БЫЛИ ЛИ ГОТЫ ГЕРМАНЦАМИ?
БЫЛИ ЛИ ГОТЫ ГЕРМАНЦАМИ?
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
В последние годы (и даже десятилетия) среди исследователей поздней Римской империи и отношений поздних римлян с древними германцами вообще и готами - в частности, заметно усилились позиции представителей так называемой «гиперкритической» школы (в первую очередь - немецких). «Гиперкритики» постоянно указывают на то, что позднеантичные этнографы не называли внезапно появившихся на территории современной Украины после 238 г. п.Р.Х. готов германцами. Только германские народы на Западе – франков, бургундов и ал(л)еман(н)ов (аламанов) – они продолжали называть германцами. Авторы времен поздней Античности писали о поселившихся на территории современной южной России германцах (готах, гепидах) и ираноязычных аланах как о «готских народах», либо как о «скифах». Кроме того, они, вследствие схожести этнонимов, часто отождествляли готов с «гетами» - фракийским народом, родственным дакам и известным еще «Отцу истории» Геродоту.
Существуют две причины появления под пером позднеантичных этнографов и историков понятия «готские народы».
Во-первых, поселившиеся на территории современной южной России германцы отличались от жителей знакомой Гаю Юлию Цезарю и Публию (Гаю?) Корнелию Тациту центральноевропейской «Германии» (Germania) своим географическим положением и целым рядом особенностей, связанных с влиянием на них степных (ираноязычных) народов, кочевавших по просторам новой готской родины - скифов и сарматов, происходивших от одной, иранской, ветви индоевропейской семьи, но вышедших на историческую сцену в разное время (первыми - скифы, вторыми - родственные им сарматы, чьей наиболее известной частью были аланы, или асы - предки современных осетин-иронцев). Главной из этих особенностей была усвоенная готами скифо-сарматская конно-воинская культура. Кроме того, готы продолжали исповедовать христианство в его арианской форме, в отличие от западных германцев, либо продолжавших коснеть в язычестве, либо принявших вскоре христианство в его окончательной, православной (кафолической) форме, ставшей господствующей в Римской империи. Арианством именуется христианское вероучение, приписывавшее божественность лишь Богу Творцу, но не Иисусу Христу. Противостояние между исповедовавшими арианство (восточными) германцами и исповедовавшими православие (кафоличество) римлянами долгое время играло определяющую роль в конфликте между германцами и позднеантичными (или, если угодно, раннесредневековыми) римлянами (по-гречески, «ромеями»).
Во-вторых, греческие, позднеантичные и восточно-римские («византийские») историки и этнографы были склонны переносить на современные им чужие народы этнонимы, известные им из литературы классической Греции. Так, они называли не только готов и гуннов, но и тюрков – печенегов-пацинак(ит)ов и половцев-куманов – «скифами», да и впоследствии, вплоть до конца Средневековья и начала Нового времени, именовали турок-сельджуков и турок-османов «персами», молдовалахов (румын) – «даками», русских – «тавроскифами» или «сарматами», болгар – «мисийцами» или «фракийцами», угров-венгров (мадьяр) – «пеонами», сербов – «трибаллами» и т.д.
Такие общие черты, как конно-воинская культура (лишь значительно позднее перенятая и западными германцами) и арианская вера играли столь важную военную и политическую роль, что потребовался новый, общий этноним.
Однако из данного факта никоим образом не следует, что позднеантичные римляне утратили представление о том, что готы суть германцы. Еще в 250 г. п. Р.Х. греко-римский историк Геродиан при описании военного похода императора Максимина на Сирмий (близ современного Белграда) называет готов германцами. А восточно-римский историк Зосим (около 500 г. п.Р.Х.), хотя и ошибочно помещает готов восточнее Рейна, но также, совершенно правильно, называет их германцами. Хотя тот же самый автор в одном месте называет ал(л)еман(н)ов (вне всякого сомнения, германцев), скифами. Некоторые историки, например Агафий Миринейский, порой относили к «готским народам» и бургундов (вероятно, потому, что те были в большинстве своем арианами).
Как пишет вюрцбургский германист и медиевист Норберт Вагнер, трудно представить себе, что «ромеи», с учетом их очевидного военно-политического практического опыта, не осознавали языковую близость других германских племен не только к восточным германцам, но и друг к другу. Да и от членов германских племенных союзов, которые, не взирая на диалектальные различия, наверняка не успевшие в описываемый период (IV-VI вв.) развиться до непонимания наречий друг друга, могли объясняться друг с другом без услуг переводчиков, еще в меньшей степени, чем от позднеантичных авторов, не мог укрыться факт их этнической общности, постоянно подтверждаемый многочисленными контактами между ними.
Сами готы знали из своего племенного сказания, записанного около 550 г. п.Р.Х. восточно-римским историком гото-аланского происхождения Иорданом в трактате «О происхождении и деяниях гетов» (т.е. готов), известном также под сокращенным названием «Гетика», что происходят с острова «Скандза» (т.е. из Скандинавии). Согласно этому сказанию, готы, во главе с царем Беригом, покинули свою скандинавскую прародину «на трех кораблях» (вероятнее всего - на трех флотилиях или тремя миграционными волнами), пересекли Балтийское море и высадились на прибалтийском побережье, где победили ульмеругов (ругов, ругиев), а затем – вандалов, и откуда, спустя три поколения, мигрировали на территорию современной южной России.
В пользу точки зрения, согласно которой в эпоху поздней Античности и раннего Средневековья готов считали германцами, свидетельствует и утверждение лангобардского историка Павла Диакона (Винефрида) в написанной им около 770 г. п.Р.Х. «Истории (народа) лангобардов», лат. Historia (gentis) Langobardorum, что готы, вандалы, лангобарды, ругии, герулы и другие племена родом из Германии (Germania):
«Готы, вандалы, руги, герулы, турцилинги (туркилинги – В.А.), а также и другие дикие и варварские племена пришли из Германии. Равным образом народ винилов, или лангобардов, который впоследствии счастливо господствовал в Италии, происходил от германского племени и переселился с острова Скандинавии, хотя их переселение объясняют и другими причинами» (Павел Диакон. История лангобардов, I, 1). Да и в IX в. немецкому аббату Валафриду Страб(он)у из монастыря Рейхенау (808/9-849 гг. п.Р.Х.), латинскому поэту-анналисту, было хорошо известно, что готы некогда «говорили на нашем, то есть немецком (теодиске, theodiske)» - ср. с немецким словом «тейч», «тойч», «дейч», «дойч», teutsch, deutsch – «языке». А франкский епископ Фрекульф из Лизье (одним из первых признавший, что с упрочения германцев на римской территории начинается новая эпоха в истории), сообщал в своей написанной около 830 г. Всемирной хронике, что франки ведут свое происхождение из Скандинавии, «лона, порождающего народы» (лат. vagina gentium) – эпитет, использованный еще до него Иорданом в «Гетике» -, откуда произошли также готы и прочие немецкие народы (лат. nations theotiskae), что подтверждается их языком.
Позднеантичные авторы нередко использовали понятия «варварский» и «германский» как синонимы. По утверждению галлоримлянина Сидония Аполлинария (431/2-после 479 гг. п.Р.Х.), варвары высокорослы, белокуры, голубоглазы и носят узкие штаны, а также оружие (своих подданных римские императоры, опасавшиеся римлян больше, чем иноземцев, от ношения оружия давно отучили). Под это описание вполне подходили германцы (и тесно связанные с ними сарматы-аланы), но уж никак не гунны или авары. Восточно-римский император и возможный автор военного трактата «Стратегикон» Маврикий (539-602), писал о «русых (белокурых) народах», прямо указывая на относящихся к их числу франков и лангобардов.
В общем и целом следует исходить из того, что современники, вероятно, знали об этнографической ситуации своей эпохи наверняка больше, чем написано о ней в сохранившихся до наших дней источниках. По мнению вюрцбургского германиста и медиевиста Норберта Вагнера, «Если рассуждать чисто прагматически, об их (германцев) языковой и культурной общности было известно гораздо больше, чем зафиксировано в сохранившихся источниках и в понятийных штампах».