Варрант
Варрант
С 2-й половины XIX в. по настоящее время.
От англ. warrant — свидетельство.
Товарно-распорядительный документ.
Выдавался администрацией складов и являлся свидетельством приема на хранение определенного товара, удостоверял его количество и качество.
Опираясь на него, владелец товара имел возможность продажи его или получения займа под его заклад без предъявления товара натурой. Варрант
передавался путем индоссамента (передаточной надписи).
Состоял из 2 частей: собственно, складского и залогового (закладочного) свидетельств.
1-е служило для передачи права собственности на товар при его продаже,
2-е - для получения кредита путем передачи его кредитору по индоссаменту (передаточной надписи) с отметками об условиях ссуды.
Для получения товара со склада было необходимо предъявление обеих частей.
Варрант и закладное свидетельство могли передаваться др. лицу по именным или бланковым передаточным надписям. В отношении формы передаточных надписей, перехода прав к приобретателю и удостоверения прав держателя применялись правила, установленные для векселей.
Варрантная-система возникла в Англии, где она выработалась в связи с практикующейся продажей товара с аукциона. Варрант впервые упоминается в торговых книгах Ост-Индской компании в 1737, а затем такая система продаж получила распространение в большинстве стран Европы и Америки.
Варранты были именные и на предъявителя и обеспечивали получение кредита. Посредством его залога совершался залог складированного товара. Варрант являлся двойным складочным свидетельством - собственно складочного свидетельства и залогового свидетельства. Его использование обеспечивало оборот заложенного товара с переводом долга на третье лицо. Возможность передачи третьим лицам делало Варранта средством платежа при торговых операциях.
В России варрантные операции стали применяться во 2-й пол. XIX в. Впервые они использовались в Риге, где было развито получение ссуды под залог товаров. Для этого владелец товара обращался к помощи оценщика (из лиц, известных среди купечества опытностью и добросовестностью), который, произведя осмотр товара и его оценку, выдавал владельцу Варрант, по которому товар можно было застраховать в любом страховом обществе, получить под него ссуду в банке или у частного лица. В Правилах было зафиксировано право железных дорог выдавать ссуды под хлеб, сначала через посредство Государственного банка, а затем и из эксплуатационных средств дороги. Первыми получили право производить ссудные операции Юго-Западная и Владикавказская, в августе 1891 - Московско-Рязанская и др. железных дорог.
Проведение ссудных операций стимулировало железные дороги к вложению полученных доходов в строительство хлебных элеваторов.
Разрешение на такое строительство они получили Высочайше утвержденными мнениями Государственного совета. Например, 21 июня и 8 июля 1889, 11 июня 1890 такое разрешение было дано обществам Юго-Западных железных дорог, Рязано-Козловской железной дороги и казенной Харьково-Николаевской железной дороги и т. д. Под Варранты этих элеваторов ссуды выдавали как железно-дорожного общества (из эксплуатационных средств), так и частные банки.
В Варранте приводились: звание, имя, фамилия владельца товара или название фирмы и их местопребывание; обозначение товара по роду, весу, мере, а также по знакам, номерам и числу товарных мест, если товар сдан упакованным.
Образцы Варрантов утверждались Министерством финансов. Причем роль В. исполняли и его дубликаты.
Горный общественный банк учитывал Варрант из 7% годовых и выдавал ссуду в 60% биржевой стоимости хлеба. В случае вывоза груза банк в обмен на Варрант получал дубликат железнодорожной накладной на погруженный товар.
18 февраля 1922 Наркомпродом было опубликовано Положение о Варрантах, выдаваемых заготконторами.
4 сентября 1925 утвержден закон о документах, которые выдавались товарными складами. Он предусматривал выдачу как простых, так и двойных складочных свидетельств, причем за залоговым свидетельством сохранилось наименование Варрант.
Синоним: складочное свидетельство.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!