КОПЬЕ ФИНЕЕСА И ЛОНГИНА
В данном случае священник Финеес исполнял прямое указание Святого пророка-Боговидца Моисея:
"И сказал Моисей судьям Израильским: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору». Так магическое копье оказалось впервые омытым в крови супостатов Единого Бога. После этого оно не раз оправдало себя в качестве талисмана военной удачи и власти.
Так, ветхозаветный пророк Иисус Навин, по преданию, держал в руке именно это копье, подавая своим воинам сигнал испустить оглушительный крик, приведший к падению стен неприступного Иерихона, а также при взятии другого ханаанского города - Гая.
"Тогда Господь сказал Иисусу: простри копье, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои...Иисус простер... копье, которое было в его руке, к городу. Сидевшие в засаде тотчас встали с места своего и побежали, как скоро он простер руку свою, вошли в город и взяли его и тотчас зажгли город огнем».
Это же самое копье царь Израильский Саул в приступе гнева метнул в молодого Давида, игравшего перед ним "на струнах»: "...в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него».
По старинной легенде, царь иудейский Ирод, сын эллинизированного идумея Антипатра, прозванный Великим, также держал в руках это древнее копье, как символ власти над жизнью и смертью, когда отдал свой жестокий приказ перебить всех невинных младенцев "от двух лет и ниже», родившихся в Вифлееме Иудейском "и окрест него», стремясь погубить среди них и младенца Иисуса, которому было предсказано стать "Царем Иудейским». А теперь то же самое копье было принесено на Голгофу по приказу другого Ирода, сына предыдущего, как символ права на "сокрушение костей» Христа Спасителя.
Когда храмовые стражники поднялись на Голгофу, римские воины, охранявшие кресты с распятыми, по свидетельству позднейшего византийского хрониста Симеона Метафраста, с отвращением отвернулись. Лишь сотник Гай Кассий Лонгин, которому это было положено по должности, не отвел взора, когда слуги первосвященника раздробили палицами черепа и кости двух разбойников, распятых по обе стороны от Иисуса.
Римский центурион, не в силах преодолеть омерзения при виде того, как жестоко были перебиты кости разбойников, решил защитить тело Иисуса Христа от поругания.
Выхватив копье Финееса из рук начальника храмовой стражи, центурион направил своего коня к среднему кресту и пронзил грудь распятого Иисуса справа между четвертным и пятым ребром. Именно так было принято у римских воинов проверять по окончании сражения, не остался ли кто в живых из их противников, чьи тела устилали поле битвы. Дело в том, что из застывшего трупа кровь не могла бы вытечь. Но в данном случае из пронзенного ребра Распятого "истекла кровь и вода» - и в тот момент, когда таким "неестественным» образом пролилась спасительная кровь Христа, Гай Кассий Лонгин оказался чудесным образом исцелен от мучившей его глазной болезни (катаракты).
Согласно одному из преданий, римский сотник, проведя ладонью по окровавленному острию копья, прикоснулся к глазам и тут же стал полностью зрячим. Уверовав в Христа, Лонгин громко воскликнул:
"Истинно, то был Сын Божий»!
Согласно "Четьям-Минеям» святого Дмитрия Ростовского, в которых описаны житие и страдания святого мученика Лонгина-сотника, история его чудесного исцеления имела продолжение. Сотник Лонгин, приставленный вместе с воинами охранять тело Иисуса, погребенное в пещере, удостоился лицезреть воскрешение Спасителя. И тогда он окончательно уверовал в Христа, обратился, стал вести жизнь праведную, проповедовать христианскую веру, обращая множество людей на путь спасения, и в период гонений принял мученическую смерть за Христа чрез усекновение главы.
Когда слепой римский наместник приговорил Лонгина к смерти, тот объявил, что в день его казни наместник вновь обретет способность видеть. Как только Лонгину отсекли голову, слепой наместник действительно прозрел (в том числе и духовно) и принял веру Христову.
По другой легенде, сотник Лонгин сохранил бесценные капли крови Христовой в дарохранительнице-пиксиде, переданной им в христианский храм в итальянском городе Мантуе (в кафедральном соборе которого она хранится по сей день).
Впрочем, не будем перечислять все чудеса и легенды, связанные с именем сотника Лонгина. Более важным представляется нечто другое.
В случае центуриона Лонгина копье Финееса сыграло роль своеобразного "катализатора Откровения». Оно послужило живым свидетельством Воскрешения плоти, ибо нанесенная его острием телесная рана таинственным образом сохранилась и на теле воскресшего Христа, явившегося своим ученикам в Еммаусе. Лишь один из апостолов - Фома Неверующий, склонный верить только в то, что был способен узреть своими телесными очами, не узнал воскресшего Богочеловека, вошедшего к ученикам через затворенную дверь, чтобы открыться им.
И тогда Иисус сказал Фоме: "...подай перст твой сюда и посмотри руки Мои (с ранами от гвоздей - В.А.); подай руку твою и вложи в ребра Мои (пронзенные копьем - В.А.); и не будь неверующим, но верующим».
Поскольку раны от гвоздей и от копья были видны на теле воскресшего Христа, первые христиане верили, что, если бы сотнику Лонгину не удалось предотвратить сокрушение костей Иисуса на кресте, величайшее чудо Воскресения было бы невозможным.
Именно так они понимали древнее пророчество: "Кость Его да не сокрушится».
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!