КОПЬЕ ФИНЕЕСА И ЛОНГИНА

 

Облаченный в порфиру, под которой был скрыт наконечник Святого копья, император Константин, провозглашенный придворными льстецами "тринадцатым апостолом», в качестве "внешнего епископа» провозгласил перед отцами Церкви, собравшимися на Никейском соборе, догмат о Троичности Божества. При основании Нового Рима - Константинополя - Константин Великий, по древнеримскому обычаю, обходя границы будущей столицы, которой присвоил древнее название Рима на Тибре - "урбс региа», то есть "город царей» (отсюда славянское название - "Царьград»), держал перед собой Святое копье и утверждал при этом, что "шествует по стопам Того, Кого видит идущим перед собой».

 

По преданию, августейшая мать Константина Великого, царица Елена, обретшая в Иерусалиме Святой Истинный Крест, на котором был распят Спаситель, повелела вделать в наконечник "копья Лонгина-Маврикия» один из святых гвоздей, которыми Христос был пригвожден к Голгофскому Кресту, дабы сделать владельца Святого копья непобедимым и неуязвимым.

 

Несмотря на то, что позднейшие восточно-римские православные императоры считали Святого Равноапостольного Царя Константина принадлежащим исключительно собственной, "византийской», истории, его авторитет во всем христианском мире, в том числе и на Западе, был столь велик, что западные крестоносцы-"латиняне», захватившие Константинополь в ходе злополучного для Восточной империи IV Крестового похода, в числе прочих христианских святынь (в частности, двух обломков Святого Истинного Креста, Голгофских гвоздей, туники и тернового венца Спасителя, Честной главы Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и др.) вывезли оттуда и порфировую гробницу императора Константина Великого, хранящуюся с тех пор в Ватикане.

 

Позднее "копье Лонгина-Маврикия» на протяжении столетий постепенного упадка Римской империи играло немаловажную роль в отражении набегов северных и восточных варваров, а также в их обращении в христианство и союзников римского дела.

 

Этим копьем владел Феодосий I Великий - последний император единой Римской державы, в 385 г. усмиривший с его помощью опустошавшее имперские земли германское племя остготов. Готский король Аларих, принявший христианство и взявший Рим в 410 г., в качестве контрибуции потребовал передать ему, между прочим, и Святое копье. От Алариха "копье Лонгина-Маврикия» перешло к "последнему римлянину» Аэцию - полководцу императора Запада Валентиниана, а от Аэция - к вестготскому королю Теодориху, объединившему, при помощи "копья Лонгина-Маврикия», под своими знаменами германцев и галло-римлян, остановивших нашествие орд гуннского вождя Аттилы в битве на Каталаунских полях в 452 г.

 

Обладал Святым копьем и православный василевс Юстиниан Великий - величайший император Восточной Римской империи (Византии), отвоевавший у варваров значительные территории бывшей Западной Римской империи (Северную Африку с Карфагеном - у вандалов, Италию с Римом - у остготов, часть Испании - у вестготов и пр.) и прославившийся также строительством Собора Святой Софии в Константинополе и кодифицированным в его правление сводом римского права (Codex juris civilis).

 

Держа в руке "копье Лонгина-Маврикия», василевс Юстиниан повелел закрыть Афинскую академию и навсегда изгнать за пределы Христианской империи всех учителей языческой философии. Согласно византийской традиции, Святое копье с тех пор пребывало в ризнице константинопольской церкви - по крайней мере, до взятия "Второго Рима» крестоносцами-латинянами в 1204 г.

 

Во всяком случае, по свидетельству одного из участников штурма "франками» Константинополя, Робер де Клари, свидетельствовал, что "...там нашли...железный наконечник от копья, которым прободен был наш Господь в бок...- кстати, по его же свидетельству, "франки» нашли там же "...в одном хрустальном сосуде...большую часть пролитой Им крови» (Робер де Клари. "Завоевание Константинополя» LXXXII).

 

Возможно, это был Святой Грааль, хотя еще ранее, в XII в., рыцари Храма хранили в своей крепости Газа "чашу из зеленого хрусталя или изумруда на золотых ножках», выдававшуюся ими за подлинный Святой Грааль, якобы обретенный тамплиерами в Кесарии (а также, кстати, и другое Святое копье, при помощи которого участники I Крестового похода овладели Антиохией)! Но вернемся к Копью Финееса.

 

В VIII и IX вв. п. Р.Х. "копье Финееса-Лонгина-Маврикия» по-прежнему оставалось своеобразной "осью» исторического развития человечества. Утверждали, что этот таинственный талисман был снова использован в качестве реального древкового оружия франкским полководцем Карлом Мартеллом, одержавшим в 782 г. при Пуатье эпохальную победу над войском арабов-мусульман. Победа арабских мусульман над франкскими христианами при Пуатье означала бы установление власти Ислама надо всей Европой (во всяком случае, Западной). Если это правда, то что за Святое копье хранилось тогда в Константинополе?

 

Внук Мартелла, франкский король Карл Великий, коронованный папой римским в 800 г. императором Запада (а фактически - первым императором Священной Римской империи), был в немалой степени обязан своими военно-политическими успехами обладанию Святым копьем.

 

Не сомневаясь в его победоносной силе, Карл Великий совершил за годы своего правления 47 успешных военных походов, в частности, покорив и обратив в христианство язычников-саксов. Кроме того, считалось, что обладание Святым копьем сделало Карла ясновидящим и способным предугадывать все планы и действия своих врагов, а также определить место захоронения апостола Иакова Зеведеева в испанской провинции Галисии, со временем превратившееся в одно из древнейших мест паломничества - Сантьяго де Компостела, где позднее, с целью охраны паломников к гробнице апостола, был основан знаменитый духовно-рыцарский Орден Святого Иакова и Меча.

 

Обладание "копьем Лонгина» окружало его венценосного владельца ореолом святости и мудрости в глазах всех его подданных. Говорят, что император Карл Великий всю свою жизнь пребывал в непосредственной близости от "копья Финееса-Лонгина-Маврикия», не расставаясь с ним ни днем, ни ночью. Когда же он, возвращаясь из своего последнего военного похода, случайно выронил копье из рук, все расценили это как предвестие скорой смерти легендарного императора Запада (которая не замедлила и в самом деле наступить).

По другой, легендарной, версии, отраженной, в частности, в средневековой "Песни о Роланде», Император Шарлемань (Каролус Магнус, то есть Карл Великий) повелел вделать острие Святого копья в рукоятку своего меча Жуайеза ("Радостного»), отчего, якобы, произошел боевой клич древних франков и их потомков-французов "Монжуа» (Моя радость)!

Со дня коронации Карла Великого в Риме в 800 г. и до ликвидации Священной Римской империи Наполеоном I после битвы при Аустерлице в 1805 г. "копьем Финееса и Лонгина» на протяжении 1000 лет обладали 45 западных "римских» (на деле же - франкских, а затем - германских) императоров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru