КОПЬЕ ФИНЕЕСА И ЛОНГИНА
Справедливости ради, следует заметить, что во все времена существовало (и по-прежнему существуют) немало реликвий, претендующих на право именоваться "подлинным копьем Лонгина». Одно такое копье (точнее, наконечник копья, украшенный в центре прорезью в форме лапчатого креста - так называемый "Святой Гегард») с давних пор (якобы с момента крещения древней Армении в IV в.) хранится в ризнице кафедрального собора монофизитской армянской церкви г. Эчмиадзина (древнего Вагаршапата), вместе с другими христианскими святынями, привезенными крестителем Армении Григорием Просветителем из Кесарии Палестинской. "Святой Гегард» помог войскам армянских христиан одолеть их противников-огнепоклонников (маздеистов). Другое Святое копье с незапамятных времен висело в Большом зале Ватикана (а до этого - в Латеранском дворце римских пап).
Третье "копье Лонгина» обреталось в древней столице Польши - Кракове - считалось, что римско-германский император Оттон III пнри посещении города Гнезно в 1000 г. подарил его своему вассалу - польскому королю Болеславу Храброму, собравшемуся совершить паломничество в Святую Землю. Причем по одной из легенд именно этим Святым копьем польский рыцарь Добко (Добеслав) сразил в битве при Танненберге (Грюнвальде) в 1410 г. Верховного магистра (гохмейстера) Тевтонского (Немецкого) ордена брата Ульриха фон Юнгингена!
Четвертое "копье Финееса», таинственным образом связанное с именем знаменитого православного проповедника и Отца Церкви Иоанна Златоуста, как мы уже знаем, несколько столетий хранилось в столице Восточной Римской империи - Константинополе (Царьграде). В XIII в. это копье было перевезено французским королем Людовиком Святым, возвращавшимся из крестового похода, из Византии в Париж. Им очень интересовался знаменитый схоластик-доминиканец Фома Аквинский, прозванный "ангелическим доктором». Но если это так, то что за Святое копье, упомянутое Робером де Клари, обрели западные крестоносцы при взятии Царьграда в 1204 году?
Еще одно "копье Лонгина» впервые вошло в историю в Х в., в правление германского короля из Саксонской (Салической) династии - Генриха I Птицелова (919-936 гг.), разгромившего во главе тяжеловооруженной саксонской кавалерии конные орды опустошавших Германию венгров (мадьяр). Согласно традиции, это Святое копье было передано Генриху I в 930 г. бургундским королем Рудольфом в подтверждение отказа последнего от притязаний на имперскую Италию (север Апеннинского полуострова). Он том, как это копье попало к Рудольфу Бургундскому, история умалчивает. Однако считается, что в битве на реке Унструте, ознаменовавшей окончательное поражение венгерских язычников, король Генрих держал в руке "копье Лонгина».
После победы над венграми таинственное копье не упоминалось в летописях до самого дня смерти Генриха Птицелова в Кведлинбурге и коронации его не менее знаменитого сына - римско-германского императора Оттона I Великого (936-973 гг.), засвидетельствованного льстивыми придворными хронистами в качестве первого "законного» владельца Святого Копья. Правда, по одной из версий, Генрих Птицелов перед тем, как завещать Святое копье своему сыну и наследнику, передал его на некоторое время своему отдаленному родственнику (по происхождению от древнегерманского племени саксов, еще до переселения части этого саксонского племени, вместе с англами и ютами, в Британию!) англо-саксонскому королю Ательстану, также сражавшемуся не на жизнь, а на смерть с язычниками (только не с венграми, а с датскими викингами, наводнившими в то время Англию).
С помощью "копья Лонгина» король Ательстан одержал решающую победу над датчанами в битве при Мальмсбери . Когда же сестра Ательстана - Эдгита - вышла замуж за Оттона I Великого, английский король подарил ему Святое копье как часть приданого своей дочери. С этим даром было, якобы, связано поставленное Оттону его тестем Ательстаном условие превратить города-гарнизоны континентальной Европы в торговые центры, и потому император Оттон I вошел в историю не только как победитель варваров, но и как градостроитель, придавший первые контуры европейской экономике.
Оттон I, в свою очередь, разгромил венгров в битве на реке Лех под Аугсбургом в 955 г. - и, разумеется, при помощи Святого копья, которое возили за ним в сражении рядом с военным стягом, украшенным образом Михаила Архангела. Согласно сообщениям других хронистов, Оттон Великий, прибыв с войском в Рим, еще в качестве германского короля, преклонил колена перед папой Иоанном XII, который коснулся "копьем Лонгина» его плеча и тем самым символически провозгласил его владыкой Священной Римской империи. При этом, правда, остается не совсем ясным вопрос, какое именно Святое копье использовалось при коронации - унаследованное королем Оттоном I - через Ательстана - от отца, или же хранившееся "с незапамятных времен» у римских пап.
Во всяком случае, не подлежит сомнению, что священным "копьем Финееса-Лонгина-Маврикия» владели последовательно 5 римско-германских императоров Саксонской (Салической) династии, а затем 7 кайзеров Швабской династии Гогенштауфенов, в том числе легендарные Фридрих I Барбаросса ("Рыжебородый») и его не менее знаменитый внук Фридрих II, прозванный "чудом мира» (stupor mundi).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.