Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве)
II. ОРДЕН СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО
Крупнейшим (но далеко не единственным!) из современных духовно-рыцарских "Орденов Святого Иоанна", возводящих свое происхождение к возникшему в начале XI в. в Святой Земле странноприимному братству иерусалимских госпитальеров, является
"Суверенный Военный (Рыцарский) Орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты" (по-итальянски: Sovrano Militare Ordine Ospedaliero di San Giovanni di Gerusalemme, di Rodi e di Malta; по-английски: The Sovereign Military Hospitaller Order of St. John of Jerusalem of Rhodes and of Malta; по-немецки: “Der Souveraene Ritter-Orden vom Hospital des Heiligen Johannes zu Jerusalem, genannt von Rhodos, genannt von Malta”), известный также под названием "Орден иоаннитов/Мальтийский Орден" либо "Суверенный Мальтийский Рыцарский Орден" (итал. Sovrano Ordine Militare di Malta, англ. The Sovereign Military Hospitaller Order of Malta, SMOM; нем: Der Souveraene Malteser Ritter-Orden, SMRO).
"Суверенный Военный (Рыцарский) Орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты", штаб-квартира которого начиная с 1834 г. расположена в городе Риме, "под крылом" папского престола, как религиозный Орден римской католической церкви, являющийся одновременно католическим рыцарским Орденом, несмотря на утрату собственной территории, исходит из собственного утверждения о сохранения им признаков международно-правового суверенитета и вследствие этого считает себя вправе включать упоминание о сохраненном им суверенитете в свое вышеприведенное название (хотя это утверждение оспаривается как некоторыми государствами и отдельными юристами, так и другими госпитальерскими орденами, ведущими свое происхождение от основанного в первой половине XI в. странноприимного дома в Иерусалиме, и некоторыми иными орденами католической церкви - в частности, орденом иезуитов).
Суверенный Военный (Рыцарский) Мальтийский Орден принадлежит к числу крупнейших международных гуманитарных организаций и является претендует на звание общепризнанного во всемирном масштабе субъекта международного сообщества, не зависимого от какой-либо светской власти. Резиденция орденского правительства находится в г. Риме(а отнюдь не на острове Мальта).
78-м Великим магистром Ордена является князь (Принц) и Великий магистр, Его Преимущественнейшее Высочество фра (брат) Эндрю Берти. Точный перевод его полного титула с латинского языка: "Божией милостью Священного Странноприимного Дома Святого Иоанна Иерусалимского и военного (рыцарского) Ордена Святого Гроба Господня смиренный магистр и со убогими во Христе Иисусе Охранитель" (Dei gratia Sacrae Domus Hospitalis Sancti Johannis Hierosolimitani et militaris Ordinis Sancti Sepulchri Dominici magister humilis pauperumque Jesu Christi custos).
Упоминание Ордена Святого Гроба Господня в титуле Великого магистра Суверенного Мальтийского Ордена является данью периоду, когда Орден Святого Гроба Господня (ныне самостоятельный) был инкорпорирован, в качестве составной части, в Орден госпитальеров.
В разные периоды времени административный центр Ордена Святого Иоанна неоднократно менял свое местонахождение, в соответствии с чем члены Ордена часто именовались по географическому признаку ("рыцари Кипра", "рыцари Родоса", "рыцари Мальты"), оставаясь в то же время на протяжении всей долгой истории Ордена “рыцарями-иоаннитами”, “рыцарями-госпитальерами” (по-русски – "рыцарями-странноприимцами", иногда – "гостеприимцами") и рыцарями “Ордена Святого Иоанна Иерусалимского”.
История возникновения Ордена Святого Иоанна восходит еще к IV веку п. Р. Х. , когда паломники из многих христианских стран Западной Европы устремились на поклонение христианским святыням в Святую Землю. Дальность и трудность путешествия приводили к тому, что многие пилигримы прибывали в Иерусалим усталыми, истощенными, голодными, тяжело больными, "не имея где главы преклонить", по слову Святого Евангелия, а зачастую – не имея денег для оплаты лечения, еды и ночлега. Заботу о них взяли на себя члены монашеского братства, устроившие небольшой госпиталь (странноприимный дом), неподалеку от храма Святого Гроба (Гроба Господня). В середине VI в. римский Папа Григорий Великий направил в Святую Землю аббата Проба с целью восстановления старых и постройки новых странноприимных домов для паломников, поток которых в Иерусалим постоянно возрастал.
Сохранились глухие сведения об одном из таких предшественников Ордена госпитальеров – странноприимном братстве итальянского купца Панталеоне (Пантелеимона) Мавре (Мауро) из города Амальфи, в первой половине XI в. находившегося в вассальной зависимости от православной Восточной Римской империи (Византии).
О Мавре почти не сохранилось достоверных известий, однако любопытно, что символ ордена госпитальеров – характерной формы "мальтийский" восьмиконечный крест с "ласточкиными хвостами" на концах – еще задолго до основания ордена встречался на монетах города Амальфи. Возможно, первые госпитальеры избрали его своей эмблемой в память об амальфитанском основателе странноприимного братства. Впрочем, кресты аналогичной и подобной формы встречались с самых первых веков зарождения христианства (на Востоке даже раньше и чаще, чем на Западе, причем не только у православных христиан, но и в древних восточных Церквах Армении, Абиссинии, Сирии и Египта).
С другой стороны, в первоначальных уставах (статутах) иоаннитов говорилось только о необходимости носить на черной одежде белый крест, без упоминания формы этого креста. А с учетом того обстоятельства, что по более поздним "Правилам" магистра Раймонда дю Пюи госпитальерам предписывалось носить на красной военной одежде белые кресты простой прямой формы, и что такой же прямой белый крест украшал красное боевое знамя иоаннитов (лат. : Vexillum Hospitalis), да и по сей день украшает государственные флаг и герб Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты, появление в госпитальерской символике восьмиконечного "иоаннитского" ("мальтийского") креста однозначно следует отнести к более поздней эпохе.
По одной из версий ранней истории иоаннитов их братство возникло еще раньше, в самом начале XI в. , основанное купцом Мавром из Амальфи. По этой версии, у Мавра был сын Панталеоне (Пантелеимон), сменивший его в качестве главы ("ректора") иерусалимских странноприимцев, до самого взятия Иерусалима участниками I крестового похода в 1099 г. находившихся в подчинении православных Патриархов Иерусалимских (владевшие Иерусалимом мусульмане не вмешивались в местные церковные отношения, сохранившиеся неизменными со времен, когда Иерусалим принадлежал православной Восточной Римской Империи).
Около 1048 г. монах бенедиктинского Ордена Петр Жерар (Герард) де Дорн (именуемый, впрочем, в иных источниках также "де Торн", "Тома Токе Жерар" и по-иному), выходец из Прованса (или из итальянского города Скала), вместе с другими подвижниками основал в Иерусалиме на месте старого странноприимного дома времен аббата Проба новый госпиталь ("странноприимницу") для больных паломников, освященный первоначально во имя патриарха Александрийского первых веков христианства Святого Иоанна Элеимона (Милостынедателя).
Рядом вскоре появились церковь, освященная в честь Святой Марии Латинской и госпиталь при ней, на расстоянии всего лишь "одного броска камня (из пращи - В. А. ) от Гроба Господня". В нем было два отдельных здания: для мужчин и для женщин. В церкви служили монахи-бенедиктинцы (братия черного облачения). Постепенно День рождества Иоанна Крестителя, как бы "вытеснившего" первого покровителя госпитальеров – Иоанна Милостынедателя - становится у них особо чтимым праздником, а за монахами-госпитальерами вскоре закрепляется еще одно имя — "иоаннитов".
Пример Герарда де Дорна и его товарищей вдохновил многих современников, которые с радостью приняли на себя монашеские обеты безбрачия, нестяжания и послушания, и дали клятву "бедных братьев госпиталя Святого Иоанна": "служить рабами и слугами своим господам и повелителям, каковыми являются все слабые и больные". Одеянием госпитальерам-иоаннитам служили черные рясы монахов-бенедиктинцев (членов древнейшего монашеского ордена Европы, основанного Бенедиктом Нурсийским в VI веке п. Р. Х. ; первым монастырем монахов-бенедиктинцев стал знаменитый монастырь Монте-Кассино).
С началом Крестовых походов (1096 — 1291 гг. ) значение братства госпиталя Святого Иоанна оказалось поистине трудно переоценить. Больные и раненые прибывали в огромных количествах, и все они требовали лечения, ухода, а нередко и христианского погребения.
По старинной легенде, в ходе I Крестового похода (1096-1099 гг. ) Петр Герард де Дорн оказался в стане сарацин, в осажденном крестоносцами Иерусалиме. Насильно призванный мусульманами вместе с другими иерусалимскими христианами к обороне Святого Града от крестоносцев на крепостные стены, Герард бросал на головы крестоносцам не камни, как повелевали иноверцы, а свежевыпеченные хлебы, в которых очень нуждались осаждающие, ибо после длительной осады города в рядах крестоносцев начались голод и болезни. Узнав об этом, сарацины взяли Петра Герарда, не успевшего сбросить вниз со стены очередной каравай хлеба, под стражу и привели к мусульманскому правителю Иерусалима. Герарда неминуемо ожидала жестокая казнь, но вдруг, на глазах у правителя и других мусульманских чиновников, хлеб в руках Герарда превратился в камень такой же величины.
Герард де Дорн был помилован сарацинами, а 15 июля 1099 г. осажденный "латинянами" Иерусалим пал, и войска крестоносцев под предводительством герцога Нижней Лотарингии и потомка Карла Великого - Готфрида (Годфрида, Годфруа) - Бульонского вступили в город. Готфрид, известный своим христианским смирением (он даже отказался от предложенной ему крестоносцами короны короля Иерусалимского, ибо счел себя недостойным носить золотой венец там, где Сам Спаситель Иисус Христос был увенчан венцом терновым), благоволил к смиренному странноприимному братству.
Приняв титул "адвоката (охранителя) Святого Гроба", герцог Готфрид Бульонский (считающийся также основателем духовно-рыцарского Ордена Святого Гроба Господня) он даровал госпитальерам полную автономию, а "ректор" иоаннитов Герард, уже при жизни прозванный Блаженным, реорганизовал свое братство в постоянно действующий монашеский Орден, члены которого стали, в память о своих основателях-бенедиктинцах, носить черные рясы и плащи, позднее украшенные белым крестом, который с середины XVI в. , когда иоанниты под натиском магометан перебрались на остров Мальту, (но не ранее того!) стали называть "мальтийским".
Существует несколько гипотез о происхождении эмблемы иерусалимских странноприимцев - так называемого "иоаннитского", или "мальтийского" креста. По одной, уже упоминавшейся выше, такой крест чеканили на монетах, а во время паломничества носили на одежде граждане итальянского города Амальфи, откуда был родом Панталеоне Мауро.
Символически данная форма креста толкуется следующим образом: четыре конца креста символизируют четыре христианских добродетели, а восемь углов — восемь категорий "блаженных", перечисляемых в Нагорной проповеди Спасителя, или восемь христианских добродетелей. Белый крест на красном поле (после того, как иоанниты из чистых "госпитальеров", т. е. странноприимцев, превратились "по совместительству" и в военных, они в походах стали носить под черными плащами красные полукафтанья-сюрко) символизирует чистоту помыслов христианина и безупречность рыцарской чести на кровавом поле войны.
В 1104 г. король Иерусалимский Балдуин I Булонский, наследовавший Готфриду Бульонскому, еще раз признал и подтвердил привилегии "Братства странноприимцев", уже как военно-духовного Ордена. А в 1107 г. Балдуин выделил Ордену госпитальеров участок земли. С этого времени рыцари-иоанниты стали приобретать земли и в европейских странах. О самом блаженном Герарде рассказывали, что он, подобно юродивому, входил на четвереньках в зал королевского совета, приближался к трону и говорил нараспев: "Я – верблюд, пришел нести на себе грехи короля. Кладите на меня королевские грехи"!. Обычно король, а вслед за королем – члены его семьи и присутствовавшие на совете вельможи, вспомнив каждый о своих грехах, клали ему в таких случаях на спину перстень, золотую цепь, браслет или какую-либо иную драгоценность, памятуя, что "не оскудеет рука дающего".
В 1113 г. римский папа Пасхалий II утвердил братство Госпиталя Святого Иоанна в его правах специальной буллой, взял иоаннитов под свое покровительство и обеспечил им право свободно избирать своих предстоятелей, без вмешательства каких-либо светских или церковных властей. Папа также дал госпитальерам право обращаться непосредственно к нему по всем вопросам, касающимся дел их Ордена.
Таким образом, пышные празднества, устроенные современным католическим "Суверенным Орденом Святого Иоанна Иерусалимского" по всему в 1999 г. и посвященные якобы "900-летию Ордена Святого Иоанна", были приурочены к абсолютно "дутой" дате! Как мы видим, 1099 год, хотя и был годом взятия Иерусалима крестоносцами, не играл в истории Ордена Святого Иоанна как такового ровным счетом никакой роли. Единственный смысл проводившихся в 1999 г. "юбилейных" торжеств заключался в стремлении современного папского Мальтийского Ордена навязать мировой общественности совершенно ложную точку зрения, согласно которой история Ордена Святого Иоанна началась только со взятия Иерусалима "латинянами".
После смерти Герарда де Дорна (впоследствии причисленного церковью к лику блаженнных) в 1118 г. его преемником стал французский рыцарь Раймонд (Раймон, Раймунд) дю (де) Пюи (Деспюиг). С сентября 1120 г. он первым из предстоятелей Ордена стал именоваться уже не "ректором", а Великим магистром (Гроссмейстером), который с тех пор избирался (и избирается) пожизненно. Как настоятель Иерусалимского госпиталя, он именовался также и "приором" (предстоятелем, или игумном).
Сохранив в неприкосновенности первоначальный госпиталь, как основу странноприимного братства, Раймонд дю Пюи установил и первый Устав Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, в основу которого лег Устав монашеского ордена августинцев. Для обеспечения госпитальерам возможности военной защиты паломников на дорогах Святой Земли, ведущих к Иерусалиму,
Орден был разделен на три класса: рыцарей, которые должны были иметь благородное происхождение и выполнять как воинские, так и сидельческие обязанности; священников-капелланов, духовно окормлявших членов Ордена; оруженосцев, которые должны были обслуживать представителей первого класса. В помощь им предусматривалась категория послушников (бельцов или новиков). Поощрялось также привлечение в Орден сестер-монахинь и послушниц. Все члены братства госпитальеров были обязаны верно служить своим религиозным и духовным идеалам.
В первые десятилетия своего существования молодой Орден Святого Иоанна, подобно большинству религиозных Орденов Западной Церкви, являлся составной частью строгой церковной иерархии. Однако, хотя Орден и оставался по своему юридическому статусу религиозной корпорацией, он, тем не менее, отличался по своему положению от других, "типичных" Орденов того времени, поскольку располагался не в христианской стране, а за ее пределами, на территории, над которой господствовали мусульманские правители. Благодаря этому обстоятельству Орден Святого Иоанна с момента своего зарождения оказался как бы в "зоне международной напряженности".
Вскоре Иерусалимский Госпиталь перерос рамки чисто религиозного объединения. Необходимость вооруженной защиты Церкви от неверных ставила перед госпитальерским братством военные и политические задачи, что обусловило его превращение в духовно-рыцарский Орден и было документально оформлено в Генеральном уставе Великого магистра фра (брата) Гуго (Юга) де Ревеля в 1272 г.
Булла римского папы Пасхалия II и последующие акты папы Луция II, освободившего иоаннитов от юрисдикции местных епископов, превратили Орден госпитальеров в суверенную корпорацию, независимую от светских властей и церковной иерархии на местах. Папы римские Адриан IV, Александр III и Иннокентий III также предоставили Ордену ряд привилегий, а папа Климент IV даровал главе Ордена титул “Великого Магистра Святого Госпиталя Иерусалимского и Настоятеля Рати Христовой”.
Постоянная необходимость самоотверженной и кровопролитной обороны "франкских" (или "латинских" - то есть, западноевропейских) владений в Святой Земле от "сарацин" (или "агарян" - мамелюков, арабов и турок-сельджуков, а затем и турок-османов), которые на протяжении столетий упорно пытались расширить границы исламского мира и пробиться в европейское Средиземноморье, как уже говорилось выше, поставила перед Орденом Святого Иоанна, наряду с его первоначальной, чисто благотворительной задачей, новую, военно-политическую, которая и предопределила дальнейшее развитие Ордена и его статус в рамках мирового содружества.