Портовое управление Российской империи
ПОРТОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Под военным портом понимается расположенный на морском побережье пункт, в котором сосредоточиваются:
1) военное судостроение и ремонт судов;
2) снабжение их всем необходимым;
3) учреждение и, заведение морского ведомства (см. Военные порты).
В последнее время наряду с понятием порта появляется другое понятие — морские базы или крепости, под которым разумеется совокупность береговых и плавучих сооружений, предназначенных для питания флота необходимыми запасами и для исправления его повреждений, причем в число береговых сооружений входят также приморские и сухопутные укрепления (см. База морская).
Первым положением об управлении военными портами, действовавшим у нас до 1860 г., была 2-я часть Петровского Регламента.
К концу царствования Петра Великого у нас имелись следующие военные порты: Санкт-Петербург и Архангельск (главные судостроительные верфи), о-в Котлин (главный порт Балтийского флота) и Ревель, имевший значение операционной базы.
Кроме того, имелись адмиралтейства в Астрахани и Казани.
Согласно Регламенту 1722 г., высшим представителем Портовой администрации был "главный командир над портом" (см.), назначавшийся из флагманов на короткие срок и числившийся в штатах флота, а не порта.
Имея общее наблюдение (дирекцию) над всем изложенным во 2-ой части Регламента, он д. был следить за исправлением судов, возвращавшихся из плавания; за тем, чтобы назначенные в плавание чины не оставались без уважительных причин на берегу; присланных от генерал-кригс-комиссара людей распределять по эскадрам; в период вооружения распределять по кораблям как нижних чинов, так и офицеров, командиров и старших морских начальников, и, наконец, осматривать присланные в порт военные призы.
Ближайшими помощниками главного командира были интендант и капитан над портом.
Первый "смотрел над всем, что надлежит к доброму управлению в порте". Он надзирал за госпиталем и следил за правильным отправлением обучения; во время смотров генерал-кригс-комиссара интендант обязан был находиться при нем и смотреть, "нет ли какой фальши", и если таковая оказывалась, то доносить об этом в адмиралтейств-коллегию; он же д. был следить при отправлении флота в море за правильным его укомплектованием и снабжением.
Капитан над портом осматривал корабли при их возвращении, следил, чтобы порох выгружался вне пределов гавани, дефектовал зимующие в порту корабли, назначал караулы, следил за состоянием гавани и безопасностью стоянки судов. Он д. был рапортовать о состоянии флота и гавани, об известиях, полученных с моря, о приходящих иностранных судах и др. гл. делах в адмиралтейств-коллегию; о том же, что требует починки или перемены и т. п. — в адмиралтейскую контору.
Обязанности капитана над портом по содержанию судов в порядке, чистоте и сбережении, касались лишь кораблей, у которых не имелось своего начальства; там же, где оно было, капитан над портом д. был иметь над судовыми командирами лишь высшее наблюдение и при несоблюдении ими подлежащих правил доносить главному командиру. Материальную часть и хранение судовой артиллерии, обучение пушкарей, оружейное дело, пушки, служившие для обороны гавани, — все это был возложено на "цейгмейстера и офицера артиллерийского в гавани".
Судовой ремонт и починки всякого рода лежали на обер-сарваере и корабельном мастере в порте.
Лоцмейстерские обязанности был возложены на "капитана над штурманами".
"Ближняя брандвахта" представляла собою небольшое судно с офицером, на обязанности коего лежало осматривать входящие в гавань суда и удостоверяться в соблюдении ими установленных правил.
Строевым обучением и караульной службой ведали майор и секунд-майор, медицинской частью — "доктор во флоте" и "главный лекарь от флота".
При сравнении должностей, определенных в портах, с должностями, положенными в адмиралтейств-коллегии, бросается в глаза некоторая неполнота в составе портового управления; но это только кажущееся явление: при Петре Великом центральное и портовое учреждение действительно "обслуживали" флот; наибольшей интенсивности эта "обслуживаются" деятельность достигала в периоды весенний и осенний: при вооружении "флота" от адмиралтейств-коллегии д. были присутствовать президент, вице-президент или 2 советника, при вооружении "эскадры" — 1 или 2 советника.
Вообще же хозяйственными операциями в портах ведала сама адмиралтейств-коллегия, отряжавшая от себя необходимых чинов в надлежащем числе.
В 1732 г., в связи с преобразованием центрального военно-морского управления (см. Адмиралтейств-коллегия), произошли изменения и в устройстве портового управления. Каждая из экспедиций коллегии имела своих представителей в портах; собрание этих представителей в главных портах (Кронштадте, Ревеле, Архангельске и Астрахани) составляло "контору над портом".
Конторы эти ведали делами порта как по кораблестроительной, так и по комиссариатским и артиллерийским частям.
В конторах присутствовали главные командиры; в Кронштадте контора над портом носила название "Главной конторы над портом"; управление же капитана над портом называлось "конторой над портом".
При главных командирах, назначавшихся из флагманов и в портовых штатах не значившихся, полагались штабы для заведования чинами флота в море и на берегу и канцелярии собственно для заведования портом.
До 1732 г. служители в порты определялись по мере надобности; в этом же году был впервые определено, какие именно чины и в каком количестве д. находиться в том или другом порте.
Штаты 1765 г. были сходны со штатами 1732 г. и просуществовали до 1798 г.
Но история портового управления в царствование Екатерины II приобрела весьма своеобразный характер. Выход к Черному морю, присоединение Крыма и создание Черноморского флота привели к образованию на юге особого Черноморского адмиралтейского правления, которому были подчинены все Черноморские военные порты (Таганрог, Херсон, Николаев, Севастополь).
Согласно указу 1785 г., правление это д. было обо всем, что касалось до строения и снабжения судов, и о всяком вообще распоряжении представлять исключительно кн. Потемкину, который действовал во всем, как полномочный начальник, и обязан был в известное время сообщать генерал-адмиралу только главные сведения о Черноморском флоте, необходимые центральному управлению.
Чтобы дать начальнику Черноморского флота возможность и средства действовать быстро и решительно при всяких обстоятельствах, по штатам 1794 г. черноморского адмиралтейского правления было образовано по образцу тогдашней адмиралтейств-коллегии (см.) и получило полную самостоятельность. Правлению подчинялись частные конторы над портами в Херсоне, Севастополе и Таганроге; в Николаеве же, с перенесением туда главного Черноморского правления, особой конторы не полагалось.
Каждая из контор подчинялась капитану над портом и имела в своем ведении разных адмиралтейских чинов, как в других портах; чины же, потребные для работ в портах по интендантской, комиссариатской и артиллерийским экспедициям, распределены был в 4 портах: Николаеве, Херсоне, Севастополь и Таганроге.
1 января 1798 г. были утверждены Императором Павлом I штаты российских флотов и вместе с ними штаты портовых управлений.
Новыми штатами учреждались особые конторы главных командиров, причем конторы над портами сохранились.
Главные командиры были положены в портах Кронштадтском, Ревельском и Архангельском; в остальных — капитаны над портами.
Одновременно последовало учреждение в Балтийских портах строительной части. Черноморское правление было упразднено и вместо него по примеру прочих портов учреждена "Контора главного командира Черноморских флотов", в которой положено присутствовать, кроме главного командира (адмирала), вице-адмиралу, цейгмейстеру и советникам по 1 от каждого департамента. При Павле I не плавающие суда продолжали оставаться в ведении судовых командиров, которым поставлялось в обязанность, при постройке, тимберовки и исправлениях, наблюдать за производимыми работами. Пря Императоре Александре I портовое управление подвергалось частичным преобразованиям: в 1804 г. были учреждены во всех портах контрольные экспедиции, которые д. были "установить ответственность в производстве дел самую справедливую и точную, способствовать знатному сбережению заготовляемых припасов и, также, упреждению злоупотреблений".
Петербургская контрольная экспедиция была названа "главной" и поставлена в независимое от адмиралтейств-коллегии положение. Свои всеподданнейшие донесения она представляла помимо коллегии через военную по флоту канцелярию. На обязанность этих экспедиций было возложено: наблюдение за правильностью всех подрядов и покупок, за поступлением заготовленных вещей в надлежащем количестве и качестве, за надлежащим помещением и хранением их в магазинах; поверка всех приходов и расходов как денежных сумм, так и припасов.
Деятельность экспедиций была мало плодотворна. Кроме них, для удобнейшей выдачи денег и ревизии приходо-расходных книг, в некоторых портах были учреждены особые казначейские и счетные части, составлявшие отделения казначейской и счетной экспедиций. Части эти входили в прямые сношения с портовым начальством от имени экспедиций; первые производили выдачу денег, а последние ревизовали приходо-расходные книги.
Строительная часть в портах Спб., Кронштадтском и Ревельском была возложена на строительные экспедиции, подчиненные адмиралтейскому департаменту.
Преобразование в 1805 г. центрального военно-морского управления и частичная реформа управления Балтийскими портами отразились и на Черноморском управлении.
Главный командир Черноморского флота, вице-адмирал марк. де-Траверсе, находил вредным коллегиальное решение таких дел, которые м. бы предоставить решению отдельных департаментов.
Штатами 1808 г. контора главного командира Черноморского флота была переименована в государственное Черноморское адмиралтейское управление, поставленное в зависимость от министра морских сил.
В управлении Черноморскими портами никаких изменений против штатов 1798 г. не произошло, если не считать упразднение в 1816 г. Таганрогского порта и избрание в 1804 г. Севастополя главным военным портом Черноморского моря.
В 1810 г., во изменение введенного при Павле I правила, было установлено, чтобы окончившие кампанию суда сдавались портовому начальству. Вслед за этим, в 1813 г., командирам наших главных портов (Кронштадтского, а затем и Николаевского) были назначены помощники в звании "директоров над портом", на обязанность которых возлагалось "иметь особое попечение и внимание о хорошем содержании судов в гавани", а также об их вооружении и разоружении.
Директору порта подчинялись капитан над портом и все служащие в порту. Однако, говорит Веселаго, "на деле оказалось, что это прибавочное начальство не принесло ожидаемой от него пользы". Неудовлетворительное состояние флота в конце царствование Императора Александра I являлось в значительной мере следствием плохой системы управления.
При Императоре Николае I часть недостатков в портовом управлении была устранена. Неудобства и вред, проистекавшие от установленной в 1810 г. сдачи не плавающих судов портовому начальству, были опять сознаны, и Высочайшим повелением от 19 марта 1826 г. приказано передать корабли и фрегаты Балтийского флота в полное и хозяйственное управление назначенных на них командиров. Одновременно в Кронштадтском и других портах устроены был шкиперские магазины для хранения судов. вещей, с отдельным помещением для каждого корабля.
Тогда же стали приниматься энергичные меры для борьбы с воровством и попустительством. Несмотря на недостаточность принятых мер, портовое управление ко времени Восточной войны имело далеко не тот вид и устройство, как 25 л. назад.
В Балтийских портах, Архангельске и Астрахани стали различаться следующие части:
1) штабы, ведавшие строевой, распорядительной и судной частями, по примеру корпусных штабов армии (1830 г.); в 40-х гг. к штабам были присоединены канцелярии главных командиров, ведавшие делами хозяйственными, технической и личной перепиской главных командиров;
2) кораблестроительной части (конторы над портами), состоявшие в ведении капитанов над портами,
3) кригс-комиссарские;
4) артиллерийские;
5) гидрографические;
6) строительные;
7) военно-судные; 8) медицинской части, а также
9) казначейства и
10) окружное правление корабельных лесов и управление по выделу рощ.
Главное Черноморское управление портами было преобразовано в 1831 г. и получило организацию, приноровленную к устройству центрального управления. Для управление флотом и портами Черного моря при главном командире были образованы:
а) канцелярия главного командира для ведение его личной переписки;
б) штаб, состоявший из канцелярии, дежурства, ведавшего делами по инспекторской части и движением судов Черноморского флота, аудиториата, гидрографического и медицинского отделений и архива; во главе штаба стоял начальник штаба Черноморского флота и портов, являвшийся помощником главного командира и пользовавшийся правами начальников корпусных штабов армии;
в) интендантство, состоявшее из канцелярии, комиссариатской, кораблестроительной и артиллерийской экспедиций и учетного кораблестроительного комитета; при интендантстве состояли рабочие экипажи и арестантские роты, а во главе его стоял обер-интендант, помощник главного командира по хозяйственной части; экспедиции ведали теми же предметами, которые входили в круг соответствующих им департаментов морского министерства.
Строительная часть была подчинена строительному департаменту, но вследствие отдаленности Черноморского управления от столицы и важности производившихся там работ, для управления хозяйственной частью был образован хозяйственный комитет, подчиненный главному командиру и строительному департаменту.
Управление отдельными портами Черного моря имело следующий вид: в Николаеве, как и в Петербурге, не было полной организации портового управления, а отдельные части его находились в зависимости от отделений штаба и экспедиции интендантства; в Севастополе, вследствие особо важного его значения, управление получило вид, сходный с портовым управлением главных портов; в 1831 г. флотский начальник в Севастополе переименован в командира Севастопольского порта, и при нем учреждены: штаб, подобный Кронштадтскому, канцелярия для дел хозяйственных, контора над портом, кригс-комиссарская, обер-провиантмейстерская и артиллерийская части, портовой казначейское отделение, медицинская часть, комиссия военного суда, инженерная команда морской строительной части и кораблестроительный учетный комитет; кроме этих учреждений существовал еще комитет для построение нового адмиралтейства (1836-52).
В общем, первые полтора века существования нашего флота портовое управление было неудовлетворительно: недостаточно сознавалось, что порты существуют для флота, а не наоборот; отсутствие точных правил, определяющих взаимоотношение плавающих и портовых начальников, приводило к засилью берега и отстранению судового начальства от вверенных ему кораблей, с передачей последних в ведение портовых чинов; бедность юридических норм и ограниченность прав местных начальников вынуждали проводить срочные, требующие быстрого решения, дела через ряд инстанций или коллегиальные советы, что слагало с должностных лиц ответственность и прикрывало их злоупотребления; вследствие смешения разнородных занятий в одном учреждении и распределение однородных дел по разным управлениям, происходили путаница и застой в делах; самое устройство органов управления часто не соответствовало идее, для которой они были созданы (обслуживание флота), являясь нередко слепым подражанием заведенным в военном ведомстве порядкам (сравнение хозяйственных прав главного командира и командира корпуса); чрезмерное множество учреждений и большое число служащих, при ограниченном бюджете, приводило к невозможности замещать ответственные места подходящими лицами.
После Восточной войны, когда было приступлено к реформе всего морского управления, не осталось без внимания и портовое управление.
Гл. начала, положенные в основание реформы, заключали в себе: децентрализацию управления, самостоятельность местных властей, облеченных вместе с обширными правами строгой ответственностью, упрощение делопроизводства и улучшение быта служащих, вместе с уменьшением числа их.
Наконец, через новое положение проводилась мысль, что береговые учреждения существуют для флота, а не наоборот.
"Общим образованием управления военными портами", составившим 2-ю часть положения 27 января 1860 г., впервые было установлено деление портов на 2 разряда.
В главных портах (Кронштадт, Архангельск, Николаевск на Амуре, Астрахань и Николаев) были положены главные командиры, в портах 2-го разряда (Свеаборг, Ревель и Севастополь) — командиры портов.
Санкт-Петербургский порт причислялся к главным портам на особом положении.
Главному командиру сохранено прежнее значение начальника не только всех портовых учреждений, но и всех судов и чинов морского ведомства, находящихся в его порте.
По делам личного состава, по строевой и распорядительной частям, он был подчинен генерал-адмиралу, а по хозяйственной части и управлению береговыми учреждениями — управляющему морским министерством.
По делам его управления, подлежащим обсуждению адмиралтейств-совета, ему предоставлено входить с рапортами к управляющему морским министерством, который или прямо вносил их в совет, или передавал на предварительное обсуждение в подлежащие департаменты и управления министерства. По части строевой и распорядительной он наблюдал за сохранением в порте воинского порядка, благоустройством и безопасностью порта; производил смотры и учение судам и командам; осматривал сам или через подчиненных ему лиц находящиеся в порту казармы, госпитали, адмиралтейства, верфи, магазины, мастерские и все прочие заведения.
По части хозяйственной главный командир составлял через подведомственные ему управления сметы и планы работ, но, по утверждении их высшим начальством, действовал при исполнении их самостоятельно. Во время пребывание в Спб. главный командир м. присутствовать в адмиралтейств-совете, если слушалось дело, касающееся его управления, и давать объяснения, не участвуя, однако, в суждениях совета и в решении дела; в случае получение от генерал-адмирала или управляющего морским министерством предписания, исполнение коего, по местным условиям, м. иметь невыгодные последствия, главный командир м. приостанавливать исполнение, донося лишь лицу, сделавшему предписание; в случае повторения предписания, он обязан был его исполнить, но уже не отвечал за последствия, если только исполнение был сделано сообразно с указанной в предписании целью и без упущений.
Главному командиру было предоставлено созывать общие собрания:
1) из начальника штаба и прочих начальников отдельных частей для обсуждения предметов хозяйственных;
2) из флагманов и капитанов — для обсуждения вопросов по морской, строевой и техническим частям.
Управление во всех главных портах составляли следующие учреждения:
1) штаб, заведовавший всей строевой и распорядительными частями;
2) контора над портом, ведавшая кораблестроительным и вооружением судов;
3) комиссариатскую часть, ведавшая комиссариатскими и провиантскими магазинами, запасами угля, дров, осветительных материалов и всем денежным довольствием чинов морского ведомства, находящихся в порту;
4) артиллерийская часть, в ведении коей состояли арсеналы, артиллерийские магазины, мастерские, лаборатории и т. п.;
5) строительная часть, ведавшая портовыми зданиями и гидравлическими сооружениями;
6) гидрографическая часть, в которой было сосредоточено управление для данного моря всеми гидрографическими работами, лоцманами, маяками, снабжение судов картами и принадлежностями по штурманской части, а также собирание сведений по метеорологической и астрономической частям;
7) медицинская часть, ведавшая санитарными и медицинским вопросами;
8) казначейство, на которое было возложены хранение и отпуск сумм, принадлежавших порту;
9) архив, ведавший хранением оконченным производством дел;
10) канцелярия, ведавшая делами, не отнесенными ни к одному из портовых учреждений, и перепиской о назначении и распределении назначениях порту денежных сумм;
11) военно-судная комиссия, деятельность коей определялась в Своде Морских Уголовных Постановления.
Все портовые учреждения д. были ежегодно представлять главному командиру отчет о действиях своих по выполнению предначертаний начальства, а штаб — отчет по личному составу всех состоящих в порте морских команд, по строевой и распорядительной частям и о движении бывших в порте судов.
Управление портов 2-го разряда в общих чертах состояло в следующего: командиры Свеаборгского и Ревельского портов были подчинены непосредственно управляющему морским министерством, командир Севастопольского порта, начальники Константиновской и Сухум-Кальской станций и капитан над портом в Поти — главному командиру в Николаеве; начальники Бакинской и Астрабадской станций и капитан над портом в Петровске — Астраханскому главному командиру.
Командиры портов и начальники станций имели права и несли ответственность, одинаковые с правами и ответственностью капитанов над портами и начальников хозяйственных частей главных портов, коих обязанности в портах 2-го разряда были соединены в лице командира порта.
Обязанности командира порта заключались в оказании приходящим в порт судам всевозможного содействия, в необходимых исправлениях зависящими от порта средствами, в наблюдении за порядком, благоустройством и безопасностью в порте, гаванях, адмиралтействах и пр. учреждениях.
Командир порта, получив от начальства заблаговременно сведения о предполагаемых в порте кораблестроительных и др. работах, д. был сообразоваться с наличием имеющегося у него имущества и местными рабочими средствами и составлять смету на будущий год о всех потребностях порта в деньгах, материалах, вещах и рабочих силах, и предположение о способе выполнение необходимых хозяйственных операций.
Управление в портах 2-го разряда образовывалось различно, смотря по важности порта.
Ближайшее заведование разными частями управления было вверено помощникам командира порта, которые м. управлять одной или несколькими частями, смотря по их важности. В первые же годы существования нового порядка портовое управление выяснилось, что начала, положенные в основание его, м. быть развиты еще более.
Положение 1867 г. сохранило за портами то первостепенной значение в самостоятельном распоряжении вверенным им хозяйством, которое дано было главным командирам и командирам портов образованием 1860 г.; кроме того, расширен был круг обязанностей портов передачей им всех хозяйственных операций, производившихся до того в департаментах и управлениях министерства, которые, как излишняя и ненужная для портов опека, была упразднены.
Все дела (кроме хозяйственных операций), производившиеся департаментами, были сосредоточены в техническом комитете и канцелярии морского министерства. При этом было сохранено деление портов на 2 разряда (к главным отнесены Кронштадт, Спб. и Николаев, к портам 2-го разряда — Свеаборг, Ревель, Архангельск, Баку и Николаевск на Амуре).
Как главные командиры, так и командиры портов были подчинены непосредственно управляющему морским министерством.
В виду предоставления главным командирам большей самостоятельности, было придано большее чем по образованию 1860 г. значение хозяйственным собраниям, переименованием в хозяйственные советы; главным командирам вменено в обязанность непременно созывать эти советы для рассмотрения смет и хозяйственных операций и определение их представлять управляющему морским министерством с отдельными мнениями членов.
Подведомственные главным командирам портовые учреждение остались в общем те же, какие были определены образованием 1860 г. Изменение заключались лишь в следующем:
а) портовые казначейства не вошли в новое положение, т. к. им не м. уже быть места при действии во всей Империи единства кассы;
б) архив присоединен к канцелярии;
в) инспектор кораблестроительных работ и старший портовый механик в техническом отношении подчинены непосредственно главному командиру, оставаясь в подчинении капитану над портом только в хозяйственном отношении;
г) торги на подряды и поставки, с передачей в порты всех хозяйственных заготовлений, постановлено производить не в конторах над портами, как было по образованию 1860 г., а в каждой подлежащей хозяйственной части порта, в которой были для сего образовано временные присутствия под председательством начальника части, из помощника его, делопроизводителей и лиц по назначению главных командиров.
Подробные правила о распределении дел и обязанностей между управлением и должностными лицами, о порядке делопроизводства и внутреннем устройстве управлений, вошли в наказ по управлению морским ведомством, Высочайше утвержденный в 1869 г.
Т. обр., относительно реформ 1860 г. можно констатировать, что:
1) последовательное проведение начала децентрализации избавило военно-морское портовое управление от многих присущих ему до того недостатков;
2) самостоятельность, предоставленная портам, позволила сократить число центральных учреждений;
3) реформой 1860 г. было проведено отделение техники от хозяйства, как в центральном, так и в портовом управлении;
4) реформа имела огромное экономическое значение: к концу царствования Императора Александра II (1880 г.) администрация морского ведомства стоила столько же, сколько и 25 л. до того, несмотря на увеличение окладов служащим и вздорожание жизни.
Преобразование 1860 г., не произведя с внешней стороны резкой ломки старых учреждений, сумело вдохнуть в них живую струю и принести неоценимую пользу флоту.
Положение 1867 г. было издано в виде временной меры на 5 л. и подлежало исправлению по указаниям опыта. Для этого в 1871 г. была образована комиссия под председательством вице-адмирала Лесовского; разработанный ею проект вызывал большое увеличение расходов, а потому осуществление не получил.
В 1882 г. была снова учреждена комиссия под председательством сенатора вице-адмирала Жандра, довольно резко отступившие от начал 1860 г. "Положение об управлении морским ведомством 1885 г." (кн. I. С. М. П.) является не последовательным развитием организации 1860 г., а законом, в значительной степени от неё отличным, построенным во многих своих частях на противоположных началах централизации.
Учреждение портового управления 3 июня 1885 г. и наказ портовым управлениям являются до настоящего времени действующим законом, но последующие узаконения косвенно отменили отдельные их части или придали им иной смысл и значение. К числу таких новых узаконений относятся гл. обр. "временное положение об управлении морским ведомством" 11 октября 1911 г. и "положение о командующих морскими силами Балтийского и Черного морей и командующем Сибирской флотилией" 9 мая того же года.
Первым созданы в центральном управлении новые учреждения, изменившие и отношение портов к центральной власти; второе определило на совсем новых началах отношения между портами и плавающим флотом.
Т. обр., мы имели в начале XX в. организацию портового управления, несогласованную в своих частях: одни части этой организации (например, устройство портовых контор) действуют, с незначительными изменениями, согласно положению 1885 г.; другие же, и притом очень важные, определяются узаконениями самого последующего времени; в результате мы обладаем устройством, к которому вполне применима меткая фраза адмирала Лихачева об "одеяле из лоскутков", собранных в разное время и представляющих смесь разнородных начал и принципов.
В "учреждении портового управления" и "наказе портовым управлениям" говорится: главный командир есть начальник всех состоящих в его ведении судов.
В заведовании главного командира Кронштадтского порта состоят все, находящиеся в сем порте и на рейде, военные суда, а в заведовании главного командира Черноморского флота и портов Черного моря — все суда Черноморского флота.
До 1891 г. в заведовании главного командира Черном. флота состояли также суда Каспийской флотилии.
Суда же Сибирской флотилии до 1888 г. состояли в заведовании главного командира портов Восточного океана; обязанности главного командира по заведованию судами, находящимися в Спб. и не отдаленными в распоряжение порта, возлагались на начальника главного морского штаба; командир порта — ближайший начальник всех приписанных к порту военных судов.
Главный командир (командир порта) производил лично смотр судам по выходе их на рейд и по возвращении из плавания, ответствуя за сохранение кораблей, пока те не вышли из гавани и не начали кампании. Ежегодно в течение 5 мес. он поднимал свой флаг на одном из состоящих в его ведении судов и тогда признавался в отношении находящихся на рейде, хотя бы и старших по линии, флагманов, командующих эскадрами или отрядами, "старшим на рейде", пользуясь всеми предусмотренными морским уставом правами такого старшинства.
Для обсуждения вопросов по строевой и техническим частям, главный командир собирал, под своим председательством, общее собрание флагманов и капитанов, распределял по судам, назначенным в плавание, штаб и обер-офицеров, и медиков, по обсуждении предположений по этому предмету в общем собрании флагманов и капитанов. Но истечении года главный командиры и командиры портов д. был представлять управляющему морским министерством отчеты о состоянии судов по личному составу команд, о движениях судов и всей строевой и распорядительной частям.
Командир Владивостокского порта в хозяйственном отношении пользовался правами главного командира.
В военное время высшее начальствование над флотом и портами вверялось командующему флотом, подчиненному главнокомандующему. Первой переменой в отношениях портов к флоту явилось подчинение командира Порт-Артура начальнику Тихоокеанской эскадры.
В 1899 г. главному начальнику и командующему войсками Квантунской области и морскими силами в Тихом океане были присвоены права и обязанности главного командира флота и портов, с подчинением ему Владивостокского и Порт-Артурского портов.
По хозяйственным операциям и расходам Владивостокского порта главный начальник д. был только в случаях признанной им необходимости давать соответственные указания командиру порта, который сохранял присвоенные ему в хозяйственном отношении права.
В не терпящих отлагательства случаях главный начальник мог принимать по своему усмотрению всякие меры по части хозяйственных заготовок морского ведомства, превышающие его власть, донося лишь о принятых мерах и о причинах, их вызвавших, управляющему морским министерством.
В 1904 г., по обстоятельствам военного времени, было признано необходимым, чтобы мероприятия по морской обороне Балтийского моря были принимаемы в надлежащей согласованности.
В видах достижения этого было Повелено:
1) На главного командира Кронштадтского порта, сверх предусмотренных действующими постановлениями прямых обязанностей по этой должности, возложить высшее заведование портами Ревельским, Свеаборгским, Императора Александра III и морскими силами Балтийского моря, — с присвоением ему наименования главного командира флота и портов Балтийского моря;
2) командиров перечисленных портов подчинить главному командиру флота и портов Балтийского моря в административных и строевых отношениях; по хозяйственным же операциям вверенных им портов сохранить права;
3) главному командиру флота и портов Балтийского моря быть вместе с тем начальником морской обороны Балтийского моря.
Этот указ, расширив компетенцию главного командира в Балтийском море, поставил под его начальство весь плавающий флот и лишил Балтийские порты 2-го разряда значительной доли их прежней самостоятельности.
Опыт войны 1904-05 гг. и подготовки к ней флота указал на опасность, проистекавшую от подчинения плавающих начальников местным береговым властям, и тотчас после окончания войны стали приниматься меры к преобразованию существовавшего порядка. Необходимость объединить деятельность всех плавающих начальников и в мирное время привела к созданию в 1908 г. должностей начальников морских сил, не подчиненных портовым властям, к упразднению должностей главных командиров и замене их командирами портов, подчиненных по хозяйственной части товарищей морского министра, а в прочих отношениях — морскому министру.
На командиров портов была возложена обязанность исполнять в пределах средств портов все требования начальника морских сил по части ремонта, снабжение и комплектование судов. Очередь и сроки выполнение судами текущего ремонта устанавливались начальником морских сил по сношению с командирами портов.
На обязанности первых было возложено инспектирование состояние и хранение неприкосновенных запасов в портах и представление затем о результатах инспекции морскому министру.
В январе 1909 г. должность главного командира флота и портов и начальника морской обороны Балтийского моря была заменена должностью командира Кронштадтского порта, а в августе того же года учреждена должность главного командира Севастопольского порта.
В Тихом океане полнота власти по отношению к военно-морской силе стала сосредоточиваться у начальника морских сил. Т. обр., командир Владивостокского порта, по изъятии его из непосредственного подчинения коменданту Владивостокской крепости, был подчинен во всех отношениях начальнику морских сил Тихого океана.
Некоторая неясность постановлений положения о начальниках морских сил 18 июня 1908 г. и необходимость, вследствие соображений междуведомственного характера, поднять значение местного берегового военно-морского начальства, привели к созданию положения о начальниках действующего флота, 5 ноября 1909 г.
Этим положением главные командиры и командиры портов были поставлены в полную зависимость от начальников действующих флотов, и отношение их к последним по части комплектования, снабжения и ремонта судов, были определены соответственно обязанностям, которые лежали на командирах портов до реформы 1908 г.
В дополнение к положению о начальниках действующего флота были изданы "правила о взаимных отношениях начальников действующих флотов, главных командиров и командиров портов". Положением и этими правилами была установлена "система соглашений": сроки готовности судов, инструкция для военно-морской охраны рейдов, осмотр командирами портов судов для удостоверения в потребных исправлениях, приказы о вооружении судов и начале кампании, описание нижних чинов в наличии экипажа и даже места стоянки в военных портах судов, — все это требовало соглашений, сношений или каких-либо иных совместных действий главного и портового начальства. Вопрос о взаимном старшинстве начальника действующего флота и главного командира (командира порта) был разрешен так: в отношении к командирам портов в том же море начальник действующего флота считается всегда старшим, независимо от чина.
Старшинство же между начальником действующего флота и главным командиром порта определяется старшинством в чине.
Положение 1909 г., равно как и положение 1908 г., вызвало много замечаний со стороны высших представителей командного персонала и лиц, занимающих высшие административные посты. Одни считали вредным и опасным подчинение портов плавающему начальству, т. к. это отнимет у начальника флота столько внимание и времени, что он не в состоянии будет заниматься обучением боевого флота. Другие находили пагубным такое положение, при котором начальник флота не м. отдать приказание лицам, заведовавшим базами, на которые опирается вверенный ему флот. Разногласия в этом коренном вопросе военно-морского управления заставили пересмотреть положение о начальниках действующего флота. В основание нового проекта были положены те соображения, что базы д. быть подчинены в военном отношении тому плавающему начальнику, который с начала военных действий станет командующим флотом; в хозяйственном же отношении подчинение их плавающему начальнику д. ограничиваться законностью требований этого последнего и наличными средствами портов. Положением о командующих морскими силами Балтийского и Черноморского морей и командующем Сибирской флотилией 9 мая 1911 г. установлено, что главные командиры и командиры портов подчинены командующему морскими силами соответствующего моря во всех, за исключением хозяйственного и административного, отношениях и управление личным составом портов.
Все требования командующих морскими силами по части ремонта, снабжения и комплектования флота, а также по содействию и обслуживанию флота портовыми плавучими и др. средствами, исполняются главными командирами и командирами портов, в пределах средств порта и кредитов, ассигнованных на соответствующие потребности. Командующие морскими силами сообщают главным командирам и командирам портов о тех мерах, которые д. быть приняты для подготовки мобилизации. Первые указывают главные требования, которым должна удовлетворять военно-морская охрана рейдов, и утверждают соответствующую инструкцию посредством осмотров, производимых лично или через начальника своего штаба; они удостоверяются в мобилизационной готовности береговых учреждений и команд портов соответствующего моря, в состоянии и хранении неприкосновенных запасов.
Командующие морскими силами устанавливают очередь выполнение судами текущего ремонта, сроки же готовности к плаванию устанавливаются ими по соглашению с главными командирами и командирами портов. Кроме того, командующие морскими силами получил право аттестовать и представлять к наградам главного командира и командиров портов. Обращаясь к внутреннему устройству портового управления и взаимоотношением портов и органов центрального военно-морского управления, следует сказать, что для значительной части обязанностей упраздненных хозяйственных департаментов министерства не было создано надлежащих органов, а сохранение в портовом управлении прежнего устройства специальных хозяйственных частей не соответствовало ни введенному в 1867 г. переменам в организацию центральных учреждений министерства, ни действительным потребностям морского технического дела.
Отделение технических частей от хозяйственной в положении 1867 г. было проведено лишь отчасти, именно только в министерстве; специальные же хозяйственной части в портах остались по-прежнему в отдельном и независимом друг от друга положении.
Это дробление портового хозяйства на отдельные части, сообразно различным отраслям морского дела, не отвечало ни существу дела, ни той общей цели, к которой все отрасли д. стремиться. Разделением портового хозяйства между несколькими независимыми друг от друга лицами объяснялись промедление в производстве хозяйственных дел порта, частные столкновения и недоразумения между различными хозяйственными учреждениями.
По положению 3 июня 1885 г., действующему с некоторыми изменениями до начала XX века, портовое управление разделяется на:
1) управление главных портов (Кронштадт, Севастополь),
2) управление Санкт-Петербургским портом и
3) управление портами 2-го разряда (Ревель, Свеаборг, Николаев, Баку, Батум, Владивосток, позже Порт Императора Александра III и Порт-Артур).
Помощниками главных командиров являются:
1) по заведованию личным составом флота и береговых команд, движению судов и всей строевой частью — начальник штаба;
2) по кораблестроению, оснастке и вооружению судов артиллерией и минами, постройке и ремонту зданий, по отпускам довольствия и вообще по хозяйственной части — капитан над портом и
3) по медицинской части порта — главный доктор морского госпиталя (он же медицинский инспектор порта).
Главный командир назначает ежегодно из подведомственных ему чинов комиссии:
1) дефектную, под председательством капитана над портом, для освидетельствования после кампании судов и всего корабельного имущества, пришедшего в негодность (см. Дефекты);
2) комиссию для освидетельствования наличности казенного имущества в порту и
3) особые комиссии для приема провианта, топлива, лесов и всех вообще вещей, и материалов.
По истечении года он представляет отчеты по части хозяйственной, кораблестроительной, снабжений и вооружение судов и по сооружению зданий.
Начальник штаба принимает и объявляет приказания главного командира по управлению военными судами, морскими и береговыми командами и по всей строевой части и наблюдает за исполнением этих приказаний.
Он имеет право осматривать казармы, госпитали и места расположения команд, причем прекращает, в пределах предоставленной ему власти, все замеченные беспорядки и упущения.
О результатах своих осмотров он докладывает главному командиру.
При штабе состоят:
1) морская астрономическая и компасная обсерватория и
2) портовый архив.
В портовой конторе, состоящей под непосредственным начальством капитана над портом, сосредоточиваются все хозяйственные дела по охранению порядка и благоустройства в адмиралтействах, гаванях и на рейдах.
Главная обязанность капитана над портом состоит в содержании принадлежащих порту судов в такой исправности, чтобы они всегда были готовы, по данному приказанию, выйти в море и вступить в бой.
Ему подведомственны:
1) находящиеся в порте адмиралтейства верфи, эллинги, доки, заводы, мастерские, казармы и вообще все здания и сооружения порта, все принадлежащие порту недвижимые имущества и оброчные статьи;
2) отдаленные в распоряжение порта действующие суда;
3) гавани, рейды и фарватеры;
4) все портовые хранилища и содержащееся в них имущество и
5) все служащие в означенных заведениях лица, производители работ и состоящие в порте мастеровые и рабочие.
Капитан над портом ведет самостоятельно все хозяйственные дела порта, в пределах предоставленной ему власти, представляя на рассмотрение главного командира только случаи необходимых отступлений от заказа, утвержденных смет и условий.
В заведовании портовым хозяйством капитану над портом содействуют:
1) по распоряжению денежными кредитами, заведованию портовыми хранилищами и надзору за правильностью делопроизводства портовые конторы — старший помощник;
2) по адмиралтействам, гаваням, рейдам и фарватерам — младшие помощники;
3) по кораблестроительным работам — главный корабельный инженер порта;
4) по механическим работам — главный инженер-механик порта;
5) по артиллерийским мастерским и вооружению судов артиллерией — главный артиллерист порта;
6) по минной мастерской, вооружению судов и ограждению берегов минами — главный минер порта и
7) по строительным работам, зданиям и сооружениям порта — главный инженер-строитель порта; по лаборатории — портовой химик.
Командир Спб. порта исполняет обязанности капитана над портом.
Помощники его имеют права и несут обязанности помощников капитана над портом в др. главных портах; новое судостроение в Спб. порте отделяется от ремонта судов.
Управление портами 2-го разряда в общем сходно с управлением главными портами. Имеющие принципиальные значение изменения, внесенные за последнее 10 л. Империи в портовое управление, заключаются, гл. обр., в устройстве в портах мобилизационных органов и в организации военно-морской охраны рейдов.
В 1904 г. в Кронштадтском, Севастопольском и Порт-Артурском (с 1907 г. во Владивостокском) портах были созданы оперативные отделения, которые д. были ведать оперативные и мобилизационные вопросы каждого моря.
В 1906 г. деятельность этих отделений, подчиненных морскому генеральному штабу, была определена утвержденной морским министром инструкцией. Согласно этой инструкции, оперативные отделы, состоявшие при штабах главных портов, д. были иметь предметом своих занятий детальную разработку плана мобилизации для данного моря, а также наблюдение за осуществлением мероприятий по организации боевой готовности флота и портов согласно указаниям морского генерального штаба.
Начальники оперативных отделений по делам этих отделений состояли в непосредственном подчинении начальнику морского генерального штаба. С разрешения главных командиров и командиров портов, они д. были осматривать суда и портовые учреждение с целью проверять наличность всех средств, требуемых мобилизационным планом; присутствовать на морских маневрах и предпринимать поездки по портам, с разрешения начальника морского генерального штаба; если мероприятия по организации боевой готовности флота и портов осуществлялись не в том направлении, которое указано морским генеральным штабом, — немедленно докладывать о сем главным командирам и командирам портов; представлять начальнику морского штаба ежегодно отчет о деятельности вверенных им отделений.
В марте 1909 г. была объявлена "временная инструкция для штаб-офицеров, заведующих мобилизационным делом в портах".
Вместо портовых отделений учреждены должности штаб-офицеров, заведующих мобилизационным делом в военных портах, и оперативные отделения в штабах начальников морских сил.
Окончательное упразднение портовых оперативных отделений состоялось одновременно с выходом в 1901 г. "положения о заведовавших мобилизационной частью в портах и о портовых мобилизационных комитетах".
Согласно этому положению для заведования в военных портах делопроизводством по мобилизации, демобилизации и перепиской о повинностях воинской и других, связанных с военным временем, состоят офицеры, заведовавшие мобилизационной частью. Подчинялись они командирам портов, а в главных портах — начальникам штабов.
На этих заведующих возлагается все производство по составлению мобилизационных документов, оповещений, хранение их, заведование особым учетом, участие в поверках мобилизационной готовности в порте, собирание сведений о запасах для военного времени, заведование демобилизацией и составление отчетов по выполнению мобилизации в порте.
Назначением мобилизационных комитетов является обсуждение вопросов, касающихся мобилизационной готовности порта, рассмотрение мобилизационных планов и мобилизационных росписаний порта.
Характер этих комитетов совещательный и руководствуются они инструкцией, утвержденным морским министром.
Председателями комитетов являются главные командиры или командиры портов, а членами — начальник штаба порта, заведующий мобилизационной частью и, по приглашению председателя, другие чины портового управления или частей и учреждений, мобилизующихся в порту.
Опыт русско-японской войны указал на важность обеспечения рейдов и входов на них от внезапных неприязненных действий противника. В виду того, что неприятель м. начать военные действия до объявления войны, охрана рейдов д. существовать и в мирное время; действительная организация охраны рейдов в военных портах носит временных характер и определяется особой инструкцией. Приведенное выше устройство портового управления России доживало свои последние дни.
В начале XX века, по выработке новых штатов, ожидалось введение в действие уже одобренного адмиралтейств-советом проекта положения об управлении военными портами, составленного адмирал Зацаренным. По этому проекту, согласованному с произведениями в морском ведомстве новыми реформами, военные порты делятся на 3 разряда: к 1-му отнесены Кронштадт и Севастополь; ко 2-му — Порт Императора Александра III, Свеаборгский, Николаевский, Владивостокский, база Амурской речной флотилии и, временно, до перечисления в 1-й разряд, Порт Императора Петра Великого; к 3-му — Бакинский и Керченский.
Независимо от разряда, все порты пользовались равными правами в техническом, хозяйственным и административном управлении, а также и в отношениях к центральным органам морского ведомства.
Начальствование в каждом порте вверяется командиру порта; командирам портов 1-го разряда присваивается звание главных командиров; последние в пределах управления своими портами подчиняются общему положению о командире порта. Командир порта подчинялся: морскому министру — в административном отношении и по управлению личным составом порта; товарищ морского министра — в хозяйственном и техническом отношениях; командующему морскими силами — согласно ст. 7 и др. положения о командующих морскими силами. По отношению к флоту, опирающемуся на порт или приписанному к нему, на командира порта возлагается ответственность за своевременную готовность и качество исполняемых для флота работ и отпускаемых снабжений в пределах средств порта.
Командир порта есть начальник всего портового управления, береговых команд, причиненных к управлению порта судов и всех учреждений морского ведомства, находящихся в порте. Ему подчинялись также все морские команды, временно квартирующие на берегу и описанные по разным причинам с судов флота.
На командира порта возлагалось общее руководство по распоряжению отпущенными на порт материальными и денежными средствами для удовлетворения потребностей флота, самого порта и причисленных к нему береговых учреждений. При этом командир порта должен был точно руководствоваться утвержденною финансовой сметой и расходным росписанием кредитов по этой смете, отступление от которых допускалось с разрешения товарища морского министра только для тех случаев, которые не могли быть предусмотрены при её составлении. Проект определял отдельно обязанности и права командира порта:
1) по техническому и хозяйственному управлению,
2) по административному управлению и
3) по мобилизации.
Управление портами составляют помощники командиров портов и отделы:
1) распорядительный (носящий название штаба в портах 1 разряда),
2) кораблестроительный,
3) механический,
4) артиллерийский,
5) минный, 6) электротехнический,
7) строительный,
8) хозяйственный,
9) бухгалтерия и
10) адмиралтейский.
В портах 2-го разряда некоторые отделы м. быть соединены под управлением одного из начальников этих отделов.
В портах 3-го разряда число отделов устанавливается штатом в зависимости от назначения каждого из этих портов. Кораблестроительный, механический, артиллерийский, минный, электротехнический и строительный отделы составляют группу технических отделов, хозяйственный отдел и бухгалтерия — группу хозяйственных отделов, распорядительный и адмиралтейский отделы — группу распорядительных отделов.
При командире порта состоят:
1) канцелярия,
2) мобилизационная часть,
3) юрисконсульт.
Кроме того, при портах состоят следующие отдельные части, не входящие собственно в управление порта и организованные на особых основаниях:
1) обсерватория и лоцмейстерская часть,
2) санитарная часть.
Обе части состоят в непосредственном ведении и административном подчинении командиру порта.
Число помощников командира порта определяется штатом каждого порта. В портах 1-го разряда назначается старший помощник главного командира по технической части, который избирается преимущественно из лиц с высшим техническим образованием и опытом по производству заводских работ.
На его обязанности лежит объединение технических отделов во всех случаях по работам, касающимся разных отделов.
В портах первых 2 разрядов по управлению хозяйственной частью назначается старший помощник командира порта (главного командира) по хозяйственной части, которому подчинены хозяйственный отдел и бухгалтерия порта.
Во главе каждого отдела управления порта стоит соответствующий начальник отдела.
В технических и хозяйственных отношениях деятельность отделов вполне самостоятельна и определяется:
1) утвержденным для каждого отдела планом операций и
2) назначенными в ответственное распоряжение начальников отделов кредитами.
Начальники отделов являются самостоятельными распорядителями всей деятельностью своих отделов и ответственными выполнителями операций порта. Для выполнение сего из общих ассигнований на порт назначаются определенные на каждый отдел кредиты по точной росписи на материалы, рабочую силу, новое оборудование мастерских и др. назначения, которые поступают в непосредственное распоряжение начальников соответствующих отделов.
Последние руководят своими подчиненными и служащими в отделах, отвечая непосредственно за своевременное выполнение и качество работ. Никто не мог дать начальнику отдела непосредственное приказание или распоряжения, кроме командира своего порта, а по хозяйственным делам — и старшего помощника. Начальники отделов руководствуются по общим техническим и хозяйственным заданиям директивами, исходящими от командира порта, который получал их непосредственно от товарища морского министра или, с ведома последнего, от начальника соответствующего отдела главного управления кораблестроения или главного инспектора морской строительной части.
По специальной же разработке задании начальники отделов подчиняются указаниям тех же начальников отделов центрального управления и главного инспектора, а начальники бухгалтерии — указаниям начальника главного морского хозяйственного управления.
При портовом управлении состоят следующие учреждения:
1) технический совет, имеющий назначением согласование между техническими отделами плана предстоящих порту работ по ремонту и перестройке судов; он составляется из начальников отделов технической группы, кроме строительного, под председательством командира порта, и собирался по его назначению.
В портах 1-го разряда председателем этого совета состоял старший помощник главного командира по технической части; к участию в заседаниях совета приглашаются командиры судов, подлежащих ремонту, и по соответствующим специальностям флагманские чины штабов эскадр, дивизий, отрядов и бригад, а также те чины управления порта, мнения которых м. служить пользе дела.
2) Общий портовый совет учреждался под председательством командира порта для обсуждения важных хозяйственных и административных мер, распространяющихся на все отделы управления порта или значительную их часть. Постоянными членами совета состоят старший помощник главного командира по технической части, а в подлежащих случаях призываются к участию на правах членов совета начальники всех причисленных к порту частей и юрисконсульт.
3) Канцелярия командира порта и при ней отделение по делам мастеровых и рабочих
4) Юрисконсульт порта.
5) портовый архив.
6) портовая приемная комиссия.
В виду разрешения вопроса о передаче в морское ведомство приморских крепостей, Высочайшим повелением 18 марта 1913 г. была учреждена должность коменданта Ревель-Поркалаудского района, переименованного 29 апреля в коменданта морской крепости Императора Петра Великого, а 24 июня того же года состоялось Высочайшее повеление о распространении на коменданта этой крепости впредь до выхода "положения об управлении морскими крепостями", гл. 1 и 2, разд. II, кн. III С. В. П., с некоторыми изъятиями и изменениями.
Согласно этому повелению, на коменданта крепости было возложено общее начальствование над всеми частями войск, управлениями, учреждениями, заведениями и лицами, в состав крепостного гарнизона и порта входящими, всеми инженерными сооружениями, артиллерийским вооружением, различного рода вспомогательными средствами обороны, складами и запасами для мирных и боевых потребностей крепости и порта.
Сам же комендант крепости подчинен командующему морскими силами Балтийского моря.
Т. обр., определилось, что в будущем портовое управление д. явиться лишь частью управление морской крепости.
См. также:
- Портовое управление в Соединенных Штатах Америки;
- Портовое управление в Японии;
- Портовое управление в Германской империи;
- Портовое управление в Британской империи;
- Портовое управление Французской республики.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.