Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве)
Конечно, тот, кто желает умереть, не боится смерти. И как бы побоялся умереть или жить тот, для кого жизнь есть Христос, а смерть - вознаграждение?
Вперед же, рыцари, и разите с неустрашимой душой врагов Христа, с уверенностью, что ничто не может лишить вас милости Божией".
Едва ли, впрочем, верно именовать современное Бернарду Клервосскому крестоносное воинство "новым рыцарством". Ибо прообраз духовно-рыцарского Ордена был предъявлен на Земле Воплощения задолго до эпохи Крестовых походов. Им была Апостольская Дружина, собранная Самим Божественным основателем Христианства. Отнюдь не случайно образ идеального рыцаря, у коего тело укрыто латами, а душа - доспехаит веры, живописуется святым Бернардом (мы полагаем, что по крайней мере некоторых святых европейского Средневековья, прославленных Западной Церковью, допустимо не лишать "почести вышняго звания" (Флп. 3, 14) и верным чадам Церкви Восточной) посредством образного ряда, заимствованного из посланий Апостольских.
При сем надобно помнить, что орденская идея и орденская практика не есть исключительное достояние одного лишь Католичества и истории Западной Европы. Применительно к Византийской Империи сошлемся на суждение исследователя, специализирующегося на изучении византийской военной литературы и реконструкции религиозных практик в византийской армии, Ж. -Р. Вьейфона, отмечавшего:
". . . в трактатах X или XI вв. (а это, по оценке еще одного западного исследователя этого вопроса, А. Дэна, "золотой век византийской военной литературы"( см. : A. Dain. Les Strategistes Byzantins // Travaux et Memoires, 2, 1967)) различные религиозные церемонии занимают место почти превалирующее, и часто эти военные сочинения напоминают сборники канонов для некоего монастырского ордена" (выделено нами - Р. Б. ), так что "экстраординарная набожность византийских армий трансформировала солдат в монахов" (J. -R. Vieillefond. Les practiques religioses dans l'armee byzantine d'apres les traites militaires. Revue des Etudes Anciennes, XXVII, 1935).
Применительно к истории Руси об Опричнине и древнерусском богатырстве как орденской институции укажем нашу совместную с Александром Елисеевым работу (А. Елисеев, Р. Бычков. Опричный Орден. Александрова слобода, 2005), а также высокосодержательную работу Вольфганга Акунова "Запорожское козачество как православный духовно-рыцарский Орден" (Европеецъю №1(9). М. , 2006).
Последнее Царство православной апокалиптики (коим, согласно сокровенным чаяниям русского церковного Предания, предназначено стать Свято-Русскому Царству) может быть лишь порождением сконцентрированной в апокалиптическом Ордене воли, неслыханной верности Идее, изобильные примеры чему имеются в истории арийских народов.
Так, например, некогда Немецкий Орден, политическая община немецких мужей, по словам видного германского историка Эриха Машке, "силой меча добыла новые земли для Германской империи и дала немецкому народу новую родину. Завоевывая под знаком насильственной христианизации Пруссию, братья (Ордена - В. А. ) осознали, наконец, сою конечную цель - построение государства, немецкого и по крови, и по характеру ( E. Maschke. Der Deutsche Orden. Jena, 1939). И слова того же Э. Машке из предисловия к другой его книге - "Государство Немецкого Ордена. Портреты его великих Магистров" (E. Maschke. der Deutsche Ordensstaat. Gestalten seiner grossen Meister. Hamburg, 1935) звучат сегодня так, как будто написаны специально для России, для вызревающего в недрах ея Русского Ордена, духовно-политической общины русских мужей-меченосцев, кои объединены общей миссией, повелевающей им бросить вызов равнодушной Судьбе, якобы "объективному ходу вещей". "Аристократии глубочайшего служения". Апокалиптическому Опричному Братству, дерзающему повернуть время вспять. Утвердить Золотой век пред мировой развязкой, светопреставлением.