'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

В ПОЛНЫЙ РОСТ. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ВЛАДИМИРА КАППЕЛЯ

Но при этом братья Васильевы - вероятно, сознательно (или бессознательно) стремясь воссоздать на экране некий собирательный образ, или, если говорить точнее, некий "архетип" белогвардейца, нарядили сыоих "кинокаппелевцев", что называется, с миру по нитке: в белые с черным околышем марковские фуражки, черные, с белыми кантами, аксельбантами и выпушками марковские (или корниловские) мундиры, черно-белые марковские погоны, черные, с белыми православными крестами, нарукавные щитки Дружин Святого Креста (сражавшихся в рядах армии Колчака), подшитые кожей защитные кавалерийские рейтузы...чтобы никому из отборных "цветных" белых частей обидно не было!

4. "Мертвая голова" и черный цвет мундиров

Скажем, кстати, несколько слов по поводу самой эмблемы "череп и кости", одного из древнейших символов в истории человечества, носящего, тем не менее, в глазах многих наших соотечественников и современников, дезориентированных злонамеренной пропагандой или же попросту страдающих от недостатка элементарных знаний, достаточно одиозный и зловещий характер. В 1999 году, в преддверии "Миллениума", в смоленском издательстве "Русич", в серии "Мир в войнах", вышел перевод книги английского автора Г. Уильямсона "СС – инструмент террора".

Уважаемый автор предисловия к русскому изданию книги об "ордене под мёртвой головой", М. Рабинович, счел необходимым подчеркнуть: "Кошмарный сон оборачивается явью: юнцы и пенсионеры в…форме, украшенной самым зловещим из символов, известных в истории, снова маршируют и в Центральной Европе, и в Прибалтике, и – верить ли своим глазам? – в России". Между тем, символ "мёртвой головы", то есть "череп и кости", несравненно более древний, чем СС и чем породивший эти самые СС германский национал-социализм, отнюдь не является каким-то исключительным изобретением разработчиков нацистской и протонацистской символики.

Достаточно вспомнить пример из сравнительно недавнего прошлого, ставший почти хрестоматийным. В бесчисленном множестве мемуаров советских времен ушедшие на покой участники Гражданской войны в Испании вспоминали одно и то же. Вот испанским республиканцам демонстрируют "культовый" советский фильм "Чапаев" производства "братьев" Васильевых.. Наступает кульминационная сцена – "психическая атака" русских белых офицеров-"ударников" под чёрным знаменем с белым черепом и костями – и вот заполнившие кинозал испанские республиканцы начинают с криками: "Фашисты!" палить в экран изо всех стволов. Совершенно ясно, что для советского и – шире – большевицкого и вообще "левого" сознания той далёкой эпохи "череп и кости" однозначно символизировали абсолютное зло.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что советское сознание невольно (или вольно) ассоциировало русских "фашистов"-белогвардейцев с немецкими "фашистами"-эсэсовцами. Общий стиль распознавался сразу, пусть даже на подсознательном уровне. Как сейчас помню эпизод из купленной мне родителями в далеком детстве в Феодосии книжки "Витя Коробков, пионер-партизан" (фамилию автора, к сожалению, память не сохранила), где описывалось, как из немецкой автомашины "выскочил долговязый офицер с черепом на рукаве. "Эсэсовцы!" - пронеслось в мозгу у Вити..." - хотя в действительности череп на рукаве носили русские "корниловцы" и прочие "ударники чапаевских времен", эсэсовцы же (кроме чинов отрядов "Мертвая голова", охранявших концентрационные лагеря), носили череп на головных уборах, а – не череп, а орла со свастикой-коловратом в когтях.

Со временем дело зашло так далеко, что в книге очерков по истории России (для иностранцев) "Истоки истории" (Москва, Высшая школа, 1989 г.), вышедшей из-под пера ныне покойного профессора Н.Н. Яковлева (того самого, которому ныне покойный академик А.Д. Сахаров прилюдно влепил пощёчину за нелестные отзывы о своей жене в другой книге того же профессора, "ЦРУ против СССР"), даже тевтонские рыцари (!) в битве на Чудском озере (в 1242 году!) выступают под "чёрным знаменем с белым черепом и костями" (я огда в первый раз прочитал, то глазам своим не поверил, но, как говоррится, "бумуга все стерпит")! Настолько символ черепа с костями в эпоху "развитого социализма" стал ассоциироваться в советском сознании с чем-то изначально враждебным и чуждым, став своего рода "антисимволом".

Между тем, череп и кости, как наиболее стойко противостоящая тлению, то есть разложению, и в наименьшей степени поддающаяся разрушению органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, отнюдь не являясь, вопреки широко распространенному заблуждению, символом устрашения, разрушения и смерти. Этот мрачный смысл вкладывался в него, как мы увидим далее, только анархистами и большевиками в период Октябрьского переворота, последующего периода "красного террора" и гражданской войны 1917-1922 годов в России.

Не случайно большевицкий литератор Артём Весёлый (в период сталинской "Большой Чистки" сам попавший под "Красное колесо", которое так усердно помогал крутить в кровавые годы российской Смуты!) живописуя революционный разгул в своём романе-хронике "Россия, кровью умытая", писал: "В станицу отряд входил под черным знаменем, на котором светлыми шелками были вытканы скрещенные кости, череп, восходящее – похожее на петушиный гребешок – солнце и большими глазастыми буквами грозные слова: СПАСЕНЬЯ НЕТ. КАПИТАЛ ДОЛЖЕН ПОГИБНУТЬ".

Символ "череп и кости" пользовался широчайшим распространением как раз в России со времен крещения древней Руси Святым Равноапостольным князем Владимиром, если не раньше. В этом проще простого убедиться, зайдя в любой христианский храм (причём даже не обязательно в православную церковь - западные летописцы засвидетельствовали существование в 1176 году в Иерусалиме духовно-рыцарского Ордена Благой Смерти, члены которого носили поверх доспехов чёрные плащи с белым черепом и костями на правом плече!), где, рассмотрев повнимательнее изображения на Распятии, мы почти всегда увидим в основании Голгофского креста этот самый "зловещий" символ – череп и кости.

Дело в том, что, по христианскому Священному преданию, место для распятия Спасителя было промыслом Божьим выбрано как раз там, где покоились бренные останки, то есть череп и кости, прародителя рода человеческого – Адама. Поэтому Голгофа (в переводе с арамейского языка – "Лысый череп") именуется еще Краниевским (в переводе с греческого буквально "черепным"), или Лобным, местом. По легенде, кровь и вода, истекшие из ребра распятого Христа – "нового Адама" – прободённого копьем римского сотника Лонгина, с целью убедиться в смерти осуждённого на крестную муку, пролившись на кости "ветхого Адама", чудесным образом омыли его от грехов, что явилось символическим прообразом последовавшего вслед за тем в течение трёх дней – с пятницы до воскресенья – сошествия Христа во ад, с целью вывести оттуда в рай ветхозаветных праведников, начиная с Праотца Адама.

Поэтому череп и кости, именуемые на Руси издревле "Адамова голова", вошли в христианскую и, в том числе, православную религиозную символику как знак жертвенной смерти во имя грядущего спасения через воскресение к вечной жизни. Вот почему "Адамова голова" украшает не только распятия в христианских храмах – своеобразные "модели Голгофы" - но и нательные кресты, и облачения схимников – монахов, принявших сугубый постриг, как бы "заживо легших в гроб», дабы возродиться из него к жизни вечной.

Когда объединённые дружины Святого Благоверного Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, за свою великую победу в 1380 году прозванного Донским, вышли на бой с Ордой на Куликово поле, начало сражению положил поединок ордынского богатыря Челубея с иноком Свято-Троицкого монастыря Александром (Пересветом), на которого сам Святой Преподобный Сергий Радонежский надел перед походом схиму…разумеется, украшенную, как и полагалось, образом Голгофского креста с "Адамовой головой" - черепом и костями! Инок Пересвет погиб, но поразил и нехристя, упав на него сверху, чем засвидетельствовал свою победу и вселил веру в победу в сердца всех русских ратников. Так всецело оправдался символический смысл эмблемы "черепа и костей", вкладываемый в неё христианами, причем не только русскими: "Смертью смерть поправ!".

На протяжении человеческой истории эмблема "мёртвой головы" использовалась в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США и т.д. В германских государствах Пруссии и Брауншвейге издавна существовали кавалерийские и пехотные части с эмблемами в виде черепа и костей на головных уборах. С середины XVIII века символика смерти стала особенно популярной в армиях стран Западной Европы. Романтическая мода того времени диктует армии необходимость добавлять к привычной символике и военным атрибутам еще и череп над скрещёнными костями в сочетании с чёрным, красным и белым цветами отделки мундиров.

Тем самым, кстати, была заложена основа позднейших русских и германских "ударных частей" - например, корниловцев (имевших чёрно-красные фуражки с серебряным черепом и костями, чёрные мундиры с белыми кантами, чёрно-красные погоны с серебряной "мёртвой головой" и белыми выпушками, нашивку с черепом и костями на плече, серебряные кольца с черепом (прообраз эсэсовского "тотенкопфринга"!), чёрно-красное знамя с белым черепом и костями – и гитлеровских эсэсовцев, фактически перенявших у корниловских ударников их символику "смерти-бессмертия" и чёрно-бело-красную цветовую гамму.

Первыми подобную "зловещую" (по мнению многих) форму при Фридрихе Великом в середине XVIII века надели прусские "гусары с мертвой головой", или "мертвогноловые гусары" (Totеnkopfhusaren). Хотя насчёт эпитета "зловещий" применительно к чёрной военной форме, как раз нам, русским людям (или, по крайней мере, тем из нас, кто еще не утратил историческую память!), есть что возразить! Чёрный – цвет литургических облачений православных священнослужителей на Пасху Страстей Христовых.

В лютую стужу в феврале 1918 года на Дону путь красным бандам под Новочеркасском преградили подростки-кадеты, многие – всего двенадцати лет от роду, ростом ниже своих трехлинейных винтовок, коротко стриженые, в черных мундирчиках – и погибли, но не сдались красному зверю! Интересно, кому из честных русских патриотов покажется зловещим чёрный цвет мундиров этих юных мучеников, отстоявших честь России!?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "В ПОЛНЫЙ РОСТ. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ВЛАДИМИРА КАППЕЛЯ"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Перезахоронение Русского генерала Владимира Оскаровича Каппеля
  • - Брат на брата, отец на сына, кум на кума…
  • - ПРОЩАНИЕ С КАППЕЛЕМ.
  • - Папенгут Павел Оскарович, генерал-лейтенант
  • - Иванов, Виктор Андреевич, генерал
  • - Калишевский Анатолий Иосифович, генерал-лейтенант по Генеральному штабу
  • - Глазенап Петр-Владимир-Василий Владимирович фон, генерал-лейтенант
  • - Список требований, предъявляемых


  • Название статьи: В ПОЛНЫЙ РОСТ. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ВЛАДИМИРА КАППЕЛЯ


    Автор(ы) статьи: Вольфганг Акунов

    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru