Портовое управление Французской республики
Портовое управление Французской республики
Реформами последних лет перед I Мировой войной приведено строгое соответствие в организации центральных и портовых учреждений. Управление главных военных портов, к числу которых относятся Шербург, Брест, Лориан, Рошфор и Тулон, состоит в следующем: во главе каждого морского округа (Arrondissement maritime), в котором гл. пунктом является военный порт, стоит вице-адмирал, имеющий звание главного командира и морского префекта (Cmmandant en chef, pr?fet maritime). Он командует морскими силами округа, его морской обороной и всеми службами флота; только он сносится с министром. Лицам, начальсвущим над судами активного флота, морской префект не подчинен, равно, как и они ему не подчинены; власть морского префекта распространяется только на суда флота, приписанные к округу, и минной флотилии порта; он обеспечивает точное выполнение законов, декретов и частных распоряжений морского министра; следит за состоянием запасов и снабжения.
В случаях, не терпящих отлагательства, он м. предписывать меры, вызывающие непредусмотренные издержки, но при условии отдачи необходимых приказаний письменно и представление отчета непосредственно министру.
Морской префект д. был согласовывать деятельность всех учреждений, удостоверяться в тщательной подготовке мобилизации.
Наконец, он утверждает контракты, отдает распоряжение о производстве работ в пределах, установленных положениями.
Помощниками префекта являются:
1) начальник штаба (Chef d’?tat-major), функции которого чисто строевые; в военное время он командует морской обороной округа. Как в мирное, так и в военное время под его начальством находится служба связи (семафоры, радиотелеграф и т. п.) Кроме того, к его обязанностям относится заведывание морской жандармерией, морскими офицерами и офицерами-механиками, не занимающими специальных должностей, морской судебной частью, гидрографической службой (обсерватория, склад карт и чертежей), библиотекой и т. п.; эти последние службы переходят в военное время к помощнику начальника штаба.
2) Капитан над портом (Major-G?n?ral), на коего возложены, как военные, так и административные обязанности: в его ведении находятся военные суда, причисленные к округу (заканчивающиеся постройкой, не плавающие и находящиеся в резерве), управление портовыми плавучими средствами (Direction Des mouvements du port), депо экипажей флота, военные школы на берегу, портовая стража и полиция, тюрьмы.
Кроме того, он имеет под своим начальством центральную мастерскую флота (atelier central De la flotte), завозные магазины (salle Des remises) и склады материальной части судов, пользуясь властью директора работ по исправлению и содержанию судов флота, но не имея в своем ведении магазинов. По отношению к судам, ему не подчиненным; французский капитан над портом находится совершенно в таких же отношениях, как и прочие директора работ; его вовсе не касаются отношения между этими судами и прочими начальниками учреждений порта.
3) Главный или старший комиссар, стоящий во главе дирекции интендантства и являющийся распорядителем в арсенале.
Интендантство разделяется на:
a) Service De la solde, на коем лежат расходы по денежному довольствию личного состава (жалованье, путевые издержки, пенсии и т. п.), проверка и сосердоточение отчетности судов;
в) Service Des subsistances et De l’habillement du casernement, который ведает квартирным довольствием и обмундированием морских чинов;
в) Service Des approvisionnements De la flotte et Des transports, ведающий продовольствием судов, и Service De la centralisation financi?re et Administrative, на который возложены отчетность по распределению расходов и общее наблюдение за тремя остальными отделами интендантства в видах подготовки мобилизации.
4) Директора морской записи (Suscription maritime), коих имеется несколько в округе, зависят от морского префекта только в отношении набора.
По остальной части своих обязанностей (полиция плавания, рыбные ловли, лоцмейстерская служба, касса инвалидов, сберегательная касса и т. п.) они сносятся непосредственно с министром.
5) Директора работ (судостроения, артиллерии, морской строительной части и санитарной службы).
Каждый директор ответствен за свою деятельность, и, если издержки не дозволены законами, декретами и положениями, он д. доказать, что действовал в силу письменного приказа морского префекта. Каждый начальник части составляет проекты своих смет, распоряжается своими кредитами, ликвидирует свои расходы, подготовляет заключение контрактов и ведает их исполнением: он также ведает своей материальной частью и рабочим персоналом и распоряжается работами своего управления, в границах, установленных положениями. Кроме своих прямых обязанностей, директора ведают также постройкой, исправлением и содержанием своих мастерских и складов, изъятых из рук морской строительной части. Эта последняя дирекция ведает собственно работами в порту и на суше, не относящимися до другой дирекции. Отопление, освещение и казарменное размещение отнесены к службе интендантства.
При портах существуют следующие совещательные учреждения.
2) Совещание директоров работ (судостроения, артиллерии и морской строительной части) под председательством капитана над портом; оно рассматривает ход работ, общих для трех указанных служб и подготовляет решения, представляемые совету директоров.
3) Комиссия технических контрактов, под председательством директора судостроения.
Эту комиссию составляют по 1 представителю от каждой заинтересованной службы, 1 офицер комиссариата и 1 морской офицер.
Она ведает сдачей подрядов, составлением и заключением контрактов и т. п. В состав комиссии входит представитель контроля.
- Комиссия общих контрактов, под председательством директора интендантства; функции её те же, как и предшествующей комиссии, но не технического характера. Различные заинтересованные службы и контроль равным образом имеют в ней своих представителей. Спецификации всегда подготовляются заинтересованным отделом; после принятия соответствующей комиссией, контракты направляются к морскому префекту, который утверждает их сам или препровождает министру. Жалобы поставщиков направляются через те же инстанции.
- Кроме перечисленных комиссий, имеются еще санитарный совет и бюро гигиены, в коих председательствует директор санитарной части. Декретом 11 января 1910 г. была сделана попытка ослабить централизацию; для этой цели определены вопросы, подлежащие представлению министру; все же остальные д. решаться на месте. К сожалению, список вопросов, разрешаемых министром, оказался очень длинным, редакция их очень растяжимой, а самостоятельность портов осталась весьма ограниченной.
Кроме указанных выше, существуют еще портовое управление в Алжире, Аяччио, Бизерте, Сайгоне и опорные пункты в Диего-Суареце и Дакаре.
Два первых подчинены начальникам морских частей в Корсике и Алжире, следующие 2 — командующим Тунисской и Индо-Китайской морских дивизий, а опорные пункты — начальникам морских частей на Мадагаскаре и в Сенегале.
Состав этих управлений разнится в зависимости от военно-морского значения каждого порта. Бизерта впоследствии д. составить 6-й морской округ Франции.
Библиографию см. в ст. Портовое управление Российской империи.
См. также:
- Портовое управление в Соединенных Штатах Америки;
- Портовое управление в Японии;
- Портовое управление в Германской империи;
- Портовое управление в Британской империи;
- Портовое управление Российской империи.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!