Тевтонский Орден. История и Наследие.
Свой орденский устав "добринские рыцари" переняли у ливонских меченосцев (о которых еще пойдет речь ниже), чем и объясняется сходство орденских эмблем (из-за чего оба Ордена нередко путают). Однако Добринский Орден, неспособный, в силу своей малочисленности, организовать эффективную оборону Мазовии от прусских набегов, просуществовал очень недолго и, после неудачного для "добринцев" конфликта с западнорусским князем (а затем и королем, милостию римского папы) Даниилом Галицким из-за города Дрогичин, был поглощен Тевтонским Орденом всего через несколько лет после своего основания, в 1235 году. Впрочем, в 1237 году бывшие "добринские братья" перешли из Тевтонского Ордена в Орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского (на этот раз уже окончательно).
Несмотря на эфемерность добринского "Братства рыцарей Христовых", о нем все-таки стоило упомянуть, ибо его учреждение наглядно демонстрирует, насколько актуальным было в то время использование рыцарских Орденов в данном регионе и насколько мало последующее утверждение в нем Тевтонского ордена отличалось от тогдашней общепринятой практики. Кроме того, основание Добринского Ордена является наглядным примером огромной заинтересованности восточноевропейских государей в получении помощи с Запада.
Наряду с привлечением местных крестьян, шляхтичей и горожан князю Конраду Мазовецкому удалось склонить ко вступлению в Добринский Орден и многих немецких рыцарей, в основном из Мекленбурга, сопровождавших епископа Шверинского в его Крестовом походе в Кульмскую (Хелминскую) землю против пруссов. И, наконец, учреждение Добринского Ордена проливает дополнительный свет на политику епископа Прусского Христиана, наряду с князем Мазовецким и епископом Плоцким стоявшим у колыбели нового ордена. Он надеялся приобрести в его лице политический инструмент, который позволил бы ему уравновесить влияние Тевтонского Ордена. Время, однако, показало, что эти расчеты епископа не оправдались.
В 1405 году Тевтонский Орден возвратил Добринскую (Добжиньскую) землю Польше.
23.Орден братьев-меченосцев
После убийства второго епископа Ливонского Бертольда восставшими леттами (латышами) в 1198 году назначенный ему на смену Альберт фон Буксгевден (Бугсгевден) счел помощь обычных крестоносцев недостаточной и основал для борьбы с ливонскими язычниками в 1202 году Орден Меча, или Орден братьев-меченосцев, окончательно утвержденный папой римским Иннокентием III в 1204 году. Кстати, подлинное и полное название этого созданного по образцу братства тамплиеров духовно-рыцарского Ордена звучало несколько иначе: "Братья рыцарства (воинства) Христова в Ливонии" (fratres Militiae Christi de Livonia).
Интересно, что, если верить русскому историку Николаю Осокину, автору "Истории альбигойцев и их времени", несколько ранее было учреждено, по папскому указу, и еще одно "Воинство Христово" (Militia Christi), действовавшее против еретиков-альбигойцев в Лангедоке и также использовавшее в качестве эмблемы красный "мученический" крест. Что же касается ливонских "рыцарей Христовых", то "меченосцами" (Gladiferi, Ensiferi) их прозвали, поскольку на их напоминавших цистерцианских одеяниях, состоявших из белого кафтана (полукафтанья) и белого же плаща, под нашитым на груди кафтана (полукафтанья) и на левом плече плаща красным, как у храмовников, крестом (позднее замененным на красную шестиконечную звезду) помещалось изображение первоначально красного меча острием вниз, а позднее - двух скрещенных мечей, тоже красного цвета. Эта же эмблема - красный меч и красный крест (звезда) над ним помещались на щитах и конских попонах меченосцев.
Кстати, члены испано-португальского Ордена Сантьяго, именовавшиеся также "меченосцами Святого Иакова Компостельского", также носили на своих белых облачениях красное изображение меча (а впоследствии - красного лилиевидного креста, нижний луч которого переходил в лезвие меча).
Как писал орденский хронист Генрих Латышский в своей "Хронике Ливонии": "...брат Теодорих (или Дитрих, настоятель монастыря монашеского Ордена цистерцианцев в Трейдене-Торейде-Турайде - В.А.). предвидя вероломство ливов и боясь, что иначе нельзя будет противостоять массе язычников, для увеличения числа верующих и сохранения Церкви среди неверных учредил некое братство рыцарей (воинов) Христовых, которому господин папа Иннокентий (Иннокентий III - В.А.) дал устав храмовников (тамплиеров - В.А.) и знак для ношения на одежде - меч и крест, велев быть в подчинении своему епископу (рижскому епископу Альберту фон Буксгевдену - В.А.)".
Аверс главного орденского знамени меченосцев украшал образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом на руках, реверс - образ Святого Маврикия со Святым копьем, опирающегося на щит. При первом магистре гладиферов, именовавшемся по-немецки "геермейстером" ("войсковым начальником") Венно (Вайнгольде) фон Рорбахе, епископ Риги в 1207 году уступил меченосцам в полную собственность треть христианской Ливонии и еще не окрещенных прибалтийских земель.
Главной резиденцией меченосцев стал замок Венден (по-латышски Цесис), бывший и местом погребения орденских магистров. Орден меченосцев, не обладавший большой военной силой, представлял собой небольшое братство рыцарей, прибывших по большей части из Вестфалии, предназначенных для обеспечения христианизации Ливонии (вообще же члены ордена, аналогично "тевтонам", иоаннитам, тамплиерам, добринцам и пр., подразделялись на "братьев-рыцарей", "братьев-священников" и "услужающих братьев"). Тем не менее, меченосцам, правда, в союзе с датскими крестоносцами и с епископом, удалось к 1229 году окрестить всю Лифляндию (Ливонию) и Эстляндию (Эстонию), а также часть Курляндии (Куронии). Однако учредивший этот рыцарский Орден рижский епископ пытался - подобно патриарху Иерусалимскому в отношении тамплиеров и иоаннитов - превратить его в свое собственное войско.
В конце концов, князю римской церкви так и не удалось добиться желаемого. По прошествии всего нескольких лет Орден братьев-меченосцев стал проводить самостоятельную политику, направленииую на защиту его собственных властных интересов, и вступил в полосу затяжных конфликтов с епископом.
Со временем руководство Ордена меченосцев пришло к выводу, что объединения с успешно покоряющим пруссов, значительно более крупным и занимающим более привилегированное положение Тевтонским Орденом пойдет меченосцам только на пользу. Магистр меченосцев, Фольквин, повел переговоры об объединении с Тевтонским Орденом.
"Великий кунктатор", известный своей осмотрительностью и осторожностью в принятии решений, Гохмейстер "тевтонов" Герман фон Зальца медлил годами. Наконец он отправил своих посланцев в Ливонию ознакомиться с тамошним положением дел. При посещении владений братьев-меченосцев посланцы отнюдь не пришли в восторг, ибо "им не понравился образ жизни последних, которые намеревались жить по своей воле и не соблюдали правил собственного устава" (цитата из отчета об этой инспекционной поездке тевтонского рыцаря Гартмана фон Гельдрунгена, позднее ставшего Верховным магистром Ордена Пресвятой Девы Марии). Вероятно, ему не понравился не только более свободный образ жизни меченосцев, но и их стремление сохранить при объединении с "тевтонами" определенную самостоятельность и не допустить абсолютного поглощения своего Ордена Тевтонским.
Однако 22 сентября 1236 года войско меченосцев (между прочим, традиционно имевшее в своем составе, наряду с местными прибалтийскими контингентами, большой отряд православных русских лучников из Пскова) было, вследствие измены своих вероломных союзников - крещеных куршей (корсь) -, наголову разбито литовскими язычниками на реке Сауле. Спасти их могло только срочное вмешательство Тевтонского Ордена. Поэтому папа римский 12 мая 1237 года одним росчерком пера включил "братьев-меченосцев" в состав Тевтонского Ордена.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!