КОПЬЕ ФИНЕЕСА И ЛОНГИНА
Римский сотник Гай Кассий Лонгин, поразивший Спасителя копьем Финееса и Иисуса Навина в ребро, чтобы предохранить Его тело от "сокрушения костей», вошел в христианские легенды как "копейщик Лонгин» или "копьеносец Лонгин». В качестве одного из первых христианских святых, он особенно почитался иерусалимской христианской общиной, как живой свидетель пролития Крови Нового Завета, символом которого стало древнее копье.
И в самом деле - на краткий миг в руках у Лонгина оказалась судьба всего рода человеческого, предназначенного либо к тому, чтобы по-прежнему нести бремя первородного греха, либо к спасению путем подражания Христу. Копье, которым были пронзены ребра Спасителя, и в наконечник которого был позднее вделан один из голгофских гвоздей, стало одной из величайших общехристианских святынь, овеянной множеством легенд. Число этих легенд росло с течением столетий. Считалось, что тот, кто владеет "копьем Финееса и Лонгина» и способен познать те силы, которым оно служит, держит в руках судьбы всего рода человеческого.
Римский военачальник Маврикий, легат Фиванского легиона, согласно христианской легенде, держал в руке "копье Лонгина» (или копье, наконечник которого был снят с "копья Лонгина»), когда отказался принести жертву языческим идолам по приказу римского тирана Максимиана.
По повелению верховного императора римлян августа Диоклетиана, жестокого гонителя христиан, его соправитель - август Максимиан - заманил Фиванский легион - один из лучших в римской армии - в 285 (а по другим источникам - в 287) г. п. Р.Х. заманил из Египта в Галлию, якобы для подавления восстания галльских крестьян-"багаудов» ("борцов»). Когда Маврикий во главе своего легиона прибыл из Египта в Галлию, сопротивления "багаудов» было уже подавлено. Но Маврикий сделал трагическое для себя, как христианина, открытия - перебитые римскими войсками галльские повстанцы были не язычниками, а христианами, не желавшими отречься от веры в Спасителя.
Легатом Маврикием овладело чувство вины, хотя ему и не пришлось участвовать в уничтожении единоверцев. Вскоре его пригласили на смотр римских войск, в ходе которого планировалось проведение массового языческого празднества с целью оживить и укрепить веру легионеров в древних римских богов. Добравшись до главного лагеря римлян, Маврикий узнал, что туда, по повелению верховного императора Диоклетиана, прибыл его соправитель август Максимиан.
Укрепление пошатнувшейся веры в богов древнего Рима Диоклетиан, сам объявивший себя "Иовием» ("сыном Юпитера»), а своего соправителя августа Максимиана - "Геркулием» ("сыном Геркулеса»), считал единственным средством остановить распад империи. Язычник "от ума», а не "от сердца», сам уже не веривший в языческих богов, но желавший, во что бы то ни стало, угодить своему господину, Максимиан приказал всем легионам поклониться ему, как живому богу.
В ответ легат Маврикий произнес священную клятву, что он будет верно служить императору, но ни сам он, ни воины его легиона не будут убивать христиан и поклоняться ложному богу. Гневу тирана не было границ. Легат Маврикий (принадлежавший, кстати, по некоторым данным, не к ортодоксальной, а к еретической, манихейской ветви христианства), в знак протеста против высказанной Максимианом угрозы подвергнуть его легион децимации (казни каждого десятого воина-христианина), предложил себя в качестве добровольной жертвы за своих людей, преклонил колена и, подобно сотнику Лонгину, "принял мечное сечение», то есть был обезглавлен. Христианские агиографы донесли до нас его последние слова: "In Christo morimur» ("Умрем во Христе»).
Ветераны Фиванского легиона, воодушевленные примером ненасильственного, но оттого не менее решительного сопротивления богоборческой власти, проявленного их доблестным легатом, предпочли умереть, как он, но не принести жертву древним языческим римским богам, в которых они больше не верили.
Даже произведенная над легионом децимация - казнь каждого десятого - не оказала на уцелевших легионеров, охваченных жаждой мученического подвига, никакого воздействия. Все 6 666 легионеров - пожалуй, самое дисциплинированное подразделение в истории римской армии - блестящей грудой сложили оружие к ногам тирана и бестрепетно подставили свои шеи мечам палачей. Тогда разъяренный август Максимиан отдал жестокий приказ вырезать поголовно весь легион, как жертву своим языческим богам. Так, по крайней мере, говорится в житии Святого мученика Маврикия.
Жертвенная гибель Маврикия и его Фиванского легиона во имя Христианской веры потрясла весь языческий мир и подготовила приход к власти Святого Равноапостольного Царя Константина Великого из рода Флавиев, превратившего языческую Римскую империю в Христианскую державу.
Во время битвы у Мульвийского моста через Тибр у врат Рима, в которой языческий император Максенций был разбит Константином Великим, последний держал в руке "копье Лонгина», которое, со времен коллективного мученичества фиванских легионеров, стали именовать также "копьем Святого Маврикия». Исход битвы определил, кто отныне будет править Римом, и привел к объявлению Христианства официальной религией Римской империи.
Хотя сам Константин Великий, почитавший бога Солнца и считавший источником своих побед "Высшее Божество» (Summa Divinitas) - что, впрочем, вовсе не мешало ему вмешиваться в церковные споры между христианскими иерархами о Троичности Божества! - крестился лишь на смертном одре и воспользовался тайной силой Святого копья для того, чтобы подчинить новую религию и ее адептов своим собственным честолюбивым планам, направленным на то, чтобы сохранить воинственный дух Ромула даже под личиной обновленного Христианством преображенного Рима.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.