Тевтонский Орден. История и Наследие.
25.Типы тевтонских кораблей
Все расположенные на берегу рек и других водоемов орденские замки имели речные корабли различных типов. В 1404 г. тевтонский замок Христбург имел двадцать три речных корабля, Эльбинг - более девятнадцати, Мемель (Клайпеда) - более двенадцати, прусская столица Тевтонского Ордена Мариенбург-на-Ногате - более восьми. В большинстве своем эти суда были плоскодонными, но некоторые имели киль.
Удобными для боевого применения кораблями были "когги" ("коггены", "гатты", "бусы", "нефы", "кочи"), имевшие на корме уже упоминавшиеся выше "ахтеркастели" - надстройки в форме небольших крепостей, использовавшиеся в качестве боевых платформ. К концу XIII в. "когги" получили еще одну боевую надстройку, расположенную в передней части корабля и называвшуюся "форкастелем".
Варианты кораблей с меньшей осадкой очень часто применялись в устье рек, впадавших в Балтийское море. "Когги" доставляли отряды крестоносцев по Балтийскому морю в Ригу, где крестоносцы пересаживались на речные суда, перевозившие их в глубь Ливонии (Лифляндии), где важнейшей водной транспортной артерией была река Дина (Дюна), именовавшаяся по-латышски Даугавой, а по-русски - Западной Двиной.
Для перевозки грузов использовалось судно под названием "гольк" (нем.: Holk) - прямой предшественник "когга", с более плоским дном и более низкими боевыми надстройками на носу и корме. Хронисты Ордена Пресвятой Девы Марии упоминают в числе орденских кораблей также гребные "прамы", приводившиеся в движение семнадцатью, пятнадцатью, четырнадцатью или двенадцатью гребцами, именовавшимися "подмастерьями"(нем.: "гезеллен"), и "нассуты" - небольшие плоскодонные суда с шестнадцатью или восемнадцатью гребцами, имевшие также мачту с четырехугольным парусом.
При помощи канатов можно было, идя по берегу реки, волочь "прамы" и "нассуты" вверх по течению. В составе орденского флота числились также "рейзеканы" ("походные лодки"), имевшие высокие борта, округлые формы и напоминавшие тогдашние морские корабли. Орден Приснодевы Марии использовал "рейсеканы", или "рейзеканы" (чаще всего имевшие на борту по двадцать человек) для военных экспедиций (такие вооруженные экспедиции именовались "рейсами" или "рейзами", а их участники - "рейзигами"; последнее слово в дальнейшем стало обозначать всякого тяжеловооруженного, преимущественно конного, воина вообще). Малые лодки, которые обычно изготавливались прямо в походе и могли перевозиться на телегах, как правило, были рассчитаны на шесть человек каждая. Некоторые из орденских кораблей, ходивших по Висле, были оборудованы в качестве военно-полевой плавучей пекарни (нем.: "бакшифф" или "багшифф").
При строительстве тевтонского замка Христмемель на берегу реки Мемель выше замка Рагниты при Верховном магистре "тевтонов" Конраде Трирском (фон Трире) в 1313 г. воины Ордена Пресвятой Девы Марии построили через довольно широкую в этом месте реку понтонный мост из кораблей.
Снабжение строителей замка провиантом и строительными материалами осуществлялось морским путем. На море бушевали штормы, вследствие чего погибло много кораблей, а также четыре "брата-рыцаря" и четыреста "кнехтов" и слуг. В ходе неудачного штурма литовской крепости Бизены летом 1313 г. через реку Мемель был построен понтонный мост из орденских кораблей, по которому прибывшее по реке орденское войско подвозило к замку осадные машины.
Впоследствии тевтонский комтур (командор) Рагниты распорядился построить, наряду с большим числом обычных речных судов, специальный военный корабль с надстройками в виде крепостных стен и башен, при помощи которого намеревался взять литовский замок Юнигеду. Однако литовским язычникам удалось, при помощи многочисленных судов, окружить этот большой корабль Ордена Девы Марии на реке Мемель и уничтожить его.
Согласно орденской "Хронике земли Прусской" брата Петра из Дусбурга, литовцы в 1315 г. осадили тевтонский замок Христмемель, и Орден Девы Марии перебросил на помощь осажденному гарнизону на кораблях шеститысячное войско. Замок удалось деблокировать, литовцы сняли осаду и ушли восвояси.
Во второй половине XIV в. Тевтонский Орден, при помощи выписанных из Голландии за большие деньги мастеров, построил на реке Мемель шлюзы, обеспечив свободное судоходство от Лабиау (на литовской границе) до центра орденских владений в Пруссии и далее - до Мариенбурга и Данцига.
Когда в 1403 г. датские войска захватили остров Готланд, Тевтонский Орден направил туда корабли с небольшим войском на борту, установившие морскую блокаду Готланда и уничтожившие датский флот в морском сражении при Кальмаре.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!