Тевтонский Орден. История и Наследие.
12.Знамена и хоругви
Главное знамя Тевтонского Ордена было украшено образом его Небесной Покровительницы - Пречистой Девы в короне, с Богомладенцем Иисусом на руках - и белым орденским щитом с прямым черным крестом) у ног Богородицы.
Другое боевое орденское знамя, так называемая Большая хоругвь Тевтонского Ордена, было первоначально совершенно белым, безо всяких изображений. Впоследствии Большая хоругвь представляла собой белое полотнище с прямым черным крестом и тремя косицами (что соответствовало рангу Верховного магистра ("земский магистр"-ландмейстер имел хоругвь с двумя косицами). Каждый отряд (хоругвь) орденского войска имел собственное знамя с различными геральдическими изображениями.
На знаменосцев возлагалась весьма почетная, но вместе с тем и весьма опасная миссия - возить знамя, беречь его как зеницу ока и в то же время не забывать своевременно подавать знаменем необходимые сигналы своим войскам (в лязге и грохоте тогдашних рукопашных схваток команды, да и трубные сигналы очень быстро становились неразличимыми, так что вся надежда была на знамя). Знамя было лучшим средством оповещения и ориентиром. К нему стягивались (от этого, кстати, происходит и одно из русских названий знамени - "стяг") войска для перестройки и новой атаки. Знаменем подавались сигналы в бою.
Внезапное исчезновение знамени во время боя (это случилось, к примеру, с главным знаменем польского войска при Танненберге - Большой Краковской хоругвью) могло вызвать панику, его утрата символизировала поражение и считалась огромным позором. Неправильно поданный знаменем сигнал мог привести собственные войска в замешательство (что произошло в ходе битвы при Танненберге, когда изменивший Ордену кульмский рыцарь Никкель (Нильце, Нитце) фон Ренис подал своим знаменем (на одной половине которого, согласно описанию польского хрониста Яна Длугоша, были изображены белые, а на другой - красные волны с черным крестом и черной чертой наверху) ложный сигнал к отступлению и способствовал поражению "тевтонов"). За подобные действия орденский Устав предусматривал смертную казнь для нерадивого (или вероломного) знаменосца. Обезглавлен был и Никкель фон Ренис (правда, не сразу).
Хотя к знамени приставляли надежную охрану, служить знаменосцем было небезопасно. Знаменосец постоянно являлся первоочередным объектом вражеских нападений и потому всегда носил особо прочное защитное вооружение. Нередко роль знаменосцев выполняли орденские комтуры. Полотнище знамени должно было иметь довольно большие размеры, чтобы хорошо различаться издалека, но не слишком большие, чтобы не обматываться вокруг головы знаменосца или головы его коня.
Древко знамени обычно заканчивалось острием, как у копья. Как уже говорилось, в бою знамя тщательно охранялось. Устав Тевтонского Ордена требовал назначать в эскорт знамени только самых опытных, отборных "братьев-рыцарей", вооруженных мечами (иногда даже парой мечей каждый), булавами, чеканами и боевыми топорами, готовых и способных отбить любое вражеское нападение. Им было строжайше запрещено отлучаться в ходе боя от знамени и оставлять его без защиты. Рыцарям "знаменной группы" не выдавались копья, поскольку для нанесения "таранного" удара копьем необходимо было разогнаться, а, следовательно - покинуть знамя. В качестве дополнительной меры предосторожности, для предотвращения паники в случае потери знамени, комтур обычно имел запасное знамя, обернутое вокруг копья. Но Большая хоругвь Ордена, а также Большая и Малая хоругви Верховного магистра существовали только в одном единственном экземпляре.
Со временем у Тевтонского Ордена появился свой собственный флот, превратившийся во внушительную военно-морскую силу на Балтике. Мачты орденских кораблей были украшены белыми флагами, а корма и борта - белыми щитами с изображенными на них черными крестами (первоначально - прямыми, а позднее - лапчатыми).
13."Белые плащи"
Основную ударную силу орденского войска составляли "братья-рыцари" ("белые плащи"), сражавшиеся преимущественно в конном строю. По-крайней мере, так было в начальный период пребывания Ордена Пресвятой Девы Марии в Палестине, где главными противниками тевтонов выступали арабские и тюркские наездники-мусульмане (сарацины) и в Седмиградье (Трансильвании), где "Божиим дворянам" пришлось иметь дело с легкой конницей куманов (известных также под именем половцев или кипчаков), от которых "тевтонам", приглашенным венгерским королем Андреем II (Андрашем, Эндре), было поручено оборонять границы Венгрии.
Но в ходе покорения Пруссии и других прибалтийских земель ситуация во многом изменилась. Кстати, такая возможность была предусмотрена и статьей 22-й орденского Устава тевтонов "О том, что относится к рыцарству", в которой, в частности, говорилось:
"Воистину, поскольку известно, что Орден сей специально учрежден для войны против врагов Креста и Веры, то в зависимости от разнообразия земель и обычаев и нападения врагов надлежит сражаться разным оружием и разными способами...".
Действительно, местность в Пруссии и Лифляндии (Ливонии), изобиловавшая густыми лесами, болотами и реками, была не слишком пригодной для традиционного рыцарского конного боя. Поэтому, в отличие от классического ведения рыцарями военных действий на территории Святой Земли и Европы (преимущественно конного), тевтонским "братьям-рыцарям" нередко приходилось вести бой пешими и биться нередко нетипичным для рыцарей оружием. Так, например, "брат-рыцарь" Генрих фон Таупадель (разумеется, прекрасно владевший копьем, мечом, топором и булавой), особенно прославился своей меткой стрельбой из "(ручной) баллисты", то есть из самострела, или арбалета (хотя в составе войска Ордена имелись наемные арбалетчики и лучники - как, впрочем, и отличная наемная пехота и легкая кавалерия - "туркополы" ("туркопулы"), подчинявшиеся, как и в ордене иоаннитов-госпитальеров, особому орденскому должностному лицу - туркопольеру).
По свидетельству хрониста Петра Дусбургского, при штурме тевтонским войском замка литовских язычников Вилов:
"Генрих фон Таупадель... ставший братом Ордена Дома Тевтонского, муж доблестный и в совершенстве владевший искусством баллистариев (арбалетчиков - В.А.)…выстрелом из баллисты пронзил стрелой и убил...вождя литвинов, и с другой стороны выстрелил в одного мастера, который, чтобы починить камнемет, поднялся на верх его, и стрелой пригвоздил ему руку к камнемету".
Еще недавно даже многие историки (недооценивавшие значение постоянной физической тренировки и непрерывного военного обучения) считали, что "неповоротливые" средневековые рыцари, якобы, физически не способны сражаться в пешем строю (по причине тяжести доспехов). Необходимо заметить, что это - очень старое заблуждение. Еще в XIII веке жертвой подобных ложных представлений пал поморский князь Святополк (Свантеполк), бывший союзник Тевтонского Ордена в борьбе с язычниками-пруссами, со временем изменивший Ордену Девы Марии и даже (будучи христианским государем!) возглавивший восставших против Ордена прусских язычников (чтобы со временем предать и их и снова переметнуться на сторону тевтонов).
Недооценка боевой выучки и физических способностей "Божьих дворян" дорого обошлась поморскому князю. Орденский хронист Петр Дусбургский так писал о битве, в которой "тевтоны" нанесли просчитавшемуся Святополку тяжелое поражение:
"Но Свантеполк, полагая, что братья (тевтонские рыцари - В.А.) не собираются бежать, повелел тысяче лучших бойцов своего войска спешиться, наставляя их, чтобы они с превеликим шумом и гамом напали на братьев и, встав под прикрытием щитов, своими копьями пронзили бы коней христиан, говоря: "На них тяжелые доспехи, и они не могут сражаться пешими".
Между тем, ход сражения показал, что Святополк ошибся. Его войско было наголову разгромлено "тевтонами", даже лишившимися своих боевых коней.
В период пребывания Тевтонского Ордена в Святой земле европейские боевые кони были редкостью. Братья Ордена Приснодевы Марии вынуждены были пользоваться низкорослыми лошадями местных сирийских пород (так называемыми "туркоманами"), а нередко даже сражаться в пешем строю. Большую помощь Ордену оказали легкоконные отряды туркополов, вербовавшиеся первоначально из сирийских и палестинских христиан, ва впоследствии - из осевших в Земле Воплощения "франков", перенявших у арабов, сирийцев, армян и турок их коней, вооружение и военную тактику.
Во владениях Тевтонского Ордена (в том числе - в Пруссии) имелись превосходные по тем временам конные заводы. Боевые кони "тевтонов" являлись результатом тщательной селекции, направленной на соединение качеств лошадей арабских пород, с которыми "тевтоны" познакомились и ценить которых они научились еще в палестинский период существования Ордена Девы Марии, и европейских тяжеловозов. Конь не должен был бояться противника, а наоборот, бросаться на него и бить неприятельских коней и воинов передними ногами, вставая на дыбы. Главный недостаток рыцарских коней заключался в их быстрой утомляемости. Они были не способны к быстрой скачке галопом, предпочитая двигаться медленным шагом или рысью.
Передвижение рысью, особенно мучительное для всадника, считалось у "братьев-рыцарей" и "братьев-сариантов" Тевтонского Ордена наказанием. Час движения рысью в полном боевом вооружении был для них настоящей мукой. Хорошо известно, однако, что они садились на боевых коней только в самый последний момент перед сражением, передвигаясь до этого на других, походных лошадях, обычно местной низкорослой прусской породы (так называемых "швейках" или "шейках"). Для перевозки оружия, имущества и припасов использовались еще менее ценные вьючные лошади.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!