ФИЛОСОФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА т. 1
ГЛАВА XII.
Краткий вывод.
В первой книге я исследовал главный объект этого труда и, взяв Человека в момент его появления на мировой сцене, чуждого всякой цивилизации, я начал с простых восприятий его инстинкта, проведя Человека через развитие главных свойств его души до преддверия Социального устройства в эпоху, которую бессмысленно называют золотым веком. Разрушив это заблуждение и поборов несколько ложных теорий, с ним связанных, я продолжил ход повествования.
Встроенный в семью, носитель членораздельного наречия, Человек достиг точки, где до наших дней еще находится большое число ему подобных. Он не знал еще ни законов, ни управления, ни религии. Я должен был его вести к осознанию важных понятий, показывая, что, лишь благодаря им, он может стать моральным, сильным и добродетельным и, сделавшись достойным своих высших предназначений, достигнуть цели, для которой был создан. Для этого я избрал историческую форму, дабы избежать сухости ссылок или скуки абстрактных умозаключений. Я надеюсь, что читатель во многом простит мне эту смелость. Хотя он и мог принять такое начало истории за гипотезу, я прошу его поверить, что она действительно является гипотезой лишь относительно деталей. Мне будет нисколько нетрудно, если бы к тому представился случай, доказать ее основательность большим количеством авторитетов и даже расставить для главных событий вековые даты. Но это было бы совсем бесполезно для предмета нашего труда.
Вначале я представил еще слабую Человеческую волю, борющуюся саму с собой, а затем более сильную, способную сопротивляться могуществу Судьбы. Я показал, что итогом этой борьбы стало развитие двух низших сфер, инстинктивной и душевной, - от данного развития зависело большое число их свойств.
Я связал с этим самым развитием принцип политического права, показав его в качестве Собственности, которая является столь же присущей человеку потребностью, как и потребность пользования, без которой он не смог бы ни жить, ни распространяться.
Затем доказав, что собственность - потребность, я обозрел неравенство сил, данных Естеством, для удовлетворения этой потребности, установив физическое неравенство среди людей, что неизбежно определяет неравенство условий. Последнее образует моральное право, законно переходящее от отцов к детям.
Итак, от политического права, являющегося собственностью, и морального права, что есть неравенство условий, проистекают законы и различные формы различных правительств.
Но прежде чем определить у какой-нибудь из этих форм ее основной принцип, я хотел подойти к развитию интеллектуальной сферы, дабы довести человека вплоть до порога храма Божества. Там я сейчас остановился, будучи рад наметить обширный сюжет и обозначить по ходу повествования ряд вещей, начало которых до сих пор было мало известно.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ КНИГИ.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.