Бронирование кораблей
Бронирование
Среди элементов боевой силы кораблей видное место занимает Бронирование, как средство защиты от разрушительного действия снарядов.
Идеалом Бронирования было бы полное покрытие бортов и палуб корабля броней, способной не пропустить ни одного снаряда; но вес полного Бронирования настолько велик, что остающегося водоизмещения не хватило бы на котлы и машины, не говоря уже о топливе, пушках и боевых припасах. Между тем, назначение корабля — наносить возможно больший вред противнику, поэтому вооружение не м. б. принесено в жертву защите. При проектировании корабля надо распорядиться предоставленным весом так, чтобы Бронирование наивыгоднейшим образом отвечало требованиям, предъявляемым тактикой. Тут представляются два крайних варианта: забронировать весь корабль, сделав броню настолько тонкой, что она будет пробиваться снарядами, или прикрыть толстыми плитами того же общего веса одни важнейшие части его. Долгое время техника военного судостроения все увеличивала толщину брони, уменьшая площадь Бронирования (См. Броня судовая). Улучшение качеств бронированных плит позволило в последние 10-лет XIX века пойти по обратному пути: броня стала тоньше, а площадь Бронирования соответственно больше.
Эти результаты находились в прямой зависимости от прогресса морской артиллерии. В общем, из борьбы артиллерии с броней можно сделать следующий вывод: когда побеждает броня, корабли прикрывают большую поверхность своего борта тонкой броней; а когда побеждает артиллерия, то броня быстро съёживается у ватерлинии, нарастая в толщину.
Перед русско-японской войной победительницей считалась артиллерия, т. к. её крупные пушки при предполагавшихся дистанциях боя в 10—20 кбт. пробивали какую угодно броню; и потому броненосцы, участвовавшие в этой войне, имели очень толстую броню, прикрывавшую весьма малую часть борта. Однако, война показала, что этот взгляд был ошибочен, — снаряды почти не пробивали броню, ибо боевые дистанции были на самом деле гораздо больше, чем ожидали. Поэтому, броня должна уменьшить свою толщину и расползтись на большую поверхность борта. И действительно, новые броненосцы сплошь покрыты по борту и верхней палубе, броней, но менее толстой. Артиллерия ответила на это снова увеличением калибра, улучшением баллистических качеств и увеличением разрушительной силы снарядов. Трудно предвидеть конец этой борьбы, но можно сказать с уверенностью, что всякое увлечение в ту или другую сторону отзовется во вред действительной силе корабля.
Произведенные после войны 1904-05 гг. опыты дают уже новые взгляды на методы Бронирования. Появление полубронебойных снарядов указывает на малую пригодность слишком тонких прикрытий, но и в этом случае не следует увлекаться, т. к., кроме полубронебойных, имеются и фугасные снаряды. Для правильного решения вопроса техника судостроения должна запросить тактику, какие элементы корабля следует бронировать лучше всего, в каких частях можно ограничиться менее толстой броней и какие помещения м. б. защищены еще слабее, или даже вовсе не закрываться броней. На эти запросы тактика отвечает: сражаются не корабли и пушки, а люди, поэтому главный объект в бою есть личный состав неприятеля. Самым радикальным способом воздействия на этот состав является потопление неприятельского корабля, при котором не только выводится из строя боевая единица, но и оказывается косвенное воздействие на весь личный состав неприятельской эскадры, вызывая в нем такой же упадок духа, какой подъем его наблюдается на обратной стороне.
Следовательно, тактика ставит Бронирование первую задачу: обеспечение непотопляемости корабля.
Второю задачей Бронирования является обеспечение личного состава от постепенного уничтожения, обезоружения и деморализации посредством пожаров, дыма, большого числа попаданий, хотя и менее опасных для участи корабля, но выводящих из строя людей, оружие, механизмы и т. п. Непотопляемость корабля обеспечивается двумя элементами: запасом плавучести и запасом остойчивости.
Первое достигается Бронированием ватерлинии по всей её длине и прикрытием этого броневого пояса броневой же палубой.
Для обеспечения же остойчивости приходится ставить вдоль борта 2-й броневой пояс, лежащий непосредственно над 1-м.
Высота этого пояса д. б. такова, чтобы верхняя его кромка ни при каком вероятном в бою крене, дифференте или размахе не могла уйти в воду. Крен в бою получается, гл. обр., от 2 причин: от затопления отсеков, имеющих продольные переборки, и от циркуляции корабля при положении руля на борт. Техника военного судостроения старается избегать продольных переборок; однако, вполне достигнуть этого трудно: они остаются необходимыми в машине и кочегарнях, т.-е. в самых больших отсеках корабля. Машина современного корабля от минной пробоины затопится почти моментально, и это дает кораблю крен от 10 до 15°. При такой аварии корабль потеряет часть плавучести (сядет глубже), а образовавшийся крен глубоко утопит нижний броневой пояс. При отсутствии верхнего броневого пояса (т. наз. казематного) тонкий борт корабля может иметь к моменту крена большие пробоины, вода хлынет внутрь судна и, несмотря на то, что запас плавучести еще не израсходован, корабль перевернется, как это случилось с некоторыми из наших броненосцев в Цусимском бою.
Высота 2-го броневого пояса, обеспечивающего остойчивость, определяется в среднем от 9 до 13 фт.
Наибольшая толщина Бронирования требуется для нижнего броневого пояса, обеспечивающего запас плавучести, защиту машин и котлов корабля. По мере приближения к оконечностям корабля, помещения становятся меньше, боевое значение их также уменьшается, продольных переборок почти не встречается и, следовательно, затопление этих помещений менее опасно. Поэтому Бронирование бортов в носу и корме корабля все-таки можно уменьшить до известных пределов. Более тонкая броня остановит фугасные снаряды и большую часть бронебойных (с дальних расстояний или при острых углах встречи), допустив в крайнем случае пробитие брони, но не разрушение наружного борта с образованием громадных брешей. Еще больше приходится экономить в толщине плит казематного пояса, имея в виду, что пробоина в этом поясе становится опасной только при крене корабля и что при внимательном отношении к делу эту пробоину можно закрыть заранее приготовленным пластырем.
Корабль, лишенный управления и оружия, представляет собою не боевую силу, а хороший приз для неприятеля; обеспечение непотопляемости является хотя и главнейшим, но отнюдь не единств. условием правильного Бронирования корабля.
Управление им сосредоточено в боевой рубке; последняя, как и средства её сообщения с различными частями корабля, д. б. забронированы одинаково с ватерлинией.
Артиллерия, подача, механизмы, пункты, где сосредоточены люди и многие вспомогательные механизмы д. б. забронированы соответственно важности прикрываемого элемента.
Все Бронирование д. б. подогнано так, чтобы не выйти за пределы данного веса брони; при усилении одного элемента приходится ослаблять другой. Задача кораблестроителя заключается в выборе наиболее полезного с военной точки зрения компромисса. Там, где внешнее Бронирование слабо, а имеется какой-либо важный в бою механизм, приходится ставить добавочное, внутреннее Бронирование, бронирование прикрытия или трубы. Помещения, в которых во время боя скопляется много людей, д. б. разгорожены траверзами и полутраверзами для уменьшения сферы распространения осколков и т. п. Таковы требования, предъявляемые к Бронированию тактикой морского боя.
Стремясь удовлетворить этим требованиям, Бронирование броненосцев (линейных кораблей и броненосных крейсеров) слагается из следующих видов брони:
1) Бортовая поясная броня состоит из отдельных стальных плит дл. 10-12 фт. и высотою от 7 (броненосцы старого типа) до 12 фт. (современные линейные корабли). Как показано на фиг. 1, поперечное сечение (профиль) плиты для выигрыша в весе делается с утонением в нижней подводной части её: слой воды как бы дополняет недостающую толщину плиты.
Поясная броня идет по ватерлинии судна, причем около 4-5 фт. высоты её приходятся под водою на случай возможного оголения борта при крене судна или на качке. Толщина плит поясной брони ранее, при сталежелезной броне, достигала у нас 16 дм. (броненосцы Наварин, Полтава); при круппированной броне толщина их обычно делается в 10—12 дм.
На фиг. 2 поясная броня обозначена буквою А; на старых броненосцах она располагалась только в средней части корабля, защищая машину, котлы и погреба боев. запасов, и в таком случае по концам её ставились поперечные броневые переборки или траверзы такой же толщины и высоты, как и поясная броня. Траверзы защищали указанные жизненные части судна от снарядов, могущих залететь с носа или кормы. На современных броненосных судах поясная броня простирается по всей ватерлинии от носа до кормы, утоняясь к оконечностям, ибо самое опасное — нормальное попадание снаряда в броню — здесь мало вероятно и потеря в плавучести в оконечностях корабля не так для него гибельна, как в широкой ср. части.
2) Казематная броня также идет по борту, но выше поясной брони и имеет свои поперечные траверзы; если судно, как показано на фиг. 2, имеет 2 яруса казематов один над другим, то они называются нижним В и верхним В? казематами.
Нижний каземат служит для защиты подачи снарядов и зарядов к орудиям, оснований дымоходов и пр.; верхний, кроме того, защищает артиллерию среднего (напр., 8-дм. на кораблях Евстафий и Иоанн Златоуст) и малого (120 и 100-мм.) клб.
В зависимости от расположения на судне этой артиллерии, верхний каземат м. б. разбит по длине судна на несколько частей:
- a) средний общий каземат, где находятся несколько орудий, разделенных броневыми бортовыми полупереборками dd для предохранения их от осколков разорвавшегося внутри снаряда;
- b) общие — носовой и кормовой казематы, также заключающие 2-4 пушки противоминной артиллерии (линейный корабль Слава), и
с) отдельные казематы для каждого орудия, как, напр., на крейсере Громобой; такие казематы преимущественно ставятся на крейсерах.
Здесь забронирован (3-5 дм.) лишь участок борта, а от концов его, полукругом, идет внутренняя, более тонкая (2-3 дм.) броня, охватывающая район действия орудия.
На последних линейных кораблях нашего имперского флота нижние и верхние казематы простираются, подобно поясной броне, по всей длине судна, при чем стараются не делать в броне никаких вырезов (иллюминаторы, выводные отверстия труб и проч.), для обеспечения боевой плавучести и остойчивости судна.
Казематная броня делается тоньше поясной, не превышая обычно 4-6 дм.; в носу и корме толщина эта уменьшается до 3-4 дм.; профиль плит прямоугольная, без утонения к нижней кромке.
3) Палубная броня служит для защиты жизненных частей судна от навесных выстрелов. Раньше бронировалась плитами в 2-2? дм. палуба, идущая по верхним кромкам поясной брони (фиг. 3); она была совершенно плоская и составляла как бы крышу бруствера, образованного поясной бронею и траверзами.
Поверх казематов ставилась 2-я броневая палуба (1-1? дм.), также плоская и представлявшая собою крышу каземата. Но в 1895 г. при постройке броненосца Majestic англичане предложили ставить палубную броню со скосами к бортам, подводя ее к нижним кромкам поясной брони; на скосах плиты палубной брони делались толще (до 3 дм.), представляя (фиг. 3) как бы дополнение к поясной броне. Такая система практикуется и ныне, при чем горизонтальная часть палубы д. возвышаться на 2-3 фт. над грузовой ватерлинией.
С появлением разрывных снарядов одной броневой палубы оказалось недостаточно, и во всех флотах пришли к убеждению в необходимости по крайней мере двух таких палуб — нижней, со скосами к бортам и верхней — плоской.
Последняя должна вызвать разрыв снаряда по возможности вне судна (почему лучше всего бронировать первую сверху палубу); нижняя же броневая палуба д. задержать или отразить осколки разорвавшегося в междупалубном пространстве снаряда. На средней палубе, если имеется в запасе свободный вес, иногда еще ставят утолщенную до 1 дм. настилку.
На современных, началу XX века броневых судах наличие двух непрерывных броневых палуб являлось обязательным. На броненосцах старого типа с поясною бронею только в средней части судна оконечности последнего покрывались сверху покатою (в роде спины черепахи) палубою, которая шла от нижней кромки носового траверза к форштевню, а от такой же кромки кормового траверза — к ахтерштевню. Это была т. наз. карапасная, палуба (фиг. 2, С).
4) Бронирование башен делится на два вида:
- a) вращающаяся броня самой башни, защищающая казенную часть орудия и прислугу, и
- b) неподвижная броня подачных труб башни, представляющая собой бронированные трубы большого диаметра (свыше 20 фт. для 12-дм. башни), расположенные между палубами — выше бортового пояса и до самой башни; внутри этих труб совершается подача боев. припасов из погребов к башням, расположены механизмы вращения башни и проч.
Броня вращающихся частей башни (фиг. 2) состоит из вертикальных плит D толщиной до 10—12 дм., крыши E и подшивки E, толщиною до 4 дм.
Толщина подачных труб F сообразуется с тем, приходится ли против них броня каземата; на открытых местах таковая равна толщине вертикальной брони башни, а в защищенных казематами она берется равной разности между толщинами вертикальной брони башни и каземата.
5) Броня боевой рубки состоит из вертикальной брони G и крыши K, толщина которых соответствует таковой же башен. На судах часто ставят две боевые рубки — носовую и кормовую.
Электрические и механические провода от различных судовых механизмов и устройств, а также переговорные трубы, сходятся в этих рубках для управления ими или передачи приказаний. Для защиты этих проводов от осколков их помещают внутри вертикальной броневой трубы L небольшого диаметра.
Броня бортовая, башенная и боевые рубки в прежнее время устанавливалась не прямо на стальную стенку, а с прокладкой дерева (сосны, лиственницы или тика); цель — поглощать вибрацию брони, вредно действующую на прочность корабля, и распределить удар снаряда на большую площадь, уменьшая местное разрушение. Опыты стрельбы показали, однако, что при косвенных ударах в броню подкладка скорее вредна чем полезна, т. к. сообщает броневому борту излишнюю жесткость.
На основании этих опытов деревянную подкладку перестали ставить под палубной броней, избегали ставить под броней башен, боевых рубок, надводного борта, а на последних кораблях некоторых флотов ее изъяли из употребления и под поясной броней.
6) Броня элеваторов защищает от повреждения осколками снарядов труб, внутри которых находятся подомные приспособления для подачи патронов из трюма к мелким орудиям, стоящим на верхней палубе. Броня эта по толщине не превосходит 2-3 дм.
7) Броня дымовых труб состоит в покрытии нижних частей их до известной высоты броневыми плитами M, толщ. 1—2 дм., с тем, чтобы снаряды или осколки, попадающие в трубу, не производили в ней трудно-заделываемых больших отверстий, которые уменьшают тягу в котлах и, следовательно, влияют на скорость хода судна.
8) Броневые колосники или решетки представляют собою прямоугольного сечения стальные бруски, поддерживаемые на концах рамою и устанавливаемые в расстоянии около 1 дм. друг от друга в отверстиях, вырезанных в броневых палубах для дымоходов, вентиляторных и других труб, которые нельзя закрыть сплошною броней. Осколок разорвавшегося снаряда, попав на такую решетку, не в состоянии будет проникнуть ниже уровня броневой палубы.
Правильное и целесообразное распределение всех видов Бронирования составляет трудную задачу. В хорошо разработанном проекте Бронирование, не превосходя по весу обычного % от водоизмещения корабля (20-30%), в то же время защищает все жизненные части его. В развитии Бронирование судов следует отметить две системы: английскую и французскую. В то время, как англичане располагают бортовое и палубное Бронирование так, как это указано на фиг. 3, французы растягивают поясную броню почти по всей длине судна, поднимая ее сравнительно невысоко над грузовой ватерлинией (фиг. 5); выше неё идет, также по всей длине судна, пояс более тонкой казематной брони.
Броневая палуба горизонтальна и располагается на уровне верхних кромок поясной брони; при нижних же кромках этой брони ставится вторая, т. наз., отражательная броневая палуба (pont pare-?clats) из плит не толще 1? дм., для осколков снарядов, попавших в междупалубное пространство аавв, в котором не располагают никаких важных устройств; его разбивают переборками набольшее число водонепроницаемых отделений, в обеспечение плавучести и остойчивости судна.