Штукенберг, Антон Иванович, инженер путей сообщения

Штукенберг, Антон Иванович, т. с., инженер путей сообщения, член техническо-строительного комитета министерства Внутренних Дел, писатель и поэт.

Родился 15-го августа 1816 г. в Вышнем Волочке и был сын известного гидрографа и статистика-инженера.

Отец его, желавший, чтобы сын шел по его стопам, отдал Штукенберга в институт корпуса инженеров путей сообщения.

Выпущенный оттуда в 1836 г. с чином поручика, Штукенберг сейчас же получил командировку в Восточную Сибирь, где провел около четырех лет, исследуя Забайкальские горы и производя изыскание Кругобайкальской железной дороги.

Возвратясь из командировки, он тотчас же получил новое назначение участвовать в работах по исправлению Вишерского канала Вышневолоцкой системы.

Затем в 1842 г. ему поручено было сначала произвести исследование, а потом и заведовать постройкой Николаевской железной дороги от станции Вышний Волочек до станции Калашникова; по окончании-же постройки дороги, с открытием движения по ней, он же был назначен в 1849 г. начальником участка от станции Окуловка до г. Твери.

Прослужив в этой должности шесть лет, Штукенберг в 1855 г. состоял в распоряжении главноуправляющего путями сообщения и был командирован в Крым, где около двух лет работал над устройством военных дорог.

Возвратившись в Петербург, он занял место начальника отделения первого округа путей сообщения.

К этому времени относится начало его литературных работ.

В 1857 г. он напечатал в "С.-Петербургскнх Ведомостях» (№ 52) свою первую статью "Иван Федорович Штукенберг и его сочинение».

Статья эта была перепечатана в "Журнале Министерства Народного Просвещения» и издана отдельной брошюркой. В том же году он издал свое довольно большое сочинение " Практически заметки по строительной части» (Спб. 1857 г. с чертежами).

Затем, два года спустя, в "Журнале Главного Управления Путями Сообщения» (тома XXVII и XXIX) появилась его статья "Кругобайкальская железная дорога».

Далее, там же, были напечатаны следующие его работы: "Осип Иванович Корицкий», биография (за 1861 г., т. XXXIII), "Биография Ивана Федоровича Штукенберга» (за 1861 г., т. ХХХIV) и "Санкт-Петербург в строительном отношении» (за 1862 г., т. ХХХVII). Кроме того, в это же время Штукенберг напечатал еще две свои статьи в "Северной Пчеле»:

1) "О разведении в России хлопчатой бумаги в Закавказском крае» (за 1862 г., № 174, была перепечатана в "Сыне Отечества» за 1862 г., № 197) и

2) "О средствах для построения в России железных дорог» (за 1862 г., № 347 и перепечатано в "Зрителе» 1863 г., № 1). Назначенный, в 1863 г., начальником третьего округа путей сообщение, Штукенберг переехал в Москву, но прожил там недолго, всего два года, и в 1865 г. снова возвратился в Петербург, будучи назначен членом техническо-строительного комитета министерства Внутренних Дел.

Состоя в этой должности, он принимал деятельное участие в трудах комиссии по устройству постоянного моста (Литейного) имени императора Александра II через р. Неву.

Дальнейшие учено-литературные труды Штукенберга выразились в следующих сочинениях:

1) "Водопроводы с принадлежащими к ним сооружениями» (Спб. 1871 г. и 1878 г.).

2) "Барометрическое измерение высоты и нивелирование металлическим барометром» (Спб. 1873 г.),

3) "Пневматическая канализация или удаление домашних нечистот из городов по чугунным трубам силою атмосферного давления с применением к Петербургу» (Спб. 1874 г., дополнение к этой книге было издано в следующем 1875 году),

4) "Устройство отопления и проветривание (вентиляции) жилых покоев и общественных помещений в зданиях всех видов» (Спб. 1874 г.) и

5) "Новое исследование правил и формул гидравлики». Литературная деятельность Штукенберга не ограничивалась одними чисто специальными научными работами.

Обладая значительным поэтическим талантом, он напечатал в разных современных и ему периодических изданиях много своих стихотворений, которые впоследствии им были собраны в три сборника: "Осенние Листья» (книга издана под псевдонимом А. Крутогорова), "Сибирские мелодии» и "Мелодии».

Кроме того, ему же принадлежит комедия "Уголовное дело» и ряд статей в журналах: "Хозяйственный Строитель», "Инженерный Журнал», "Журнал министерства Путей Сообщения», в "Литературной Газете», в газете "деятельность» и в "Русской Старине».

Впоследнем журнале, между прочим, были напечатаны "Воспоминания о постройке Николаевской железной дороги» и статья о пасторе Зейдере, обвиненном при императоре Павле в политическом преступлении, лишенном сана и наказанном кнутом. Назначенный в 1873 г. старшим техником при С-Петербургской городской управе, Штукенберг в этой должности, как и в должности члена техническо-строительного комитета министерства Внутренних Дел, оставался до самой своей смерти, причем им были построены Крестовский и Каменноостровский мосты и произведены некоторые другие городские постройки.

Штукенберг скончался в Петербурге 7-го марта 1887 г. на 71 году от рождения.

После его смерти были напечатаны еще три его стихотворения: "Жизнь и море», "Цветы» и и "Послание к М. И. Семевскому» ("Знакомые», альбом М. И. Семевского. Спб. 1888 г., стр. 214—216). Кроме того, он и оставил неизданными свои "Мемуары», которые вел с 1836 года.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru