бакалавра искусств. В кадетском корпусе при университете Субхас (как воин-кшатрий по происхождению,являвшийся приверженцем учения о первобытной силе "шакти", олицетворенной в образе богини-воительницы Кали-Дурги, супруги бога-разрушителя Шивы) прошел также военную подготовку.
Кстати, именно в силу своего кшатрийского происхождения, он ел мясо, пил вино, всегда защищал идею кровопролития и впоследствии выступал против политики Махатмы Ганди, призывавшего индийцев к ненасильственному гражданскому неповиновению.
Готовясь к карьере чиновника Индийской гражданской службы, Бос отправился в Англию с намерением получить высшее образование в Кембриджском университете, однако, проучившись в Кембридже неполных три семестра, в середине 1921 г. возвратился в Индию, чтобы участвовать в борьбе против британского колониального господства, разгоревшейся в его родной Бенгалии. После первых же политических выступлений Бос был арестован британскими колониальными властями и приговорен в шести месяцам тюремного заключения.
В 1924 г. Субхас Чандра Бос был арестован английскими колонизаторами вторично и сослан в Бирму, где отбывал тюремное заключение в британской тюрьме г. Мандалей (воспетого в известном стихотворении сэра Редьярда Киплинга в совсем ином, не тюремном, а любовно-романтическом аспекте). В 1927 г. Бос вышел на свободу и вновь появился на политической арене как глава молодежного освободительного движения Индии.
Активным соратником Субхаса в борьбе с британским колониальным гнетом был его старший брат Сарат Чандра Бос.
Субхас Чандра Бос принадлежал к числу основателей ежедневной газеты "Форвард" ("Вперед"), издававшейся на английском языке, и публиковал в ней многочисленные статьи с требованием предоставить Индии статус доминиона в рамках Британской империи. В описываемое время огромное влияние на молодое поколение бенгальцев, и в том числе на С. Ч. Боса, имело учение индийского социолога Саркара, геополитические идеи которого были весьма схожи с идеями, одновременно развивавшимися в Германии "отцом современной геополитики" Карлом Гаусгофером. В возрасте 27 лет Бос стал главой исполнительной власти (Chief Executive Officer, то есть, фактически – мэром) г. Калькутты, председателем Провинциального совета Бенгалии и Президентом Всеиндийского конгресса профсоюзов.
За свои выступления против произвола британской колониальной администрации борец за свободу индийцев был брошен за решетку и провел в заключении три года (1924-1927 гг.). Будучи избран Председателем Бенгальского провинциального комитета партии Индийский Национальный Конгресс (ИНК), Бос в 1928 г. добился принятия резолюции, требовавшей предоставления Индии полной независимости, не ограничиваясь предоставлением ей статуса британского доминиона - как это предлагал Махатма Ганди.
В тот момент, на пике популярности Боса среди членов Индийского Национального конгресса и. вместе с тем, широчайших слоев индийского общества, его единственным реальным соперником являлся Джавахарлал Неру - как и Бос, образованный человек, выпускник Кембриджа.
В 1930 г. Субхас Чандра Бос приезжал в Токио на конференцию, на которой обсуждалась идея паназиатского освободительного движения под эгидой Японии, вынашивавшей план создания Великой Сферы Восточноазиатского Совместного Процветания ("Восемь Углов Под Одной Крышей").
В 1932 г. Бос был вновь арестован британцами за участие в гандистском "движении гражданского неповиновения" и в очередной раз брошен за решетку. Крайне тяжелые условия тюремного заключения в г. Лакхнау подорвали его здоровье. По ходатайству многочисленных видных представителей общественности Британской Индии (в частности, Рабиндраната Тагора и др.) британские власти разрешили Босу выехать на лечение в Австрию. В период своего пребывания в Европе в 1933-1936 гг. С.Ч. Бос посетил ряд европейских столиц в поисках друзей и союзников в борьбе за освобождение Индии от британского колониального ига. Он вел переговоры с Бенито Муссолини в Риме, с Эдуардом Бенешем в Праге и с ирландским президентом де Валерой в Дублине, посетил Софию и Берлин.
В Берлине он не получил ожидаемой поддержки от германских властей, но в Мюнхене познакомился и подружился с виднейшим немецким (да и мировым) геополитиком профессором Карлом Гаусгофером. Эта дружба связала их на многие годы. Но наибольшее впечатление и влияние оказали на Боса социал-фашистские идеи Муссолини и его строго централизованная государственная партия. Бос считал вполне возможным применить итало-фашистскую модель и к условиям Индии.
Надо сказать, что идеи фашизма и национал-социализма (как, впрочем, и коммунизма) нашли к тому времени в Индии достаточно широкое распространение. Еще в 1925 г. видным деятелем индийского национально-освободительного движения К.Б. Хедгеваром был основан "Союз добровольных служителей Родины" - "Раштрия Сваямсевак Сангх", именуемый сокращенно РСС (или "Индийские СС"). В отличие от сторонников Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру, члены "Индийских СС" с самого начала взяли курс на вооруженную борьбу с английскими оккупантами.
ОТЕЦ ИНДИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
"Я думал о голодающих миллионах, которых
британцы эксплуатировали и держали в темноте и
невежестве. Во мне окрепла глубочайшая ненависть
к системе правления в Индии, как мне представлялось,
основанной на несправедливости. Чтобы устранить эту
несправедливость, я решил пожертвовать всем – моей
жизнью, моим домом, семьей и ее традициями".
Капитан Шах Наваз-Хан, командир дивизии
Индийской Национальной Армии С.Ч. Боса.
Субхас Чандра Бос (а не "Босе" и не "Бозе", как у нас часто неправильно пишут и думают!), прозванный еще при жизни "отцом индийской революции", вождь ("нетаджи") индийского национально-освободительного движения, которым, вынужденный эмигрировать британскими колониальными властями, руководил из Германии (в 1941-1943 гг.) и из Японии (в 1943-1945 гг.), родился в 1897 г. в Каттаке (индийский штат Орисса), погиб 18 августа 1945 г. при не выясненных до конца обстоятельствах в результате авиакатастрофы в Тайбэе (Тайвань).
Хотя отец Субхаса, происходивший из древнего рода кшатриев ("кшатриями" в традиционном индоарийском обществе именовались члены касты воинов, второй по значению после касты священнослужителей-"брахманов") был юристом, неплохо зарабатывал и, таким образом, принадлежал к привилегированным слоям туземного населения Британской Индии, он мог потратить на образование Субхаса, являвшегося девятым по счету из 14 детей в семье, весьма ограниченные средства.
Субхас получил начальное образование в школе баптистской миссии в Каттаке, после чего поступил в Рэйвеншо Колледж, а в 1913 г. – в Президанс-Колледж Калькуттского университета, который закончил блестяще, с академической степенью бакалавра искусств. В кадетском корпусе при университете Субхас (как воин-кшатрий по происхождению,являвшийся приверженцем учения о первобытной силе "шакти", олицетворенной в образе богини-воительницы Кали-Дурги, супруги бога-разрушителя Шивы) прошел также военную подготовку.
Кстати, именно в силу своего кшатрийского происхождения, он ел мясо, пил вино, всегда защищал идею кровопролития и впоследствии выступал против политики Махатмы Ганди, призывавшего индийцев к ненасильственному гражданскому неповиновению.
Готовясь к карьере чиновника Индийской гражданской службы, Бос отправился в Англию с намерением получить высшее образование в Кембриджском университете, однако, проучившись в Кембридже неполных три семестра, в середине 1921 г. возвратился в Индию, чтобы участвовать в борьбе против британского колониального господства, разгоревшейся в его родной Бенгалии. После первых же политических выступлений Бос был арестован британскими колониальными властями и приговорен в шести месяцам тюремного заключения.
В 1924 г. Субхас Чандра Бос был арестован английскими колонизаторами вторично и сослан в Бирму, где отбывал тюремное заключение в британской тюрьме г. Мандалей (воспетого в известном стихотворении сэра Редьярда Киплинга в совсем ином, не тюремном, а любовно-романтическом аспекте). В 1927 г. Бос вышел на свободу и вновь появился на политической арене как глава молодежного освободительного движения Индии.
Активным соратником Субхаса в борьбе с британским колониальным гнетом был его старший брат Сарат Чандра Бос.
Субхас Чандра Бос принадлежал к числу основателей ежедневной газеты "Форвард" ("Вперед"), издававшейся на английском языке, и публиковал в ней многочисленные статьи с требованием предоставить Индии статус доминиона в рамках Британской империи. В описываемое время огромное влияние на молодое поколение бенгальцев, и в том числе на С. Ч. Боса, имело учение индийского социолога Саркара, геополитические идеи которого были весьма схожи с идеями, одновременно развивавшимися в Германии "отцом современной геополитики" Карлом Гаусгофером. В возрасте 27 лет Бос стал главой исполнительной власти (Chief Executive Officer, то есть, фактически – мэром) г. Калькутты, председателем Провинциального совета Бенгалии и Президентом Всеиндийского конгресса профсоюзов.
За свои выступления против произвола британской колониальной администрации борец за свободу индийцев был брошен за решетку и провел в заключении три года (1924-1927 гг.). Будучи избран Председателем Бенгальского провинциального комитета партии Индийский Национальный Конгресс (ИНК), Бос в 1928 г. добился принятия резолюции, требовавшей предоставления Индии полной независимости, не ограничиваясь предоставлением ей статуса британского доминиона - как это предлагал Махатма Ганди.
В тот момент, на пике популярности Боса среди членов Индийского Национального конгресса и. вместе с тем, широчайших слоев индийского общества, его единственным реальным соперником являлся Джавахарлал Неру - как и Бос, образованный человек, выпускник Кембриджа.
В 1930 г. Субхас Чандра Бос приезжал в Токио на конференцию, на которой обсуждалась идея паназиатского освободительного движения под эгидой Японии, вынашивавшей план создания Великой Сферы Восточноазиатского Совместного Процветания ("Восемь Углов Под Одной Крышей").
В 1932 г. Бос был вновь арестован британцами за участие в гандистском "движении гражданского неповиновения" и в очередной раз брошен за решетку. Крайне тяжелые условия тюремного заключения в г. Лакхнау подорвали его здоровье. По ходатайству многочисленных видных представителей общественности Британской Индии (в частности, Рабиндраната Тагора и др.) британские власти разрешили Босу выехать на лечение в Австрию. В период своего пребывания в Европе в 1933-1936 гг. С.Ч. Бос посетил ряд европейских столиц в поисках друзей и союзников в борьбе за освобождение Индии от британского колониального ига. Он вел переговоры с Бенито Муссолини в Риме, с Эдуардом Бенешем в Праге и с ирландским президентом де Валерой в Дублине, посетил Софию и Берлин.
В Берлине он не получил ожидаемой поддержки от германских властей, но в Мюнхене познакомился и подружился с виднейшим немецким (да и мировым) геополитиком профессором Карлом Гаусгофером. Эта дружба связала их на многие годы. Но наибольшее впечатление и влияние оказали на Боса социал-фашистские идеи Муссолини и его строго централизованная государственная партия. Бос считал вполне возможным применить итало-фашистскую модель и к условиям Индии.
Надо сказать, что идеи фашизма и национал-социализма (как, впрочем, и коммунизма) нашли к тому времени в Индии достаточно широкое распространение. Еще в 1925 г. видным деятелем индийского национально-освободительного движения К.Б. Хедгеваром был основан "Союз добровольных служителей Родины" - "Раштрия Сваямсевак Сангх", именуемый сокращенно РСС (или "Индийские СС"). В отличие от сторонников Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру, члены "Индийских СС" с самого начала взяли курс на вооруженную борьбу с английскими оккупантами.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Ссылка на статью "ОТЕЦ ИНДИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"
Ссылки на статьи той же тематики ...
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна
!
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.