ФИЛОСОФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА т. 1
ГЛАВА V.
Происхождение Финикийских пастухов; их воззрения на
Певропричину Вселенной. Их завоевания. Новые расколы,
давшие начала Персам и Китайцам. Установление Мистерий: почему.
Индийцы-диссиденты, как это показали санскритские легенды, не смогли достигнуть больших успехов в собственно в Индии, что, с другой стороны, не помешало им стать чрезвычайно сильными. Их первая значительная колония возникла поначалу на берегу Персидского залива, откуда они пошли в Йемен, который завоевали, несмотря на встреченное ими жестокое сопротивление. Кельты-бодоны, долгое время владевшие Аравией, после неимоверно отчаянного противоборства, были вынуждены уступить Судьбе, предпочтя изгнание порабощению. Большая их часть ушла в Эфиопию, остаток рассеялся по пустыням, где разделился на кочующие народы, что в данном смысле назывались Евреями (Hebreux) (87). Однако Финикийцы, захватив господство на море, отделяющем Аравию от Египта, ему присвоили свое имя и пошли, как о том говорит Геродот, завоевывать Средиземноморское побережье, где они основали центр своей Империи (88).
В эту эпоху была сокрушена халдейская империя. Один из финикийских вождей, известный под именем Балли (Balli), завоевал Плакшу в Малой Азии и построил на берегах Евфрата знаменитый город Вавилон (de Babel), которому дал свое имя. Этот Балли, именовавшийся греками и римлянами Белосом (Belos) или Белусом (Belus), и явился основателем славной империи, которую называли иногда Вавилонской (Babylonien), иногда Сирийской (Syrien) или Ассирийской (Assyrien). Непримиримые враги Финикийцев Евреи, поскольку они происходили от Кельтов-бодонов, изгнанных этими пастухами из Счастливой Аравии и вынужденных скитаться по пустыням, Евреи, говорю я, дали Балли имя Немврода (de Nembrod), чтобы выразить свирепость и тиранию с его захватом власти. Но тщетно было пытаться остановить поток, обрушившийся на них. От Нила до Евфрата все подверглось игу грозных Пастухов, которые, хотя и воссев на трон, сохраняли свое имя, данное некогда им, как оскорбительное. Верхний Египет долгое время сопротивлялся их натиску силами могущественных сторонников мужского начала, известного под именами Исвары (d'Iswara), Израиля (Israel)или Озириса (Osyris), но, в конце концов, противоположное начало его одолело повсюду; и богиня Изида (Isis) у Фиваитов (Thebaites; фивейцев - прим. пер.), богиня Милильдха (Milyldha) у Вавилонян были все равно вознесены выше Адона (d'Adon). Во Фригии добрая матерь Ma, называемая грекам Диндименой (Dindymene) или Кибелой (Cybele), лишила Атиса, верховного Отца, его мужской силы; его жрецы могли сохраниться в том случае, если принесли ему в жертву ту самую вещь, которую Правоверие в ином месте сделала эмблемой своего культа.
Таково было в древние времена влияние музыки, о которой столько сказано, но всегда без попыток ее понять. Отсюда суровые законы, направленные против новаторов в музыкальной науке, и усилия Понтификов заботливо утаить от них основные принципы под сенью святилищ. Это в особенности и изобрели Египетские жрецы, когда вынужденные склонить голову под гнетом царей-пастухов и притворяться им в своих чувствах, которые не имели, они мечтали установить тайные мистерии, где погребенная Истина, предназначенная одним посвященным, появлялась перед глазами профанов лишь скрытой за плотной пеленой. В посвященных мистериям событиях, о которых я составил рассказ, Египетские жрецы, не имея возможности открыто выказывать свою скорбь, касающуюся поражения мужского принципа в борьбе за Первопричину Вселенной, выдумали столь известную аллегорию о преданном и растерзанном на части Озирисе, разбросанные куски которого обагрили кровью Египет; в то время, как удрученная безнадежностью его жена Изида, хотя и коронованная из рук Анубиса, но подозреваемая в том, что принимала участие в подлой измене, собирает, скорбя, разбросанные части своего супруга и помещает их в могилу, за исключением одной, затерянной в волнах Нила. Эта замысловатая аллегория, тогда принятая во всех святилищах, где правоверие сохраняло своих приверженцев, обнаруживается с некоторым изменением имени во всех мифологиях земли (89).
Между тем, правоверные Индусы, справедливо ужаснувшись успехам своих противников, видя свою империю раздробленной и разрушенной извне, приложили все свои старанияк защите хотя бы центра, стянув к нему все свои силы. Казалось бы, понификальный трон занимал небыкновенный человек, сравнимый с первым Рамом и почтенный, благодаря проявленной им силе, в своем имени. На протяжении некоторого времени он поддерживал здание, готовое обрушиться, но более значимой личности было суждено прекратить его падение. Тем не менее, Йонижасов (les Yonijas) объявили безбожниками, анафематствовав и изгнав навсегда. Всякая торговля с ними оказалась под запретом. Индусам воспрещалось также не только принимать у себя еретиков, но еще и служить им проводниками в своей собственной стране. Красный цвет, служивший их знаменем, рассматривался в качестве омерзительного. Брахманы обязывались воздерживаться и никогда не прикасаться к тому, что было красного цвета, даже в случае величайшей опасности. Река Инд (Indus) теперь становилась гибельной границей, которую никто никогда не мог пересечь, не подвергнувшись анафеме.
Эти строгие и, быть может, необходимые меры для сохранения целостности, тем не менее, вызвали несогласие, отделив от общества еще определенные слои, возбудившие раскол почти столь же значительный, как и первый. Этот новый раскол зародился в среде наиболее горячих сторонников мужского начала и самых ревностных защитников его первенства и превосходства.У иранцев был человек, одаренный великой силой ума, звавшийся Зерадоштом (Zeradosht)или Зороастром и утверждавший, что нельзя воспринимать два космогонических начала, Исвару и Пракрити, в качестве образующих (principiants) и обладающих: один- мужским, а другой - женским свойствами. Нужно, наоборот, их рассматривать, как оба мужские и образуемые (principie), исходящими от Вечности, Водха (Wodh). Но один из них действует в духе, будучи принципом Добра, а другой проявляется в материи, будучи принципом Зла. Первый зовется Ормудзом (Ormudz), Гением Света, второй - Ариманом, Гением Тьмы.
Среди народов, обитавших за Гангом, нашелся другой не менее смелый Теософ, звавшийся Фо-хи (Fo-hi) и утверждавший, что первый раскол Паллисов возник по недоразумению и его можно было бы легко избежать, если бы изучили, что половые свойства плохо соответствовали двум космогоническим принципам Исваре и Пракрити; это Пракрити, или материя, обладала мужским качеством, установленным и огненным, в то время, как Исвара или Дух имел женскую природу, улетучивающуюся и влажную. Таким образом, согласно Фо-хи, Финикийцы, поставив материю впереди духа, не являлись никак раскольниками, они лишь присвоили противоположные качества тому, что было на самом деле.
Зерадошт и Фо-хи опирались на выводы своих доказательств, взятых из музыкальной науки, которые, казалось, не допускали возражений, но которые будут здесь совсем неуместными (90). Один и другой обольщали себя тем, что принесут спокойствие в Империю, удовлетворив части притязаний непокорных Паллисов, но их надежда являлась также ошибочной. Духовная каста, видя то, как они далеко зашли в последствиях своих собственных идей, их одинаково отвергла и осудила. Зерадошт, возмущенный больше, чем Фо-хи, разжег гражданскую войну, определенным итого которой стало полное отделение Ирана. Народы, признавшие его за теократического суверена, с тех пор взяли имена Партесов (de Parthes), Парсов (Parses) или Персов (Perses)из-за имени Парадасы (de Paradas), которое имв насмешку дали Индусы. Эти народы, позднее овладевшие господством в Азии, стали здесь знаменитыми и могущественными. В разные эпохи они имели теократических законодателей, бравших последовательно имя первого Зерадошта (91), называемого нами Зороастром. Последний, явившийся во времена Дария, сына Гистаспа, есть тот, учению которого, записанному в Зенд-Авесте (92), следуют еще Гебры. Два противоположных Начала Света и Тьмы, Ормудз и Ариман, в нем представлены равномерно исходящими от Безграничного времени, иными словами, Вечности, одного образующего (principiant) Принципа, которому они подвластны. Третий Принцип, их объединяющий, зовется Митрой (Mithra). Этот срединный принцип представляет собой Волю человека, подобно тому, как Ормудз и Ариман представляют Провидение и Судьбу. Эта космогоническая система, как и все системы одного с ней происхождения, соединяется с культом Предков. Вечный образующий (principiant) Принцип в ней почитается в виде огня.
Что же касается Фо-хи (93), наделенного более мирным и мягким характером, чем Зерадошт, то он не захотел быть причиной новой гражданской войны внутри Империи и удалился, сопутствуемый своими сторонниками. Пройдя пустыни, с которыми граничила Индия на востоке, он обосновался на берегах реки Хуанхэ (Hoang-ho), называемой также Желтой рекой из-за желтого цвета, взятого Фо-хи за знамя, дабы его приверженцам отличаться от правоверных Индусов и не быть спутанными с Финикийцами. Он собрал по берегам этой реки несколько кочевыхтатарских орд, являвшихся древними осколками Желтой расы, которые, объединившись с его последователями, получили от него свое учение, сильно похожее по сути на учение Зороастра. Согласно Фо-хи, два образуемых (principies) Принципа суть Инь (Yn), покой, и Янь (Yang),движение. Оба исходят от образующего (principiant) Принципа Тай-ки (Tai-ki)или Перводвигателя. Два начала Инь и Янь дают в своем взаимодействии рождение третьему промежуточному (mediateur) Принципу, называемому Пан-Ку, Универсальной сущностью. Также существуют три силы, называемые Тиен-хоанг (Tien-hoang), Ти-хоанг(Ti-hoang) и Жин-хоанг (Gin-hoang), то есть Небесное, Земное и Человеческое царства, иными словами те же самые, что я установил в начале книги, Провидение, Судьба и Человеческая воля. Культ Предков был принят в Религии Фо-хи еще более выраженно, чем в религии Зороастра.
Благодаря этой эмиграции,санскритские книги сообщают о начале китайской империи, которую называют Чандра-Дуип (Tchandra-Douip), страной мужеподобной Луны, то есть страной, где Женский принцип стал мужским. Имя Чинас (Tchinas), данное Брахманами народам, обитавшим в этой стране значит только раскольников; оноабсолютно не означает ни безбожников, ни отверженных, в отличии от имени Йаванас (Yawanas), которым Брахманы отмечают Ионийцев, в общем, и Греков, в частности. Китайцы (les Chinois), коих мы называем этим неправильным именем, его не приняли; они называются и называют свою собственную страну Тиен-хиа (Tien-hia), самой драгоценной в поднебесной (94).
Конечно, ни одно из членений Индийской империи в эту эпоху не могло сравниться ни по обширности, ни по силе с отпадением Чинасов (des Tchinas), и ни одна нация не сохранила такого нерушимого почтения к законам и обычаям Предков, которое никогда не угасало у китайцев. Еще и сегодня это - прекраснейший осколок Вселенской империи, почти в целости удержавшийся в потоке столетий. В то время, как Азия испытала ряд революций, когда слабые остатки индийской империи стали добычей тридцати враждебных наций, когда скипетр Финикийцев, вырванный из их рук Ассирийцами, перешел затем в руки Египтян, Арабов и даже Этрусков, когда он вновь вернулся в руки Ассирийцев, чтобы упасть потом в руки Мидийцев (des Medes), Персов, Греков, Римлян (des Romains), пока, наконец, его обломки, избежавшие разгрома Константинополя, не рассыпались по всем странам Европы. Китай пережил эти катастрофы, сотни раз менявшие лицо Мира, не будучи никогда завоеванным, ибо сила его устройства тотчас порабощала его собственных завоевателей.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.