Тевтонский Орден. История и Наследие.



И не случайно Найджел Лоринг, владелец герба с алыми розами и главный герой исторических романов "Сэр Найджел" и "Белый отряд" любимого писателя нашего детства сэра Артура Конан Дойля, также участвовал в Крестовом походе в Землю Пресвятой Девы Марии:

"Во всех христианских землях снова царил мир, человечество пресытилось войнами, и удовлетворить свое страстное желание (совершить третий подвиг, который разрешил бы его от обета - В.А.) Найджел мог только в далекой Пруссии, где тевтонские рыцари вели нескончаемые сраженья с литовскими язычниками. Но чтобы отправиться в Крестовый поход на север, человеку мало было обзавестись деньгами и завоевать славу доблестного рыцаря, и прошло еще десять лет, прежде чем со стен Мариенбурга Найджел взглянул на воды Фришгафа (по-польски: Вислинского залива - В.А.), а потом выдержал пытку раскаленной плитой, когда отправлялся к священной скале Вотана (вероятно, все-таки не древнегерманского Вотана, а литовских богов Перкунаса или Потримпаса - В.А.) в Мемеле..." (Артур Конан Дойл. "Сэр Найджел"). 

В последующие десятилетия в среде европейского дворянства вошло в обычай получать посвящение в рыцари в Пруссии. В 1253 году литовский князь Миндовг (Миндаугас) при посредстве Тевтонского Ордена крестился, получил от папы римского королевскую корону и назначил орденского "брата-священника" Христиана католическим епископом всей Литвы. Миндовг позволил ордену Пресвятой Девы Марии основать комменду в своей резиденции, предоставил "тевтонам" полную свободу христианизации Жмуди (Самогитии или Жемайте, то есть Нижней Литвы), а в 1260 году завещал "Божьим дворянам" на случай, если останется бездетным, и Верхнюю Литву.

В Риме в описываемое время связывали с Тевтонским Орденом большие надежды и далеко идущие планы - ему было поручено ни много ни мало - отвоевать Русь у татаро-монголов (вопреки инкриминируемой Ордену Пресвятой Девы Марии некоторыми современными глубокомысленными виртуозами пера "нерушимой братской дружбе" с этими самыми татаро- монголами!). Впрочем, эти обширные планы были сорваны опустошительным вторжением татаро-монголов в Пруссию в 1259 году, поражением орденского войска в Жемайтии в 1260 году и вспыхнувшим вслед за тем "Великим восстанием" пруссов, осложненным изменой ренегата Миндовга Тевтонскому Ордену (за вероломство Бог покарал Миндовга, вскоре павшего от рук мятежного князя Довмонта, бежавшего после убийства короля Литвы на Русь, крестившегося там и ставшего псковским князем под именем Тимофея).

В 1309 году резиденция Верховного магистра (находившаяся первоначально в Акконе, потом в Монфоре-Штаркенберге, затем в Венеции и - очень короткое время - в гессенском Марбурге) была окончательно перенесена в прусский Замок Пресвятой Девы Марии (Мариенбург).

Завоевание Пруссии и части Померании (Поморья), перенос резиденции руководства Тевтонского Ордена и столицы орденского государства в Мариенбург-на-Ногате и осуществление прав светского государя явились зримыми свидетельствами окончательной трансформации Ордена Девы Марии из странноприимного братства в государственное образование. Тевтонский Орден по-прежнему вел вооруженную борьбу с язычниками, распространял христианскую веру, помогал больным и убогим, однако отныне руководствовался, наряду с этим, и чисто государственными интересами. На христианизированных землях основывались новые замки, поселения и торговые города, под защитой Ордена достигшие со временем цветущего состояния.

Проживание иудеев в орденских владениях было запрещено. Вероятно, гохмейстеры руководствовались теми же соображениями, что российская Императрица Елизавета Петровна, не желавшая "иметь от врагов Христовых интересной прибыли". Возможно, Великим магистрам пришлось об этом горько пожалеть, когда в XV веке на вверенный их попечению Орден Приснодевы Марии обрушился комбинированный удар врагов внешних и внутренних, тевтоны оказались в ситуации острого финансового кризиса, а денег было взять неоткуда. Но не будем забегать вперед и торопить ход нашего повествования.

С конца XIII, в особенности же в XIV, не говоря уже о XV вв., средневековое рыцарство начало клониться к упадку. Не случайно именно в этот период распались или были распущены несколько духовно-рыцарских Орденов. Два таких Ордена влились в состав Тевтонского Ордена еще в середине XIII века. Это были Добринский рыцарский Орден и ливонский Орден гладиферов (братьев-меченосцев). На их истории, пожалуй, остановиться несколько подробнее.

22.Добринский Орден

Добринский (Добрынский, Добжиньский или Добжинский) рыцарский Орден (известный также под названием Ордена братьев-рыцарей Христовых, или Добринских братьев) был учрежден в 1228 году, по благословению епископа Плоцкого, теснимым язычниками Конрадом I Мазовецким, в связи с тем, что Герман фон Зальца, вероятно, памятуя о негативном трансильванском опыте, отнюдь не торопился прийти ему на помощь. Об учреждении Добринского Ордена в "Хронике земли Прусской" говорится в следующих выражениях: "Итак, когда вышеупомянутый князь (Конрад Мазовецкий - В.А.) увидел, что земля его пришла в такой достойный жалости упадок, и он не может ее никоим образом защитить, то по совету брата Христиана, епископа прусского, и некоторых знатных людей, он учредил для защиты своей земли братию, именуемую рыцарями (воинами) Христовыми (лат.: militia Christi), с алым мечом и звездой на белом плаще, бывшую тогда в пределах Ливонии...и вышеупомянутый епископ посвятил в члены упомянутого Ордена одного выдающегося мужа, по имени Бруно, а с ним - четырнадцать других. Потом сей князь воздвиг для сих братьев замок, называемый Добрин, от которого они позже стали называться братьями из Добрина...".

До учреждения Добринского Ордена отражением прусских набегов на Мазовию некоторое время. без особого успеха, занимался местный филиал испанского военно монашеского Ордена Калатравы.

Первые четырнадцать братьев-рыцарей Добринского Ордена перешли в него из Ордена меченосцев действовавшего в описываемое время в Ливонии и носившего сходное официальное название "Воинства (рыцарства) Христова в Ливонии". Брат Бруно(н), назначенный магистром Добринского Ордена, также был в прошлом рыцарем-меченосцем. В учредительной грамоте Добринского Ордена перед ним ставилась задача "бороться против опустошителей Мазовии". В современных хрониках новый Орден именовался по-разному, пока за ним наконец не утвердилось название, связанное с замком на Висле, являвшимся центром дарованных этому Ордену владений, как это недвусмысленно явствует из приведенного выше фрагмента "Хроники земли Прусской". Этот замок назывался по-немецки Добрин, по-польски Добжин(ь), а сами владения - Добжин(ь)ской землей. По другим сведениям Великим магистром Добринского Ордена стал сам князь Конрад Мазовецкий, а брат Бруно(н) был лишь его заместителем.

Белое орденское одеяние добринских рыцарей было украшено эмблемой их Ордена - двумя перекрещенными красными мечами остриями вниз с красной (или желтой) восьмиконечной звездой над ними. Некоторые историки придерживаются версии, что желтую (или, изъясняясь геральдическим языком, "золотую") "Вифлеемскую" звезду над скрещенными красными мечами имели право носить только те "добринские братья", которым посчастливилось совершить паломничество в Святую землю. Но, учитывая малочисленность добринского орденского "контингента", это представляется маловероятным. По некоторым данным, еще одним отличительным признаком добринских рыцарей являлись красные ножны мечей (что, впрочем, вряд ли строго соблюдалось в тех условиях).

Страницы: 1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 53


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Тевтонский Орден. История и Наследие."

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЕННОГО (РЫЦАРСКОГО) ТЕВТОНСКОГО (НЕМЕЦКОГО) ЛЕВАНТИНСКОГО ОРДЕНА
  • - Орден Тамплиеров: история и современность
  • - Тайны Тевтонского ордена
  • - Устав Тевтонского ордена, история создания
  • - Командные слова. Приложение к Корабельному уставу Военно-Морского Флота СССР
  • - ГЛАВНАЯ ХОРУГВЬ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  • - ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ГАБСБУРГСКОЙ ЭПОХИ
  • - СУВЕРЕННЫЙ МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН В ХХ и ХХI ВЕКЕ


  • Название статьи: Тевтонский Орден. История и Наследие.


    Автор(ы) статьи: Вольфганг Акунов

    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Страницы: 1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 53
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru