КОПЬЕ ФИНЕЕСА И ЛОНГИНА
Вольфганг Акунов
КОПЬЕ ФИНЕЕСА И ЛОНГИНА
Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его: он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
От Иоанна Святое Евангелие, 19, 33-37.
Кто не слыхал про острие копья,
Пронзившее распятого Христа?
Теперь тем острием владеет Карл.
Его он вправил в рукоять меча.
В честь столь большой святыни свой булат
Он Жуайезом - "Радостным» - назвал.
Тот меч французам памятен всегда:
Недаром клич их бранный - "Монжуа»!
Недаром их никто не побеждал.
Песнь о Роланде.
Братья по ордену,
Из бездны времен
Распятый на Норде
Вернется с Копьем.
Плоть от плоти предвечной,
Кованный орденом,
Приведет наконечник
Героя на родину.
Сплетенные звенья
Свободны от пут.
Восстань из забвенья -
И вспомнишь свой путь.
Без вести пропавший,
Ты - сам себе цель.
Смерть смертью поправший,
Замкни нашу цепь.
Пусть вечно цветет
Средь полярного льда
Золото Розы
На древке Копья.
Густав Майринк. Ангел Западного окна.
В последних главах Евангелия от Иоанна повествуется, как "один из воинов» пронзил копьем ребра Иисуса Христа, распятого на Голгофском кресте. Согласно древней христианской легенде, этим воином был римский центурион (сотник) по имени Гай Кассий Лонгин, присутствовавший при распятии в качестве официального представителя римского прокуратора (императорского наместника) Иудеи - всадника Понтия Пилата.
На протяжении двух лет римский центурион следил за деятельностью странствующего галилейского проповедника Иисуса из Назарета, о котором ходили слухи, что он и есть ожидаемый иудеями Спаситель-Мессия, предназначенный свыше для восстановления земного царства Израильского в прежнем блеске - хотя Кассий и не видел никакой угрозы, которая бы исходила от Галилеянина для римского владычества над Палестиной.
После ареста Иисуса слугами первосвященника Иерусалимского и передачи облыжно обвиненного в посягательстве на царский венец проповедника на казнь, Гай Кассий Лонгин стал свидетелем мужества и величия, проявленного Галилеянином, распятым на кресте между двумя разбойниками.
В ветхозаветной книге "Исход» (12, 46) о пасхальной жертве - прообразе Мессии-Христа, как Агнца Божия - принесенного в жертву на Пасху за грехи всего рода человеческого - было сказано "...и костей ее не сокрушайте» . Поэтому Анна, тесть первосвященника иудейского Каиафы и советник Синедриона (Верховного судилища Иерусалимского Храма), и сам Каиафа твердо вознамерились "сокрушить кости» Христа, дабы убедить таким образом народные массы, что Иисус из Назарета - не Мессия, а вероотступник и смутьян, рвущийся к царской власти во что бы то ни стало.
Время шло, а распятые все не умирали. Это дало Анне и Каиафе необходимый им повод. Анна, как высший авторитет в вопросах Закона Моисеева, не дозволявшего казнить человека смертью в субботу, при посредничестве царя Иудейского Ирода Антипы обратился к римскому прокуратору Иудеи - Понтию Пилату - с ходатайством позволить храмовым служителям перебить распятым кости, с целью ускорить приход смерти осужденных, чтобы они умерли в пятницу, до появления на небе первой вечерней звезды и наступления темноты, знаменовавших приход шабаша (шаббата или шабеса, по-гречески - самбатиона, по-нашему - субботы).
Понтий Пилат удовлетворил просьбу Анны. Первосвященник Иерусалимский Каиафа направил отряд храмовой стражи на Голгофу (это слово переводится с арамейского как "Череп» или "Лысая гора» - по легенде, именно в пещере Голгофы испокон веков покоились череп и кости праотца Адама). Возглавлявший отряд военный предводитель нес в руке копье Ирода Антипы, (тетрарха или "четверовластника», в действительности не обладавшего в Иерусалиме царской властью, носившего лишь титул царя Иудейского и владевшего всего лишь четвертью прежней территории Иудейского царства, расположенной в Заиорданье).
Это священное копье служило символом полученных предводителем полномочий на совершение дозволенного римским прокуратором акта "сокрушения костей». Не имей он в руке этого зримого символа царской власти, как бы делегированной ему по данному случаю формально тетрархом Иродом, а фактически - Иерусалимским судилищем, римские воины, охранявшие место казни, не позволили бы ему и его людям и пальцем коснуться осужденных.
К описываемому времени старинное копье, врученное царем Иродом начальнику храмовой стражи в знак переданных ему полномочий, было уже овеяно множеством древних легенд. Считалось, что это копье было выковано по воле ветхозаветного пророка Финееса, как символ магических сил, содержавшихся в крови богоизбранного народа. Когда израильтянин Зимри, сын Салу, начальник поколения Симеонова, после победы возглавляемого пророком Моисеем Израиля над язычниками-мадианитянами и уклонения победоносных израильтян в ересь идолослужения Ваал-Фегору (Ваал-Пеору, Бельфегору), божеству побежденных язычников, привел в свой шатер мадианитянку Хазву, дочь Цура, начальника Оммофа, племени Мадиамского,
"...Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества, и взял в свою руку копье, и вошел вслед за израильтянином в спальню и пронзил обоих их, израильтянина и женщину в чрево ее...» (Числа, 25, 6-8).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!