'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Министерство путей сообщения

Министерство путей сообщения

С образования в 1865 году по 1917 год.

Павел Петрович Мельников. 1864-1865.

Павел Петрович Мельников. 1864-1865.

Фото; 10х5,8; 24х17,7 см.

Центральное государственное учреждение, образованное в целях руководства системой путей сообщения в империи.

Учреждено 15 июня 1865 на основе высочайше утвержденного мнения Государственного совета вместо функционировавшего до того Главного управления путей сообщения и публичных зданий. При его образовании в основе было положено "Общее учреждение министерств" (25 июня 1811 года).

Министерство путей сообщения составляли: министр, товарищ министра, Совет Министерства путей сообщения, который состоял из 6 постоянных членов.

Руководители подразделений министерства присутствовали на его заседаниях при рассмотрении профильных вопросов, относящихся к ведению ведомства путей сообщения.

Ученый комитет являлся совещательным подразделением, заменившим Статистический и Учебный комитеты главного управления путей сообщения и комитет начертания общего плана водяных и сухопутных сообщений. Он, помимо основных функций, издавал "Журнал путей сообщения", отслеживал достижения науки и содействовал распространению знаний среди служащих ведомства, следил за работой учебных заведений.

При Ученом комитете состояло депо карт.

Штаб корпуса инженеров путей сообщения включал 2 инспекторских отделения: для генералов и офицеров и для нижних чинов ведомства. 3-е отделение ведало работой по направлениям: комиссариатской, провиантской, содержания больниц, учебных и хозяйственных заведений ведомства. 4-е - аудиториатское - отделение вело следственные дела. В Канцелярии министра путей сообщения, помимо основного штата, состояли 6 чиновников особых поручений и юрисконсульт министерства. При канцелярии была образована чертежная для изготовления планов и карт путей сообщения, граверная и литография и управление главного медика. Как временный, до завершения работы, из Главного управления путей сообщения в министерство был переведен Департамент ревизии отчетов. В штат Министерства путей сообщения он включен не был. Всеми техническими и хозяйственными вопросами по устройству и эксплуатации сухопутных, судоходных и сплавных путей со всеми на них сооружениями ведали Департаменты: сухопутных сообщений; водяных сообщений; железных дорог.

Министр путей сообщения назначался Императором.

Ему надлежало: сноситься с вышестоящими учреждениями; поддерживать связь со всеми учреждениями его ведомства, входить с докладами к Императору, через Правительствующий Сенат представлять Императору отчет о работе всего ведомства (кроме секретных дел), быть членом Государственного совета и присутствовать на заседаниях в Сенате. Товарищ министра замещал министра по всем делам, но ответственность нес только за те, что были подписаны им лично. При министре состояли: инспектор эксплуатации правительственных железных дорог и главный инспектор частных железных дорог (24 января 1858-1892). Главный инспектор назначался высочайшим повелением и являлся непосредственным помощником министра путей сообщения, ему были подчинены все инспектора отдельных железных дорог В его обязанности входили наблюдение за ходом дел на частных железных дорогах, за действиями инспекторов, рассмотрение представлений, предположений, планов и проектов, передававшихся ему от министра. С 5 апреля 1862 года в делах уголовных ему была предоставлена власть, равная власти начальников дивизий. Такой же властью пользовались начальник и округов путей сообщения и Управляющий Николаевской железной дороги. При главном инспекторе работали: 3 инженера, секретарь, несколько кондукторов и писцов. Одновременно с Министерстве путей сообщения была образована Инспекция Императорских поездов, которая вошла в его состав.

По высочайшему повелению от 25 августа 1860 года в ведомстве путей сообщения была учреждена Эмеритальная касса инженеров путей сообщения. В ее функции входило обеспечение пособиями оставляющих службу инженеров, чинов Строительного отряда путей сообщения и военно-рабочих команд этого ведомства и их семей независимо от обеспечения на общем основании. 23 мая 1866 года была учреждена Комиссия для ревизии технической отчетности Министерства путей сообщения.

1 апреля 1870 года с высочайшего разрешения под председательством министра путей сообщения был образован Особый комитет по сооружению и эксплуатации узкоколейных железных дорог. Членами комитета, по назначению министра, стали инженеры из числа сотрудников Министерства путей сообщения Поскольку строительство узкоколейных железных дорог было делом новым, в функции комитета входили рассмотрение и разрешение всех вопросов, сопутствующих их строительству и эксплуатации. По мере решения возникавших проблем функции комитета сужались, и 18 января 1873 году он был упразднен, а его задачи возложены на соответствующие подразделения Министерства путей сообщения.

31 декабря 1870 года был высочайше утвержден проект преобразования Министерства путей сообщения (первоначально на 3 года, в дальнейшем его действие регулярно продлевалось вплоть до 1899 года). Число чиновников особых поручений увеличилось до 7 человек. Секретарская часть ведала и курьерами. Кроме того, при Министерстве путей сообщения предусматривалось 6 сверхштатных гражданских чиновников без жалования, но с правами действительной службы и 20 инженеров. Юрисконсультская часть была расширена и состояла из юрисконсульта и его помощника. В их обязанности входили: рассмотрение поступавших в министерство дел по спорам и искам казны к частным лицам и частных лиц к казне; защита в суде дел, касавшихся Министерства путей сообщения, рассмотрение спорных дел, поступавших в Совет министерства. Юрисконсульт докладывал дела лично министру или Совету министерства. Были учреждены должности начальников управлений отдельными видами путей сообщения в качестве"ближайших сотрудников министра", которые по правам были выше директоров департаментов и заведующих комитетами. Они назначались и увольнялись высочайшими приказами по представлению министра путей сообщения. В случае его отсутствия они его замещали. Под их началом находились все центральные и местные управления и лица соответствующих частей ведомства. В функции начальников управлений входили: направление действий вверенных им частей и подведомственных мест и лиц и надзор за действиями последних.

При начальник е шоссейных и водяных сообщений (см. Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог) состояли 2 чиновника особых поручений и секретарь. Ему были подчинены Департамент шоссейных и водяных сообщений, образованный из слитых департаментов сухопутных и водяных сообщений и вновь учрежденный Техническо-инспекторский комитет для шоссейных и водяных сообщений. 23 марта 1884 года в последний были переданы дела упраздненной Временной навигационно - описной комиссии, а сам комитет преобразован в Технический комитет департамента с инспекторской при нем частью.

По высочайше утвержденному докладу министра путей сообщения (января 1871 года) из делопроизводителей упраздненных департаментов сухопутных и водяных сообщений была образована Особая комиссия при управлении шоссейных и водяных сообщений под председательством К.Н. Стржелецкого для разбора дел бывших департаментов и сдачи их во вновь образованный департамент, архив или другим подразделения министерства. Комиссия приступила к работе с 1 марта 1871 года и была упразднена приказом по Министерство путей сообщения от 1 января 1873 года.

При начальнике управления железных дорог (см. Управление железных дорог) состояли 3 чиновника и секретарь, Департамент железных дорог и Техническо-инспекторский комитет железных дорог. В 1882 из ведения департамента были изъяты вопросы сооружения железных дорог и переданы во вновь образованное Управление казенных железных дорог. 3 октября 1879 была учреждена Комиссия по сравнению русских и иностранных каменных углей, ставшая преемницей Комиссии по изучению мер к улучшению и обеспечению правильности перевозки минерального топлива по железным дорогам, учрежденной в 1876 году. По упразднении Комиссии по сравнению... 31 декабря 1883 года ее делопроизводство было передано в Техническо-инспекторский комитет железных дорог, который 23 марта 1884 года был преобразован в Технический комитет при департаменте железных дорог с инспекторской при нем частью.

Совет Министерство путей сообщения сохранил свои функции, но кроме постоянных членов в него были введены начальник и управлений и назначены сверхштатные члены. С 10 июля 1880 года постоянными членами совета стали директора департаментов. Для ведения делопроизводства при нем была учреждена канцелярия. 8 июля 1884 года он был разделен на административные и технические (строительно-эксплуатационный) отделы. А 16 апреля 1892 года технический отдел был упразднен, а административный преобразован в Совет министерства с применением к нему общих положений о советах министерств . В него были назначены 4 постоянных члена. Ученый комитет был упразднен. Его функции были распределены между Совещательным и Техническо-инспекторскими комитетами. Совещательный комитет не имел самостоятельного значения. 30 января 1885 года он был упразднен, а его функции возложены на Совет министерства. Штаб корпуса инженеров путей сообщения и Канцелярия министра были объединены в Департамент общих дел. 28 февраля1880 года Департамент был переименован в Канцелярию министра с сохранением всех функций. С 12/24 апреля 1882 года в канцелярии были сосредоточены все дела по вопросам отчуждения имущества и вознаграждения за него, производившееся ранее в департаментах железных дорог и шоссейных и водяных сообщений и в подведомственных им учреждениях. Инспекция Императорских поездов, Эмеритальная касса остались в прежнем составе и с теми же функциями. По мере образования акционерных обществ в целях строительства частных железных дорог инспекции учреждались на каждой железных дорог Они были подчинены главному инспектору частных железных дорог и включали 1 инспектора и участковых инспекторов по количеству участков строительства (обычно от 2 до 6). По мере надобности нанимали техников, письмоводителей и писцов. В штат некоторых инспекций вводились инженеры для технических занятий и особых поручений, а с 27 октября 1889 года эта должность была высочайше утверждена. По высочайше утвержденному мнению Государственного совета от 5 февраля1891 года на инженеров инспекции была возложена обязанность сопровождать особ Императорской фамилии при поездке в Императорских поездах. По инструкции инспекторам частных железных дорог от 31 мая 1892 года в техническом отношении их права приравнивались правам начальников работ по постройке казенных железных дорог В функции инспекций входило наблюдение за ходом и качеством строительства, а также за соответствием проводившихся работ проектам и т.п. 14 июня 1885 года был утвержден штат инспекции частных железных дорог (он утверждался еще не единожды, например 4 ноября 1894, 11 ноября 1908 и другим ).

1 декабря 1872 года по именному указу была образована Общая центральная комиссия об улучшении внутренних водяных сообщений и коммерческих портов, упраздненная по именному указу от 19 февраля 1876 года. По именному указу, объявленному Сенату 2 августа 1873 года, в составе Министерства путей сообщения был образован Временный статистический отдел, в функции которого входили сбор, проверка и обработка статистических данных по всем вопросам устройства, совершенствования и эксплуатации рельсовых, шоссейных и водных путей сообщения. 25 июня 1874 года для руководства работами по строительству морского канала между Кронштадтом и С.-Петербургом и выхода из него в реку Неву - в Министерство путей сообщения было образовано Временное управление по устройству С.-Петербургского канала. К 1885 году работы по строительству канала, привозной гавани и пристани железных дорог были окончены и деятельность управления прекратилась. 1 июня 1885 года оно влилось во Временную комиссию по устройству коммерческих портов.

В 1875 году министру путей сообщения было предоставлено право самостоятельно изменять состав и круг деятельности местных установлений ведомства.

К 1880-м годам обнаружилась потребность в специальном органе управления учебных заведениями ведомства путей сообщения. До 1871 года делопроизводство железно- дорожных училищ и кондукторских школ велось в департаменте железных дорог, в 1871-1880 - в департаменте общих дел, а с 1880 - в Канцелярии министра. Вопросы, требовавшие коллегиального обсуждения, рассматривались до 1875 в Совещательном комитете, а затем целым рядом временных комиссий, создававшихся по приказу министра; съездами преподавателей, начальников и правительственных наблюдателей; с 1881 - в Особом совещании с участием представителей железно- дорожных обществ. В 1882 году был образован Учебный отдел, сначала в виде временной меры, а в 1886 году, по высочайше утвержденному мнению Государственного совета, Учебный отдел и инспекция для заведования учебными заведениями ведомства путей сообщения стали структурной частью Министерства путей сообщения. При Учебном отделе был образован учебный комитет.

22 февраля1881 высочайше утвержденным положением Комитета Министров об участии казны в сооружении железных дорог в составе Министерства путей сообщения было образовано Временное управление по сооружению Криворожской и Баскунчакской железных дорог. 15 октября 1882 года были высочайше утверждены разработанные им Правила эксплуатации казенных железных дорог и оно было переименовано во Временное управление казенных железных дорог. Ему подчинялись начальник и работ и подведомственные им чины, а с 1884 -правительственные инспекторы паровозо-вагонных и рельсовых заводов. 8 августа 1892 году по приказу министра путей сообщения оно было переименовано в Управление казенных железных дорог, заведовавшее всеми вопросами строительства и эксплуатации железных дорог.

4 декабря 1884 года по высочайше утвержденному мнению Государственного совета был учрежден Временный техническо-строительный отдел по устройству Обь-Енисейского водяного сообщения. 1 июня 1885 года в составе Министерство путей сообщения была образована Временная комиссия по устройству коммерческих портов. По положению она была приравнена к департаментам. Комиссия была упразднена 3 мая 1899 года, а ее дела переданы Управлению водяных и шоссейных сообщений и торговых портов Министерства путей сообщения.

На основании высочайше утвержденного 12 июня 1885 положения, разработанного Высшей комиссией для исследования железнодорожного дела в России, в составе Министерства путей сообщения был учрежден (и с 30 января 1886 - функционировал) Совет по железнодорожным делам, как совещательный орган в целях объединения действий различных центральных учреждений по вопросам устройства, эксплуатации и хозяйства частных и государственных железных дорог В 1889 году из ведения Совета были изъяты вопросы тарифов и техники, расширения ж.-д. сети. В его ведении остались только вопросы эксплуатации железных дорог.

По высочайше утвержденному 9 января 1890 года мнению Государственного совета в составе Министерства путей сообщения была образована Заводская инспекция, на которую возложен надзор за качественным изготовлением железно-дорожных принадлежностей (паровозы, вагоны, платформы, рельсы, скрепления и т.п.) для казенных и частных железных дорог Инспекция находилась в ведении главного заводского инспектора и состояла из заводских инспекторов. Помимо штатного содержания, заводские инспектора получали задельное вознаграждение в зависимости от количества принятых изделий.

По высочайшему повелению от 16 апреля 1892 года об упразднении технического отдела Совета министерства, в целях разработки и обсуждения технических вопросов общего характера и рассмотрения проектов, смет и технических условий наиболее важных сооружений был учрежден Инженерный совет Министерства путей сообщения. Дела на его рассмотрение вносились обязательно с соответствующими справками и соображениями, а заключения шли на утверждение министра. 16 июня 1892 года для наблюдения за исправным состоянием казенных и частных железных дорог, выполнением ж.-д. обществами, управлениями дорог законоположений и инструкций и для расследования несчастных случаев в составе Министерства путей сообщения была учреждена Инспекция железных дорог. Главный инспектор имел права директора департамента, участвовал в работе инженерного совета и в заседаниях управления казенных железных дорог Контролеры имели право смотреть все документы правлений округов путей сообщения и управлений железных дорог. По высочайше утвержденному положению от 11 июня 1893 года для исполнения инспекторских обязанностей, возлагавшихся ранее на технический отдел Департамента шоссейных и водяных сообщений, в Министерстве путей сообщения была учреждена Главная инспекция шоссейных и водяных сообщений. Главный инспектор имел те же права, что и главный инспектор железных дорог Он участвовал в заседаниях Совета министерства и Инженерного совета; ходатайствовал перед министром о созыве судоходных съездов, о назначении совещаний представителей местного судоходного промысла, товаропроизводителей, земских и городских выборных лиц и т.п., и представительствовал на этих съездах и совещаниях. 15 декабря 1899 Главная инспекция и Инспекция железных дорог были объединены под управлением главного инспектора железных дорог, а 3 мая 1899 года они были упразднены и их функции переданы Управлению водяных и шоссейных сообщений и торговых портов, главным и старшим инспекторам при министре путей сообщения.

По высочайшему повелению от 5 июня 1893 года под руководством министра было учреждено Управление по сооружению Сибирской железной дороги. Оно организовывало проведение изысканий, строительство железными дорогами, снабжение их подвижным составом со всеми принадлежностями, ведало административными и хозяйственными делами. Управлению были подчинены все начальники работ. При нем был образован совет, а для рассмотрения технических вопросов -Техническое совещание. Начальник управления пользовался правами директора департамента и состоял членом Инженерного совета. По положению о преобразовании Министерства путей сообщения от 3 мая 1899 года управление вошло в состав Управления по сооружению железных дорог 3 мая 1899 года было утверждено временное учреждение о реорганизации Министерства путей сообщения (действие его продлевалось вплоть до 1917 года). Министерство путей сообщения ведало сооружением, благоустройством, содержанием и пользованием всеми путями сообщения страны и торговыми портами (за исключением тех, что были изъяты из его компетенции в силу особых обстоятельств) и руководило учебными заведениями ведомства. В распоряжении министра состояли главный и старший инспектора путей сообщения и торговых портов, юрисконсульт с помощниками, чиновники особых поручений и секретарь. В Министерстве путей сообщения входили Совет министра, Совет по железно-дорожным делам, Инженерный совет; управления: железных дорог по сооружению железных дорог, водяных и шоссейных сообщений и торговых портов; Инспекция Императорских поездов; отделы: по испытанию и освидетельствованию заказов Министерства путей сообщения и паровых котлов на судах; учебный отдел, отдел статистики и картографии. При Канцелярии министра был образован отдел по отчуждению имуществ. При нем состояло бюро печати. В Канцелярии министра были сосредоточены: журнальная часть, общее дежурство по министерству, управление домами (в нем архитектор и врач), общий архив министерства. К Канцелярии были прикомандированы 32 чиновника другим ведомств без содержания и 28 канцелярских чиновников и служителей.

2 июня 1916 года министром путей сообщения был утвержден наказ Инженерному совету, которым предусматривалось образование при нем постоянных и временных комиссий для разработки технических вопросов, касающихся устройства путей, подвижного состава и тяги, мастерских, мостостроительства, тоннелей, электрических сооружений и другим Делопроизводство по надзору за деятельностью пенсионных касс было выведено из канцелярии, присоединено к Управлению делами пенсионных касс при Управлении железных дорог и с 1 июля 1899 года преобразовано в самостоятельное Управление делами железнодорожного пенсионного комитета. Его члены ревизовали пенсионные и сберегательно-вспомогательные кассы частных железных дорог и пенсионные комитеты государственных железных дорог.

Департамент шоссейных и водяных сообщений был ликвидирован и его функции сосредоточены в преобразованном Управлении водяных и шоссейных сообщений и торговых портов. В его состав вошли Комитет управления, 3 отдела. Начальник управления состоял членом совета министра и Инженерного совета. Для обсуждения технических вопросов и проектов при комитете было образовано Техническое совещание. Управлению были переданы также функции упраздненной Главной инспекции шоссейных и водяных сообщений. 2 декабря 1902 года в связи с передачей дел, относящихся к торговым портам, в Главное управление торгового мореплавания и портов Министерства финансов, Управление водяных и шоссейных сообщений и торговых портов было переименовано в Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. Функции его остались теми же, штаты тоже. 28 июня 1914 года при нем был создан особый дорожный фонд для выдачи пособий и ссуд земским учреждениям на дорожное строительство. 24 декабря 1914 года Отдел водяных и шоссейных сообщений управления был разделен на два - внутренних водных путей и шоссейных дорог. 18 сентября 1916 года управление было преобразовано в Управление внутренних водных путей и Управление шоссейных дорог. Управление внутренних водных путей осуществляло общее заведование водными путями, относящихся к ведомству путей сообщения. 5 марта 1918 года оно было преобразовано в Отдел водных сообщений ВСНХ. В Управлении шоссейных дорог было сосредоточено заведование шоссейными, мощеными и грунтовыми дорогами общего пользования. 4 апреля 1918 года оно было реорганизовано, а 26 мая 1918 года передано в Главное управление комитета государственных сооружений ВСНХ. Управление казенных железных дорог было слито с Департаментом железных дорог и преобразовано в Управление железных дорог. Начальник управления входил в Совет министра, Совет по железно-дорожным делам и Инженерный совет. В состав управления был добавлен комитет, а вместо ряда отделов образованы врачебно-санитарная, юридическая и счетная части. При управлении состояли железно-дорожный пенсионный комитет (был упразднен по приказу НКПС 6 марта 1918 года) и особый центр, комитет для объединения деятельности районных комитетов по распределению перевозочных средств. Для решения технических вопросов при комитете Управления железных дорог было образовано Техническое совещание. К управлению относились совет постоянных представителей казенных железных дорог и несколько инспекций по строительству железных дорог акционерными обществами и другим работам. 5 сентября 1916 года при хозяйственном отделе Управления железных дорог был образован Нефтяной комитет. В его задачу входило упорядочение железно-дорожных перевозок нефти и нефтепродуктов в цистернах, подекадное планирование распределения этого вида топлива. 2 марта 1918 года постановлением ВСНХ функции комитета были переданы комиссару нефтяной промышленности. Управление было упразднено по постановлению Временного правительства от 5 августа 1917 года.

Временный отдел статистики был преобразован в Отдел статистики и картографии Министерства путей сообщения. Функции его не изменились. 11 сентября 1918 отдел был реорганизован в Центральное статистическо-картографическое бюро НКПС.

Инспекция Императорских поездов оставалась в составе Министерства путей сообщения с теми же функциями. 7 марта 1914 года по высочайшему одобренному положению постоянная охрана железных дорог, ведущих к ближайшим от С.-Петербурга высочайшими резиденциям, была возложена на первый железно-дорожный полк, состоявший в подчинении дворцового коменданта. Но состав и функции инспекции при этом не изменились. Она была упразднена 25 августа 1917 года.

В 1899 году было образовано Управление по сооружению железных дорог, в состав которого вошло Управление по сооружению Сибирской железной дороги. В его состав входили комитет, технические и хозяйственные отделы; канцелярия, счетная часть, юрисконсульт с помощником, инспектора по сооружению железных дорог и инженеры по технической части. Постановления комитета управления, касающиеся технических вопросов, передавались на рассмотрение Инженерного совета. С 1916 года начальник управления входил в Комиссию о новых железных дорогах (2). С 1 октября 1916 года в Управлении был образован отдел новых железных дорог. В ноябре 1916 года при управлении был учрежден отдел, занимающийся рассмотрением вопросов, связанных с разработкой планов нового строительства. 14 мая 1918 года Управление было передано в образованный при ВСНХ Комитет государственных сооружений.

Учебный отдел Министерства путей сообщения заведовал Императорским инженерным училищем, училищем кондукторов путей сообщения в Вышнем Волочке, железно-дорожными техническими училищами; осуществлял надзор за техническими училищами частных ж.-д. обществ. В его состав входили учебный комитет и 3 окружных инспектора учебных заведений. Распределением учебных заведений по округам ведал министр путей сообщения. В таком виде отдел просуществовал до ноября 1917 года.

В 1899 году был создан Отдел по испытанию и освидетельствованию заказов Министерства путей сообщения и паровых котлов на судах, осуществлявший общий надзор за производством изделий для казенных и частных железных дорог, подъездных путей, шоссейных и водных дорог и портов; за состоянием паровых котлов на судах, плававших по внутренним водам. Выплата задельного вознаграждения заводским инспекторам была прекращена. По высочайше утвержденному 17 января 1900 года мнению Государственного совета освидетельствование заказов сотрудниками отдела стало платным. 2 августа 1902 года испытание паровых котлов на судах было передано Управлению водяных и шоссейных сообщений и торговых портов, а отдел был переименован в Отдел по испытанию и освидетельствованию заказов Министерства путей сообщения. После упразднения Министерства путей сообщения он остался в составе НКПС.

По высочайшим повелениям от 17 декабря 1899 и от 7 декабря 1900 в составе Министерства путей сообщения была образована Комиссия по сооружению Императорского пути как распорядительный орган для руководства техническими и экономическими частями строительства Императорского пути между С.-Петербургом и Царским селом и его ответвлений. Была упразднена 20 декабря 1902 года в связи с окончанием строительства, а вопросы эксплуатации дороги были переданы Управлению железных дорог министерства.

28 июня 1902 года в целях преодоления кризиса, вызванного перепроизводством товаров, и урегулирования разногласий интересов дорог и соответствующих отраслей промышленности при министерстве был учрежден Комитет по распределению между заводами заказов на подвижный состав, рельсы и скрепления. В его состав вошли по 2 члена от Министерств: путей сообщения, финансов и по 1 - от Министерства государственных имуществ и Государственного контроля. Работал комитет под председательством товарища министра путей сообщения. В его функции входили осмотр заводов ; сбор сведений об их производительности, технического вооружении, особенностях производства, о полученных ими государственного и частных заказах и составление на основании полученных сведений описания заводов; составление списка заводов , которым можно адресовать заказы; распределение заказов. Комитет был упразднен в октября 1914 года, а его функции возложены на Управление железных дорог.

В конце 1901 года при Министерстве путей сообщения образована комиссия из представителей Министерств: путей сообщения, финансов, внутренних дел, юстиции, Государственного контроля для рассмотрения предположений об изменении и дополнении положения о пенсионных кассах. 24 февраля1903 года министр путей сообщения вошел в Государственный Совет с предложением, а 2 июня 1903 года был высочайше утвержден проект нового Положения. Комиссия перестала существовать, как выполнившая свои функции.

Именным указом от 5 августа 1905 года в Министерстве путей сообщения была учреждена еще одна должность товарища министра.

По именному указу от 14 декабря1905 года в составе Министерства путей сообщения учрежден Главный комитет по охране железных дорог. В его функции входило объединение и направление действий местных органов по охране железных дорог (см. Особый комитет по охране железных дорог). 17 июня 1918 года он был преобразован в Главный комитет по охране железных дорог НКПС.

22 апреля 1906 года для полного и планомерного использования пропускной способности железных дорог были образованы Комитеты по регулированию массовых перевозок грузов по железным дорогам. В составе Министерства путей сообщения был учрежден Центральный комитет по регулированию массовых перевозок грузов по железных дорог. Он направлял и регулировал деятельность порайонных комитетов. 12 апреля 1917 года Центральный комитет был объединен с временным распорядительным комитетом по ж.-д. перевозкам и стал называться Центральным комитетом по регулированию перевозок по железным дорогам. 17 сентября 1917 года было подписано "Положение о центральных и порайонных комитетах по ж.-д. перевозкам", введенное в действие с октябре 1917 года. Центральный комитет оставался в составе НКПС.

Функции и состав Министерства путей сообщения стали весьма громоздкими и в конце 1908 года Государственная Дума постановила упразднить или преобразовать советы и комитеты при различных частях Министерства путей сообщения в совещательные коллегии. С 1 января 1909 года было сокращено число членов в Совете по ж.-д. делам, в Управлении внутренних водных путей и шоссейных дорог и пр.

В 1912 году в целях надзора за применением положения о вознаграждении пострадавших от несчастных случаев и заведования пенсионным фондом в Министерстве путей сообщения учрежден Главный комитет по делам о вознаграждении пострадавших от несчастных случаев железнодорожных служащих, мастеровых и рабочих.

В 1913 году для разработки методов отбора типа паровозов, подходящих для определенной железной дороги, изыскания способов наиболее эффективной их эксплуатации, выработки тягловых норм и методов разного рода тягловых расчетов, изыскания научных трудов по соответствующим вопросам - при Министерстве путей сообщения была учреждена Контора опытов над типами паровозов.

С 20 июля 1914 года все чины Министерства путей сообщения объявлялись призванными на военную службу. 5 августа 1914 года под председательством супруги министра путей сообщения Е.Е. Рухловой был образован Главный комитет по оказанию помощи лицам, пострадавшим от военных действий.

Именным указом от 4 марта 1915 года на министра путей сообщения было возложено руководство снабжением топливом по всей стране. По положению от 31 марта 1915 года был учрежден Комитет по распределению топлива Министерства путей сообщения как центральный орган для обсуждения мероприятий и вопросов распределения топлива в стране вплоть до права выдачи каменноугольным предприятиям преимущественных и принудительных заказов на поставку топлива. 29 мая 1915 года были утверждены Правила деятельности комитета и инструкция в их развитии для губернских комиссий, согласно которой потребители донецкого угля разбивались на очереди. 17 августа 1915 года комитет был упразднен в связи с образованием Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов.

На основании положения от 17 января 1916 года в составе Министерства путей сообщения был учрежден Временный распорядительный комитет по водным перевозкам в целях организации рационального использования речного флота для планомерных перевозок по внутренним водным путям топлива, продовольствия и военных грузов. 3 февраля1916 года по положению Совета министров в составе Министерства путей сообщения был образован Временный распорядительный комитет по железнодорожным перевозкам (Распорядительный комитет по перевозкам военного времени) для объединения на время войны всех мероприятий и распоряжений, относящихся к перевозкам по железных дорог (за исключением дорог на театре военных действий) в целях удовлетворения потребностей армии и населения и согласования действий Министерства путей сообщения, военного министерства и Штаба Верховного главнокомандующего. Центральные и порайонные комитеты по регулированию массовых перевозок грузов и эксплуатационный отдел Управления железных дорог Министерства путей сообщения руководствовались решениями и заданиями этого комитета. В случае необходимости члены комитета выезжали в Ставку Верховного главнокомандующего для согласования вопросов с Главным управлением военных сообщений. 19 апреля 1917 года комитет был слит с Центральным комитетом по регулированию массовых перевозок грузов по железной дороге.

13 мая 1916 года по положению Комитета Министров при Министерстве путей сообщения был образован отдел заготовлений, обеспечивавший ведомство рельсами, паровозами, вагонами и частями подвижного состава и пролетных строений мостов. Он состоял из председателя, делопроизводителя и других чинов по штату (всего 11 чел.). На него возлагалась предварительная разработка вопросов и дел, относящихся к ведению Комитета заготовлений, и доклад их комитету; заключение договоров по заготовкам и сношение с соответствующими учреждениями и лицами. Начальник и чины отдела по правам и обязанностям были приравнены к соответствующим чинам Министерства путей сообщения.

По высочайше утвержденному 25 октября 1916 года положению Совета министров во все центральные и местные учреждения ведомства на вакансии до 8-го кл. включительно было разрешено принимать женщин. 30 января 1917 года в составе Министерство путей сообщения было учреждено Особое совещание по делам высшего образования.

Министерство путей сообщения было ликвидировано 26 октября / 8 ноября 1917 года и его функции перешли к Народному комиссариату путей сообщения.

Министры путей сообщения:

  • П.П. Мельников (1865 - 20 апреля 1869);
  • В.А. Бобринский (11 октября 1869 - 2 сентября 1871);
  • А.П. Бобринский (2 сентября 1871 - 10 июля 1874);
  • К.Н. Посьет (10 июля 1874 -7 ноября 1888);
  • Г.Е. Паукер (7 ноября 1888 - 29 марта 1889);
  • А.Я. Гюббенет (30 марта 1889 -17 января 1892);
  • С.Ю. Витте (15 февраля - 30 августа 1892);
  • А.К. Кривошеин (30 августа 1892 - 18 декабря 1894);
  • М.И. Хилков (4 января 1895 - 25 октября 1905);
  • К.С. Немешаев (28 октября 1905 - 24 апреля 1906);
  • Н.К. Шаффгаузен-Шёнберг-Эк-Шауфус (25 апреля 1906 - 29 января 1909);
  • С.В. Рухлов (29 января 1909 - 27 октября 1915);
  • А.Ф. Трепов (30 октября 1915 - 27 декабря 1916);
  • Э.Б. Кригер-Войновский (28 декабря 1916 - 28 февраля/ 13 марта 1917);
  • Н.В. Некрасов (2/15 марта -4/17 июля 1917);
  • Г.С Тахтамышев (1/24 июля - 24 июля / 6 августа 1917 - управляющий);
  • П.П. Юренев (25 июля / 7 августа - 27 августа / 9 сентября 1917);
  • А.В. Ливеровский (31 августа / 13 сентября 1917 - управляющий, 25 сентября - 25 октября 1917 - министр).
Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова (1804-1880). 1869. ЗАРЯНКО Сергей (Сергий) Константинович

Примечание 1-е.

Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова (1804-1880). 1869. ЗАРЯНКО Сергей (Сергий) Константинович. Холст, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина, Рязань.

Владимир Алексеевич Бобринский. 1867-1868.

Владимир Алексеевич Бобринский. 1867-1868.

Примечание 2-е.

Портрет Владимира Алексеевича Бобринского. 1867-1868.

Фото: 8,7х5,4; 10,5х6,4 см.

Фотограф: Левицкий, Сергей Львович.

Примеч.:

Бобринский Владимир Алексеевич (1824-1898), генерал, Гродненский губернатор, министр путей сообщений.

Контр-адмирал Константин Николаевич Посьет. 1864-1865 гг.

Примечание 3-е.

Портрет министра путей сообщения Контр-адмирала Константина Николаевича Посьета. Фото 1864-1865 гг. Фотограф: Деньер, Генрих Иоганн. 8,9х5,4; 24х17,7 см.
Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова (1804-1880). 1869. ЗАРЯНКО Сергей (Сергий) Константинович

Примечание 4-е.

Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова (1804-1880). 1869. ЗАРЯНКО Сергей (Сергий) Константинович. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет Министра путей сообщения кн.Михаила Ивановича Хилкова (1834-1909).

Примечание 5-е.

Портрет Министра путей сообщения кн.Михаила Ивановича Хилкова (1834-1909). За 10 лет его министерства протяженность железных дорог в России выросла в 10 раз.

Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Министерство путей сообщения"

Название статьи:Министерство путей сообщения
Автор(ы) статьи:C.Л. Макарова
Источник статьи:
Статьи, использованные при написании этой статьи:  ПСЗ I. Т. 27. № 20406; ПСЗ П. Т. 35. № 36108; Т. 40. № 42194, 42239,42278; Т. 45. № 48208, 49092, 49093; Т. 46. № 49501; Т. 47. № 51603; Т. 48. № 51788, 52544; Т. 49. № 53636; Т. 50. № 54336; Т. 51. № 55595; Т. 55. № 60595, 61203, 61885; ПСЗ Ш. Т. 2. № 1122; Т. 4. № 2114, 2351, 2569; Т. 5. № 3055; Т. 9. № 5711, 6317; Т. 10. № 6514, 6978; Т. 11. № 7548; Т. 12. № 8504, 8711, 8888; Т. 13. № 9728, 9797, 9969; Т. 15. № 11502, 11931, 12286; Т. 19. № 16822, 17759, 17924; Т. 20. № 18005; Т. 21. № 19516, 20383; Т. 22. № 20997, 22313; Т. 23. № 22592, 23072, 23119; Т. 25. № 26649, 27043; Т. 26. № 27772; Т. 29. № 31334, 31687; СУ. 1915. № 74. Ст. 603; № 77. Ст. 634; J* по. Ст. 865; № 141. Ст. 1091; № 159. Ст. 1215; № 231. Ст. 1760; № 234. Ст. 1730; Там же. 1916. № 25. Ст. 136; № 27. Ст. 144; № 32. Ст. 165; № 39. Ст. 216, 217; № 47. Ст. 304; № 53. Ст. 350; № 83. Ст. 660; № 123. Ст. 964; № 132. Ст. 1004; № 242. Ст. 1910; № 248; Ст. 1940; № 269. Ст. 2113; № 300. Ст. 2364, 2365; № 308. Ст. 2429; № 359. Ст. 2818; Там же. 1917. № 87. Ст. 496; № 141. Ст. 753; № 216. Ст. 1417; № 235. Ст. 1627; № 271. Ст. 1985; СУ Р.и Кр.Пр. 1918. № 35. Ст. 469; № 44. Ст. 532; № 54. Ст. 600; Собр. законов Рос. империи. Пг., 1916. Т. ХП, ч. 1; Вестник путей сообщения. 1916. № 32, 38, 41,42,47; 1917. № 17, 37; Сб. высоч. повелений, инструкций и правил, относящихся до эксплуатации и постройки казенных ж. д. СПб., 1891; Брюль Н.Л. Перечень всех узаконений и распоряжений правительства, а также положений, правил, инструкций, соглашений, относящихся до русских железных дорог СПб., 1893. Ч. VII; Сб. правительственных распоряжений по управлению шоссейными и водяными сообщениями. 1834-1894. СПб., 1894; Систематический сб. узаконений и общих распоряжений, относящихся до постройки и эксплуатации железных дорог казною. 1881-1898. СПб., 1900; Положение об имп. поездах. СПб., 1900; Сб. действующих правительственных распоряжений по железных дорог 1882-1884. СПб., 1902; Положение о центр, и порайонных комитетах по регулированию массовых перевозок грузов по железных дорог Харьков, 1907; Сб. ж.-д. узаконений и распоряжений правительства. СПб., 1908. Ч. 1. Общий устав Российских ж.д.; Положение о мерах охраны высоч. путешествий по железных дорог Пг., 1915; Сб. действующих циркуляров, распоряжений и разъяснений по управлению внутр. водяными путями и шоссейными дорогами. СПб., 1915; Список личного состава Министерства путей сообщения. Пг., 1916; Сб. указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1917. Вып. 1. Отд. 108; Пути сообщения на театре войны. 1914-1918. М, 1919. Ч. 1; Сб. декретов, постановлений и распоряжений по НКПС по 1 января 1919. М., 1919. Ч. 1; Фонды Рос. гос. ист. архива: Краткий справочник. СПб., 1994; Романович-Словатинский А. Пособие для изучения рус. гос. права по методу историко-догматическому. Киев, 1872; Вербловский Г. Положение о Совете по ж.-д. делам и общий устав российских железных дорог СПб., 1886; Краткий ист. очерк развития и деятельности ведомства путей сообщения за 100 лет его существования. 1798-1898. СПб., 1898; Ист. очерк развития учреждений и работ ведомства путей сообщения по статистике и карте путей сообщения в 1798-1897. СПб., 1898; Обзор деятельности министерствапутей сообщения за время царствования имп. Александра III. СПб., 1902; Градовский А.Д. Собр. сочинений. СПб., 1903. Т. 8; Обзор деятельности Министерства путей сообщения за десятилетие. 1895-1904. СПб., 1906; Ист. очерк развития организации ведомства путей сообщения. Б.м., после 1908; Фролов А. Об адм. организации ж.-д. установлений в России. СПб., 1909; К двадцати пятилетию Совета по ж.-д. делам. СПб., 1911; Кафенгауз Л.Б. Снабжение страны минеральным топливом во время войны // Труды комиссии по изучению современной дороговизны. М., 1915; Монигетти В. Конспект лекций по ж.-д. администрации. М., 1915; Тимонов В.Е. Общие сведения об обстоятельствах возникновения Междуведомственной комиссии для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи и краткий обзор ее деятельности (1909-1912). Журналы заседаний междуведомственной комиссии. Пг., 1915; Краткий ист. очерк деятельности Инж. совета за XXV лет с 1892 по 1917. Пг., 1917; Особые совещания и комитеты воен. времени. Пг., 1917; Ист. очерк деятельности комиссии подвижного состава и тяги при Инж. совете. Пг., б.г.; Обзор деятельности Комиссии и Бюро металлов при Распорядительном комитете по водным перевозкам. Пг., 1918; Букшпан Я. М. Военно-хоз. политика: Формы и органы регулирования нар. хозяйства за время мировой войны 1914-1918. М.; Л., 1929; Прошитое М.П. Создание советского центр. гос. аппарата. Л., 1967; Сенин А.С. Министерство путей сообщения в 1917. М. 1993; Ерошкин Н.П. История гос. учреждений дореволюционной России. М, 1997.
Источник изображений:Российская национальная библиотека
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru