ФИЛОСОФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА т. 2
ГЛАВА XII.
Краткий вывод.
Более двух тысяч лет прошло между началом этой книги и ее концом. Это длительное временное пространство донесло до нас только разгоревшуюся борьбу между Судьбой, Свободой и Необходимостью. Мы увидели бросившихся со всеми силами друг на друга Европу и Азию и их попеременное торжество. Посреди этих кровавых распрей всегда беспристрастное Провидение, всегда готовое помочь слабейшей стороне, постоянно предотвращало полную погибель одной или другой силы и во время наибольшей опасности для нее предоставляло ей свои защитные покровы. Читатель, несомненно, заметил это восхитительное действие. Он мог увидеть, что миссия Конг-тзее, Зороастра, Пифагора имела целью сохранить интеллектуальный свет посреди материального мрака, повлекшего к всемирному культовому вырождению; он рассудил, что если Один был предназначен сокрушить римский колосс, угрожавший уничтожить Азию, то Иисус был должен, с другой стороны остановить стремительность этих движений, помешав полному распаду Социального состояния в Европе - неизбежному разложению без него. Исследуя всемирную ситуацию в эпоху, когда Иисус явился в Иудее, читатель мог без помех увидеть, что необходимо было подготовить умы к великому изменению, которое должно произойти, и внезапно Аполлоний Тианский оказался способным исполнить эту цель. Но если Европа должна быть спасена, то это не значит, что нужно погибнуть Азии; хотя погибель Азии стала бы неминуемой, если бы Европа, избежав летаргии, яростно воспрявши, и полная религиозного воодушевления обрушилась бы на нее, как это случилось в эпоху Крестовых походов. Провидение, предотвратившее это движение, как оно предотвратило и все другие, предотвратило его, благодаря миссии Магомета. Этот сильный Теократ, даже допуская, что он не смог стать весьма могущественным, был поддержан Сотоктаисом и последним Буддой, Ченгиз-Ханом и Тимур-Ленком (Timour-Lenk; Тамерланом - прим. пер.); двое последних являлись его порождениями.
Провидение, подчиняясь законам Свободы и Необходимости, развивающими Волю и Судьбу, не хотело, чтобы одна из этих двух сил оставалась абсолютной повелительницей другой. Вот почему их неимоверные усилия оказывались тщетными, когда приближались к этой цели. После их наиболее уверенных торжеств, всегда находится какое-нибудь неожиданное препятствие, их парализующее.
К несчастью, борьба, вспыхнувшая между Свободой и Необходимостью продолжается уже долгое время. Она будет продолжаться до тех пор, пока эти две силы не согласятся признать Провидение, склонившись одна и другая под ее августейшей властью, позволив Провидению соединить их обоих. Тогда правящая в течение почти пяти тысячи лет смута успокоится, и Социальное состояние примет более упорядоченную и более благоприятную форму для процветания и счастья рода человеческого.
КОНЕЦ ЧЕТВЕРТОЙ КНИГИ
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.