'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Тевтонский Орден. История и Наследие.


       
Как мы уже упоминали выше, орденское облачение строго регламентировалось Уставом. Так, "братья-рыцари" (лат.: "фратрес милитес" или "фратрес милитарии", нем.: "риттербрюдер") в мирное время носили длинный белый кафтан (котту или якку) в военное время - более короткое полукафтанье (сюрко) без рукавов, а поверх него - плащ (мантию), и то, и другое - белого цвета. В военном походе кафтан (полукафтанье) и плащ надевали поверх доспехов. На своей белой военной одежде и белых плащах тевтонские рыцари носили орденскую эмблему - прямой (позднее - лапчатый) черный латинский (с более длинным нижним лучом) крест, пришивавшийся слева на плащ напротив сердца и на грудь кафтана (полукафтанья).

Поэтому не удивительно, что греческий путещественник из Византии Ласкарис (Ласкарь) Канан, совершивший в начале XV в. самое дальнее путешествие в страны Западной Европы (включая даже Исландию, которую он, вслед за античным географом Клавдием Птолемеем, именовал Фулой, или Туле), совершенное когда-либо византийцами, описывая орденскую провинцию "тевтонов"  Ливонию (где он посетил, в частности, города Ригу и Ревель), подчеркивал, что городами управляет архиепископ, а страной - "дукс (лат.: dux - полководец, воевода, отсюда титул вождя итальянских фашистов Бенито Муссолини - "дуче" - В.А.) - Великий магистр белых одеяний и черного креста".

Черный орденский крест украшал также белые орденские знамена, флажки-прапорцы на копьях, щиты, а в некоторых случаях - также шлемы и белые попоны боевых коней. Каждый "брат-рыцарь" был обязан иметь трех лошадей (для боя и для перевозки поклажи) и одного конного оруженосца - "брата-сарианта" (от французского слова "сержант" и латинского слова "сервиент", то есть "слуга"). В соответствии с требованиями орденского устава, каждый тевтонский "брат-рыцарь" был оснащен всем необходимым вооружением - прочным, удобным, но безо всяких узоров или украшений (на последнее обстоятельство обращал особое внимание еще Бернар Клервосский в своей "Похвале новому рыцарству", обращенной в первую очередь к тамплиерам, но служившей руководством и для других военно-монашеских Орденов "Церкви воинствующей"). Обычный набор рыцарского вооружения включал длинное копье с древком из ясеня, граба, пихты или яблони, обоюдоострый меч, кинжал и булаву (а иногда еще клевец-чекан и боевой топор, или секиру).

Защитное вооружение "брата-рыцаря" Тевтонского Ордена в период войн в Святой земле, Трансильвании, Пруссии и Ливонии включало клепаный шлем с наносником, защищавшим в бою лицо рыцаря от ранений, и кожаным подшлемником, стеганой суконной шапкой или кольчужным колпаком, амортизировавшим удары (вытесненный со временем, хотя и не повсеместно, горшковидным шлемом с глухим забралом и прорезями для глаз), длинную кольчугу с рукавами, кольчужныхе чулки с металлическими наколенниками (нередко - с кольчужными башмаками), иногда - кольчужные или латные рукавицы, а также щит - в описываемую эпоху преимущественно треугольной или каплевидной (мииндалевидной) формы.

Шлем удерживался на голове прочными кожаными завязками. Щит, изготовленный из прочных досок, обтянутый толстой кожей и обитый металлическим ободом, был оснащен системой кожаных ремней, позволявших удерживать его либо на руке, либо на плече. Обычно щит был белого цвета с черным орденским крестом (форма которого не была единообразной в течение всего периода существования Тевтонского Ордена, а периодически изменялась под влиянием моды и иных обстоятельств), но имели место и исключения из этого правила.

Так, например, дошедший до наших дней щит Гохмейстера "тевтонов" Карла Трирского (Карла фон Трира), упоминавшегося нами выше, имевший форму сужающегося книзу овала, был не белого, а красного цвета, с желтым ободом (украшенным выполненной черными литерами латинской надписью следующего содержания: "Щит и шлем магистра Ордена тевтонских братьев"), с изображением увенчанного шлемом должностного герба Верховного Магистра). Впрочем, существует представляющееся вполне обоснованным мнение, что этот богато украшенный щит был не боевым, а исключительно парадным (церемониальным).

Составляя со своим боевым конем единое целое, устремив вперед зажатое под мышкой копье, "братья-рыцари" и "братья-сарианты" Ордена Пресвятой Девы Марии Тевтонской были способны пробить самую прочную неприятельскую броню.

По Уставу Тевтонского Ордена его членам (подобно тамплиерам и госпитальерам) строжайше воспрещалось носить какие-либо украшенния (за исключением должностных перстней с печатками). Тем не менее, со временем к этим запретам стали относиться более снисходительно, чем в первые, суровые века существования Ордена Пресвятой Девы Марии. Так, при описании Танненбергской битвы 15 июля 1410 года польский историк Ян Длугош упоминает, что рыцарь Ордена Приснодевы Марии брат Диппольд Кикериц фон Дибер (напавший на самого польского короля Владислава Ягелло) в белом тевтонском плаще, был с головы до ног облачен в богато украшенные доспехи и препоясан золотой перевязью. У самого Верховного Магистра Тевтонского Ордена брата Ульриха фон Юнгингена, павшего в этой битве, на груди поверх лат висел на золотой цепи золотой же ковчежец со святыми мощами, и т.д.
 
Разумеется, со временем, по мере утяжеления и усложнения наступательного и оборонительного вооружения, западноевропейских армий, введения в них артиллерии и ручного огнестрельного оружия, соответствующие изменения происходили и в войсках Тевтонского Ордена (как, впрочем, и в войсках других военно-монашеских Орденов). А после утраты тяжелой рыцарской конницей с ее длинным копьем статуса основной ударной силы на полях сражений эту роль стала играть превосходная, по тем временам, артиллерия Ордена Приснодевы Марии.


 

14.Комтуры

Особо важное место среди "братьев-рыцарей" Тевтонского Ордена занимали комтуры (коммендаторы или командоры). Эти должностные лица Ордена Пресвятой Девы Марии, избираемые из числа наиболее опытных и одаренных "братьев-рыцарей", управляли определенными территориями или областями орденского государства, являясь одновременно комендантами замков-монастырей, представлявших собой церковные, военно-административные и хозяйственные центры означенных территорий.

Соответственно, на комтуров, подчиненных "ландмейстерам" (магистрам орденских провинций, или земским магистрам) возлагались орденским руководством церковные, административно-хозяйственные и военные функции. В военное время комтуры возглавляли отряды орденских "братьев-рыцарей", несших военную службу в подчиненных им округах-комтурствах (комтуриях) и составлявших конвент их комтурий (с которым комтуры, в случае необходимости, советовались по важным вопросам), и формировали собой своеобразный "командный состав среднего звена". Положение и должность обязывали комтуров сражаться в первых рядах, поэтому потери среди них были особенно велики.

Так, например, один из тевтонских комтуров, брат Генрих Штанге (исполнявший одновременно обязанности вице-магистра Пруссии), был обязан своим прозвищем (словом "штанге" на средневерхненемецком языке именовалось рыцарское копье) виртуозным искусством, с которым он владел копьем, и вышел победителем из бесчисленного количества конных схваток на копьях (хотя его противники - язычники-пруссы, которых - не только в популярной литературе! - вопреки исторической правде, нередко изображают толпой пеших, косматых лесовиков с дубинами и топорами! - также прекрасно владели искусством конного боя на копьях). Комтур Генрих Штанге, вместе со своим братом, пал в бою с ополчением прусского племени самбов при Гермау в 1253 году.

 

Черные кресты на белом одеянии комтуров, обозначая их высокий ранг, были большего размера, чем у рядовых "братьев-рыцарей".

Тевтонские рыцари шли в бой с боевой песнью, созвучной пасхальной молитве: "Сhrist ist erstanden von der Marter allе..." (по-латыни: "Сhristus resurrexit de mortuis...", а по-русски: "Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав"). Утверждение некоторых авторов, будто члены Тевтонского Ордена при встрече приветствовали друг-друга словами "С нами Бог!" (нем.: Готт мит унс!), хотя и представляется нам вполне соответствующим духу времени, не находит себе подтверждения в орденском Уставе рыцарей Девы Марии.

Девиз Тевтонского Ордена звучал (и звучит по сей день): "Исцелять-Защищать-Помогать" (нем.: Heilen-Wehren-Helfen).


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Тевтонский Орден. История и Наследие."

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЕННОГО (РЫЦАРСКОГО) ТЕВТОНСКОГО (НЕМЕЦКОГО) ЛЕВАНТИНСКОГО ОРДЕНА
  • - Орден Тамплиеров: история и современность
  • - Тайны Тевтонского ордена
  • - Устав Тевтонского ордена, история создания
  • - Командные слова. Приложение к Корабельному уставу Военно-Морского Флота СССР
  • - ГЛАВНАЯ ХОРУГВЬ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  • - ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ГАБСБУРГСКОЙ ЭПОХИ
  • - СУВЕРЕННЫЙ МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН В ХХ и ХХI ВЕКЕ


  • Название статьи: Тевтонский Орден. История и Наследие.


    Автор(ы) статьи: Вольфганг Акунов

    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Страницы: 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 53
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru