Заводской инспектор
В 1878 -[1917] гг. Должность VI кл. Введена высочайше утвержденным 2 сентября 1878 года мнением Государственного Совета на паровозовагонных и рельсовых заводах. Замещалась лицами, окончившими курс в технических высших учебных заведениях. В 1884 году Заводские инспекторы были подчинены Временному управлению казенных ж.д. Мининистерства путей сообщения, а с 1 ноября 1885 года - учрежденной при Министерстве путей сообщения Главной заводской инспекции. 9 января 1890 года высочайше утвержденным мнением Государственного Совета "О заводской инспекции Министерства путей сообщения" была образована Заводская инспекция Министерства путей сообщения, которой были переданы функции Главной заводской инспекции. Она состояла под началом главного Заводского инспектора. На казенных и частных заводах, изготавливавших ж.-д. принадлежности, работали Заводские инспекторы. Всего по стране было назначено 9 Заводских инспекторов (например, на все Уральские заводы назначался 1 Заводской инспектор).
Заводские инспекторы осуществляли текущий надзор за качественным изготовлением ж.-д. принадлежностей (паровозов, вагонов, рельсов и т.п.) на заводах, за точным исполнением заводами требований, предъявляемых к их изделиям (размеры, прочность, качество материалов и пр.), за соблюдением способов обработки материалов и т.п.; проведение испытаний готовых изделий на прочность и соответствии техническим условиям; прием их для передачи железным дорогам. Прием железно-дорожных принадлежностей Заводскими инспекторами для казенных железных дорого проводился бесплатно, а частным железно-дорожным заводам было предложено оплачивать за проведение освидетельствования заказанного для них оборудования переводить в Министерство путей сообщения. 22 февраля 1855 года были учреждены премии владельцам заводов за "выделку" стальных рельсов и др. ж.-д. принадлежностей из российских материалов. На Заводских инспекторов было возложено документальное засвидетельствование количества таких материалов. В обязанности Заводского инспектора входил и надзор за исполнением многочисленных правил обо всех применявшихся в промышленности и на транспорте паровых котлах. Правила относительно устройства, содержания и освидетельствования паровых котлов на производстве разрабатывались Министерством торговли и промышленности; относительно котлов, принадлежавших морскому ведомству, - Морским министерством, принадлежавших ж.д., подъездным путям, судам на внутренних водных линиях, - Министерством путей сообщения. Все находившиеся в действии паровые котлы подлежали особому сбору, который начислялся по площади нагрева каждого котла особо.
С 20 июня 1886 года, в порядке опыта, было установлено, чтобы помимо окладного содержания Заводского инспектора получали "задельное вознаграждение" в зависимости от количества принятых изделий. Если общая сумма вознаграждения вместе с окладом превышала 4600 руб. в год (сюда входило и содержание казенных десятников (3) по 600 руб. в год), то задельное вознаграждение сокращалось до 1/4. Если сумма после покрытия содержания десятников, была меньше 2400 руб. в год, то Заводскому инспектору добавляли содержание до этой суммы. С 1890 года задельное вознаграждение выплачивалось в зависимости от количества принятых предметов: по 15 руб. с паровоза, по 5 руб. с пассажирского и по 2,5 - с товарного вагона или платформы, по 1/16 коп. с пуда рельсов, скреплений, запасных частей и других металлических изделий. После того как сумма задельного вознаграждения Заводского инспектора вместе с жалованием достигала 4 тыс. Руб. в год – вознаграждение (свыше этой суммы) назначалось в половинном размере. Казенные и частные ж.д. при сдаче им принятых Заводским инспекторам ж.-д. принадлежностей уплачивали в казну по 60 руб. с паровоза, по 20 - с пассажирского и 10 руб. — с товарного вагона или платформы и по 3/8 коп. с каждого пуда металлических изделий. Общая сумма сбора за каждый заказ не могла быть ниже 25 руб.
С 3 мая 1899 года на основании Временного учреждения Министерства путей сообщения надзор за производством изделий для казенных и частных ж.д. был сосредоточен в учрежденном в Министерстве Отделе по испытанию и освидетельствованию заказов Министерства путей сообщения и паровых котлов на судах. Распределение заводов между сотрудниками отдела и выработку правил освидетельствования определял министр (см. Министр. 2) путей сообщения, причем число инженеров по испытанию и освидетельствованию заказов Министерства путей сообщения (ст. -VI кл. и мл. - VII кл.) определялось ежегодно, а испытание паровых котлов на судах было поручено особому инженеру (VI кл.). Задельное вознаграждение Заводских инспекторов было отменено, а с 17 января 1900 года казенные и частные заводы и лица, чьи заказы освидетельствовали Заводские инспектора, стали платить сбор в государственную казну. 2 августа 1902 года Заводские инспектора были подчинены Отделу по испытанию и освидетельствованию заказов Министерства путей сообщения, созданному после передачи испытания паровых котлов в Управление водяных и шоссейных сообщений Министерства путей сообщения. 11 мая 1916 года по Положению Совета министров в Министерстве путей сообщения были учреждены 14 должностей старших инженеров по испытанию и освидетельствованию заказов министерства и 40 младших инженеров.
Синоним: Правительственный инспектор
Источники: ПСЗ П. Т. 51. № 56653; ПСЗ III. Т. 4. № 2114, 2351, 2569; Т. 5. № 2766, 3055; Т. 6. № 3835; Т. 10. № 6514; Т. 15. № 11502, 11931, 11955, 12286; Т. 19. № 16822; Т. 20. № 18005; Т. 22. № 20997, 22313; СЗРИ / Под. ред. И.Д. Волкова и Ю.Д. Филиппова. 4-е изд. СПб., 1904; СЗРИ / Под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского. СПб., 1912; СУ. 1916. № 129. Ст. 991; Сб. высоч. повелений, инструкций и правил относящихся до эксплуатации и постройки казенных ж.д. СПб., 1891; Высоч. повеления и всеподданнейшие доклады Мин-ва путей сообщения. СПб., 1897; Сенин А.С. Мин-во путей сообщения в 1917 году. М., 1993; Государственность России: Словарь-справочник. М., 1999. Кн. 2. С. 90; М., 2001. Кн.З. С. 91-104.
С.Л. Макарова
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.