Восстание Бар Кохбы, рассеяние евреев, распространение иудаизма
1. Восстание Бар-Кохбы (132–136 гг. н.э.) – последняя и отчаянная попытка евреев восстановить независимость от Римской империи.
Причины: Римский император Адриан начал политику эллинизации Иудеи. Он запретил некоторые еврейские обряды (например, обрезание) и постановил построить на руинах Иерусалима римский языческий город под названием Элия Капитолина, а на месте Храма — святилище Юпитера. Это было прямым осквернением святыни и последней каплей.
Лидер: Шимон Бар-Кохба («Сын Звезды»). Его поддержал самый авторитетный раввин того времени — Акива, который объявил Бар-Кохбу Мессией. Это придало восстанию религиозный, мессианский характер.
Итоги: Восстание было невероятно ожесточенным. Первоначально повстанцам удалось добиться успеха и на три года освободить Иерусалим. Однако Рим бросил на подавление лучшие легионы. Восстание было утоплено в крови с тотальной жестокостью:
Было разрушено около 50 крепостей и 1000 поселений.
По разным оценкам, погибло от 500 000 до 1 000 000 евреев.
Иудея была практически опустошена и обезлюдена, а оставшееся население продано в рабство.
Последствия: Окончательная потеря государственности: Иудея была переименована в Сирия Палестина (чтобы стереть саму память о связи земли с еврейским народом), что привело к массовому изгнанию евреев с их земли стало отправной точкой для формирования общин по всему миру (диаспоры).
Запрет на иудаизм: Евреям под страхом смерти было запрещено появляться в Иерусалиме.
2. Рассеяние евреев (Диаспора / Галут) и распространение иудаизма
После восстания Бар-Кохбы евреи массово расселились по всей Римской империи и за ее пределами. Это рассеяние определило дальнейшую историю на 2000 лет.
Центры диаспоры: Сложилось два главных центра еврейской жизни и учености:
Вавилония (территория современного Ирака): там существовала большая и процветающая община, не затронутая напрямую римским разгромом. Здесь был создан Вавилонский Талмуд, ставший основой раввинистического иудаизма.
Много евреев поселилось в Персии, на территории современного Ирана в Тегеране есть одна из самых древних синагог в мире (работает).
Земля Израиля (несмотря на запреты, небольшие общины сохранились в Галилее и других частях).
Распространение иудаизма: По мере расселения евреи несли свою веру, что имело два последствия:
В первые века н.э. иудаизм был активной миссионерской религией и привлекал множество сторонников ("боящихся Бога") в Римской империи. Часть из них полностью переходила в иудаизм.
Влияние на христианство: Раннее христианство зародилось в еврейской среде и первоначально было одной из многих еврейских сект. Рассеяние евреев по империи создало сети синагог, которые стали первыми центрами для проповеди христианских апостолов.
3. Сефарды и Ашкеназы
В диаспоре, в разных географических и культурных условиях, сформировались две основные этнокультурные группы евреев.
Сефарды (от еврейского названия Испании — «Сфарад»)
Происхождение: Евреи, жившие на Пиренейском полуострове (Испания и Португалия) со времен Римской империи.
История: Пережили «Золотой век» при мусульманском правлении (X-XII вв.), когда процветали наука, философия и поэзия (например, Маймонид). После Реконкисты и установления власти католиков начались гонения, кульминацией которых стало изгнание из Испании в 1492 году.
Культура и язык:
Язык: Ладжино (или сефардский) — язык на основе староиспанского с заимствованиями из иврита и латыни.
Традиции: Собственный литургический уклад, особенности религиозных обрядов и кухни.
Расселение: После изгнания, сефарды расселились по Средиземноморью (Османская империя, Северная Африка, Италия, Балканы), а также в Северной Европе (Амстердам, Лондон).
Ашкеназы (от еврейского названия Германии — «Ашкеназ») – субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной и Восточной Европе.
Происхождение: Евреи, изначально поселившиеся в долине Рейна (Германия и Франция) в раннем Средневековье.
История: Жили в условиях постоянных ограничений (гетто), преследований и погромов (особенно во время Крестовых походов и эпидемии Чумы). Постепенно мигрировали на восток — в Польшу, Литву, Российскую империю, где сформировался огромный центр еврейской жизни — «Черта оседлости».
Культура и язык:
Язык: Идиш — языковая смесь на основе средневерхненемецких диалектов с заимствованиями из иврита, арамейского и славянских языков.
Традиции: Свой, отличный от сефардского, литургический уклад (нусах), особенности в соблюдении заповедей, ярко выраженная музыкальная и кулинарная культура.
Расселение: К XIX веку ашкеназы составляли около 90% мирового еврейства и имели множество известных людей, например, семья музыкантов Ашкензи, из которых самый известный Владимир Давидович Ашкенази. Большинство евреев США, России, Европы и основателей государства Израиль — ашкеназы.
Восстание Бар-Кохбы привело к окончательной потери государственности и начало массового рассеянию по всему миру, что привело к адаптации еврейской традиции к двум разным цивилизационным ареалам: мусульманско-средиземноморскому (Сефарды) и христианско-европейскому (Ашкеназы).
Их воссоединение произошло только в XX веке в составе государства Израиль, и то не полному, особенно имеются разногласия в религии и разных повседневных обычаях.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.