Артемий Веркольский, праведный отрок
Артемий Веркольский, праведный отрок
Артемий Веркольский, почитаемый в Русской православной церкви как праведный отрок, родился в 1532 году в селе Веркола Двинского уезда (ныне Архангельская область) в семье благочестивых крестьян. Точные имена его родителей в сохранившихся источниках не упоминаются, однако житийные тексты подчеркивают их глубокую веру и трудолюбие. С детства Артемий отличался кротостью, послушанием и стремлением к молитве.
23 июня (6 июля по новому стилю) 1545 года, в возрасте 12 лет, отрок погиб во время грозы, работая в поле. Согласно преданию, молния поразила его, что было воспринято односельчанами как знак Божьего гнева. Тело Артемия, сочтенное «нечистым», оставили непогребенным в сосновом лесу близ Верколы. Лишь спустя 28 лет, в 1573 году, мощи отрока были обретены нетленными и источающими благоухание. Их перенесли в приходскую Никольскую церковь Верколы, где началось местное почитание святого.
В 1639 году храм сгорел, но мощи уцелели, и над ними воздвигли часовню. В 1645 году по указу царя Алексея Михайловича (№ 342 от 15 марта 1645) на месте обретения мощей, в 151 версте от города Пинеги, основан Веркольский монастырь. В 1649 году останки Артемия перенесли в обитель, поместив в новую раку. Монастырь, ставший центром паломничества, упразднили в 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II, но мощи сохранились под спудом в каменном храме, построенном в 1793 году на пожертвования верующих.
Почитание и канонизация
Церковная память Артемия Веркольского совершается 23 июня (день преставления) и 20 октября (день перенесения мощей). Его житие, составленное в XVII веке, известно в списках XVIII столетия (например, рукопись РНБ, собр. Погодина, № 647). Агиографы подчеркивают чудеса, связанные с мощами: исцеления от паралича, слепоты и «огневицы» (лихорадки). В 1584 году мощи освидетельствованы по распоряжению Новгородского митрополита Александра (архивные документы утрачены, но упоминаются в «Истории Российской Иерархии», ч. III, с. 522).
Дискуссионные вопросы
Историки, включая В.О. Ключевского («Древнерусские жития святых», с. 323), отмечают скудость ранних свидетельств о жизни Артемия. Некоторые исследователи, как А.Ф. Бычков, сомневаются в аутентичности отдельных чудес, зафиксированных в поздних списках жития. Тем не менее, народное почитание отрока оставалось устойчивым: в XIX веке Веркольский монастырь восстановлен как женская обитель, а в 2000 году канонизация подтверждена Русской православной церковью.
Наследие
Основные источники о святом включают:
-
«Житие Артемия Веркольского» (XVII в., списки в РГБ и РНБ).
-
Службы и акафисты, опубликованные в сборниках XVIII–XIX веков.
-
Описания монастыря в трудах В.В. Зверинского («Монастыри по штатам…», т. II, № 709) и А.Н. Муравьёва («Жития святых Российской Церкви», 1855).
Мощи праведного Артемия почивают под спудом в храме Веркольского монастыря, возрожденного в 1991 году. Ежегодно 20 октября сюда стекаются паломники, чтобы почтить память отрока, чья жизнь стала символом смирения и святости в народной традиции Русского Севера.
Источники:
-
История Российской Иерархии. Ч. III. М., 1812. С. 520–528.
-
Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые. Ч. II. Чернигов, 1865. С. 110–112.
-
Муравьев А.Н. Жития святых Российской Церкви: Месяц октябрь. СПб., 1855. С. 367–371.
-
Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. II. СПб., 1892. № 709.
-
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 323.
Примечания:
— Веркольский монастырь — основан в 1645 году, упразднён в 1764-м, возрождён как женская обитель в 1903 году.
— Под спудом — в православной традиции означает захоронение мощей под полом храма без публичного доступа.
— Секуляризационная реформа 1764 года — изъятие церковных земель в государственную казну при Екатерине II.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.