О РОДОСЛОВНОМ ДРЕВЕ МАНН(УС)А
О РОДОСЛОВНОМ ДРЕВЕ МАНН(УС)А
Если предположить, что у древних германцев не было общего этнонима (или таковой до нас не дошел), возникает вопрос: осознавали ли они себя вообще как этнически-языковую общность? Однако сомневаться в их общности не приходится. К их числу относятся общий язык, общая культура, общая религия, отличавшие германцев от их кельтских, славянских и (угро)финских соседей. И все-таки, было ли древним германцам присуще сознание их этнического родства и этнической общности?
Первым доказательством присущего германцам чувства общности может считаться родословное древо Манн(ус)а. Древнеримский историк Тацит упоминает в своем трактате «Германия» сказание о происхождении германцев, которые в своих старинных песнях (лат. carminibus antiquis) рассказывали о «боге, рожденном от земли (лат. deum terra editum) по имени Туисто(н) (в некоторых списках «Германии» - Туискон) и о его сыне Манн(ус)е – первом человеке. У Маннуса (Mannus, от «манн», mann — «человек»; ср. с древнеиндийским Ману, спасшимся от всемирного потопа, положившего начало новому человеческому роду и давшим ему «Законы Ману»; вероятно, это имя восходит к общему индоевропейскому корню), в свою очередь, было три сына, от которых вели свое происхождение три племенные группы германцев: ингевоны, герминоны и истевоны. Ингевоны жили на морском побережье, герминоны в центре Германии, все же остальные германские племена, по Тациту, причисляли себя к истевонам:
«В древних песнопениях – а германцам известен только один этот вид повествования о былом и только такие анналы – они ставят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн – прародитель и праотец их народа. Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине – герминонами, все прочее – истевонами. Но поскольку старина всегда доставляет простор для всяческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было больше число сыновей, откуда и большее число наименований (германских – В.А.) народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии, и что эти имена подлинные и древние».
Наиболее распространённое объяснение связывает имя Туисто с прагерманским корнем *tvai- «два» и его производным *tvis («дважды» или «двойной»). Популярная теория объясняет эту связь через предполагаемую двуполость Туисто — свойство, характерное для «первоотцов» во многих мифологических системах. Многие исследователи отождествляют Туисто со скандинавским Имиром. Другие связывают Туисто с ведическим демиургом (творцом видимого, материального мира) Тваштаром. Имир при этом сопоставляется с индоарийским Ямой (иранским Йимой), внуком Тваштара от Саранью, и первым смертным, который после своей смерти стал владыкой загробного мира. Интересно при этом, что в имени Ямы также наличествует мотив двойственности (Jama на санскрите означает «близнец»; имя Имира сопоставлялось с этим общеиндоевропейским корнем и раньше, в связи с чем ему также приписывали двуполость). Вариант «Туиско», встречающийся в ряде списков «Германии», иногда объясняется через прагерм. *tiwisko, которое, в свою очередь, связывается с *Tiwaz (Тиу), откуда «Туиско» — «сын Тиу». Имя Тиу соответствует общеиндоевропейскому имени небесного бога (*Dyeus, ср. Зевс, Дьяус, Диво, Дэва, лат. Deus «бог»). В таком случае, «землерождённый» Туиско описывается как сын Отца-Неба и Матери-Земли. Но довольно об этом…
Римский полигистор (или, говоря по-нашему, по-русски – энциклопедист) Плиний Старший в своей «Естественной истории» именовал три упомянутые выше группы германцев «генера» (лат. genera), т.е. «сообществами, связанными общим происхождением». Поскольку, речь, очевидно, идет об очень древней сакральной традиции, а не о племенных названиях, сохранивших свою актуальность во времена Тацита, современные исследователи именуют упомянутые им три группы германских племен «культовыми союзами».
Очевидно, родословное древо Манн(ус)а было средством объяснить общность происхождения германцев. Правда, до сих пор неясно, действительно ли всех германцев, или же речь шла о традиции, известной лишь части германцев (и даже, возможно, имевшей негерманское происхождение).
Плиний Старший приводит о трех культовых союзах более точные данные, чем Тацит. По Плинию, к числу ингевонов относились хавки, кимвры и тевтоны. Эти племена жили на побережье Северного (Германского) моря и в Ютландии (родине ютов-геатов – возможно, родственных готам), причем кимвры жили на крайнем севере Ютландии. Наверняка, приводимые Плинием данные далеки от полноты. К числу герминонов относились также херуски (предки саксов), свебы (свевы, свавы - предки швабов), гермундуры и хатты (все эти племена обитали на юге современной Нижней Саксонии, на Альбисе-Эльбе, в современных Тюрингии и Гессене). При этом свебы сами были не отдельным племенем, а многочисленным племенным союзом, включавшим семнонов (обитавших на территории сегодняшнего Бранденбурга до прихода туда славянских племен), лангобардов (проживавших на территории современной Люнебургской пустоши), гермундуров (на территории современной Тюрингии), а также маркоман(н)ов и квадов (на территории современных Чехии, Моравии и Словакии). Об истевонах Плиний Старший пишет только, что они живут на Рен(ус)е (Рейне).
Отсутствуют данные о северогерманских племенах Скандинавии и о восточногерманских племенах к востоку от Виадра (Одера). Отсутствие в родословии Манн(ус)а упоминаний всех германских племен объясняется, несомненно, не недостатком знаний в этом вопросе у римлян. Наверняка и сами западногерманские племена, наиболее близкие к римским границам, знали не все, что происходит в обширной зоне расселения германцев. Чем дальше от них жили другие германские племена, тем меньше им было известно о них, включая даже названия самых отдаленных племен.
Предполагалось, что названия трех указанных выше племенных (или культовых) союзов происходят от имен трех сыновей Манн(ус)а: Инга (Инге), Ирмина (Гермина, Эрмина) и Иста (Иска), чьи потомки называли себя по имени прародителей. В сказаниях германцев, живших на побережье Северного моря и в Скандинавии, действительно упоминается Инг. Вопрос, существовал ли в сакральной традиции Ирмин (Эрмин, Гермин), которому был посвящен Ирминсуль и отзвук имени которого слышится в племенном названии гермундуров, до сих пор служит предметом дискуссий. Согласно традиционным представлениям, Ирминсуль (Irminsuli, Irminsul – «столп Ирмина») — священное дерево или ствол дерева (которому вплоть до VIII в. п. Р.Х. поклонялись саксы - потомки херусков), посвященное богу Ирмину, главный объект почитания северных германцев еще со времен Тацита, упоминающему в своей «Германии» слухи о «геркулесовых столпах» в землях фризов. На этом основании был сделан вывод о наличии не одного, а многих Ирминсулей, как объектов поклонения. Главный Ирминсуль находился в священной роще близ Эресбурга в Вестфалии, где он был в 772 г. разрушен православным царем франков Карлом Великим, стремившимся крестить саксов, чтобы сломить сопротивление их вождя-язычника Видукинда (Витекинда, Векинга). Существовал, по крайней мере, еще один Ирминсуль – на реке Унштрут, в Тюрингии. В Ирминсуле поклоняющиеся ему германцы видели изображение мирового ясеня Иггдрассиля. Миры, пронизываемые этим Древом (и как бы расположенные на нем), воплощают в себе все архетипические силы Вселенной; в кроне Древа располагается обитель асов (светлых богов-асов) — Асгард, в корнях — мрачное царство смерти — Хель. В ветвях, друг напротив друга расположены «противоположные» миры: Муспелль(с)гейм (мир Жара и Огня) и Нифльгейм (мир Тумана и Льда), Льосальвгейм – (мир светлых эльфов — полубогов) и Свартальвгейм (мир темных эльфов — карликов-цвергов-двергов), Ванагейм (мир ванов — хтонических богов плодородия) и Йотунгейм (мир великанов-исполинов, воплощающих силы Хаоса), в центре располагается мир, соединивший в себе все эти архетипические свойства: мир людей — Мидгард (Средний мир). Средневековый немецкий историк Видукинд Корвейский утверждал в своей написанной около 967 г. хронике «Деяния саксов» (лат. Res gestae saxonicae), что саксы в 530 г. воздвигли Марсу (древнеримскому богу войны – В.А.), который у них называется Гирмин (Hirmin), столп, названный в его честь. Хотя Видукинд и был христианским автором (правда, не монахом, а знатным мирянином), он, стремясь прославить подвиги саксов и их королей, излагает историю саксов и германских королей Саксонской династии (Генриха I Птицелова) и Оттона I Великого (будущего восстановителя Священной Римской империи, основанной в 800 г. царем франков Карлом Великим с согласия римского папы) вполне добросовестно, на основе старинных сказаний, песен, преданий, античных и средневековых источников, как и собственной осведомлённости. Тем не менее, в настоящее время все больше сторонников обретает иная версия, согласно которой название «Ирминсуль» не имеет отношение к божественному предку Ирмину, а означает просто «огромный столп», Видукинд же просто «выдумал бога Гирмина-Ирмина». Сведения о том, что германцы-истевоны поклонялись божественному предку по имени Ист, на сегодняшний день отсутствуют (что, естественно, означает лишь отсутствие соответствующих источников, но не исключает существование в древности культа Иста-Иска как такового).
Многое говорит в пользу того, что к числу истевонов относились и скандинавские германцы, включая готов. В англосаксонском эпосе «Беовульф» (записанном после 700 г. п.Р.Х.), эпитет «ингвине» (Ingwine), «друзья Инга», употребляется как синоним слова «даны», «датчане». В дошедшей до нас англосаксонской же рунической песни говорится, что из всех людей Инг прежде всего явился восточным данам (гирдингам, Heardingas). В Швеции существовал царский (королевский) род Инглингов; Инглингами называли и норвежских королей. Пользовавшегося особым почитанием у северных германцев (норманнов) бога Фрейра, именуемого также Свиа год (Svia god), т.е. «бог свеев (шведов)» (его не следует путать с богиней плодородия Фрейей), норвежцы называли еще и «Ингвифрейр» (Ingvifreyr), даны-датчане – «Ингунарфрейр» (Ingunarfreyr), англосаксы – «Фреа Ингвина» (Frea Ingwina), что означает «господин друзей Фрейра» или же «господин Ингвеонов». А ведь «господин» - вариант слова «господь», т.е. «бог». Во многих случаях Фрейра попросту отождествляли с Ингом.
Таким образом, северные германцы также вполне вписываются в родословие Манн(ус)а. А вот как быть с восточными германцами? Австрийский германист Рейнгард Венскус объяснял отсутствие восточных германцев в генеалогии Манн(ус)а тем, что они начали переселяться из Скандинавии на европейский материк позже других, лишь начиная со II в. до Р.Х., а этому времени эпическая песнь о Манн(ус)е и его отпрысках уже успело сложиться и приобрести законченную форму. Исследователь происхождения германских племен Эрнст Шварц (1895-1983) указывал на то, что так называемые восточные германцы, включая готов, изначально (в пору своего проживания в Скандинавии) были северными германцами (и, соответственно, относились к числу ингевонов). Так что, в общем и целом, родословие Манн(ус)а распространялась не только на западное германское приграничье, но и, вероятно, на всю Германию. Палеоисторик Александр Демандт видит в родословии Манн(ус)а подтверждение осознания германцами своей этнической общности. Представляется, что, если упомянутое Тацитом древнее сказание о происхождении германцев действительно существовало, а не было «выдумано» римским историком (как полагают иные не в меру ретивые «гиперкритики»), то ему можно верить (даже с учетом того, что ко времени Тацита в сказании сохранились лишь самые смутные воспоминания, и что само это сказание сохранилось не у всех германских племен).
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.