ФИЛОСОФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА т. 1
ГЛАВА III.
Последствия Вселенской империи. Изучение Вселенной.
Являлась ли Вселенная творением Абсолютного единства или Сочетаемой двойственности?
Итак, Гиперборейская раса решительно обрела свое господство над судэйской расой, осколки которой, изгнанные со всех сторон к пустыням Африки, должны были исчезнуть, там угаснув. Индийская империя простиралась по всей обитаемой земле. За исключением некоторых народов, отброшенных в пределы Юга и Севера, для всех людей существовал лишь один культ, догмы которого поддерживал, руководя церемониями, Выший Понтифик; существовало лишь одно Правительство, ведомства которого приводил в действие суверенный Царь. Высший Понтифик и суверенный Царь, связанные между собой крепчайшими узами, свободные, не будучи независимыми, служили друг другу взаимной опорой, без противостояния соревнуясь в своих различных делах и во всем сохраняя замечательное единство.
Столь величественное здание никак не являлось произведением случайности, оно имело свои основания в естестве вещей, восприняв свои принципы, формы и развития от одновременного действия трех великих сил, правящих Вселенной. Подобно тому, как металлы укрепляются, сплавляясь воедино, две Расы придали материалам здания больше прочности, смешиваясь одна с другой.
Бесполезно говорить, сколь явила славы эта эпоха человеческой цивилизации и доставила счастья. Брахманы, обозначая ее третьим периодом, не утомляются ей возносить хвалу; их Пураны звучат завистью к наиболее великолепным описаниям. Значительное число столетий минуло, не оставив и малейшего следа. Счастье человека походит на морской штиль, оно показывает меньше изображений и оставляет меньше воспоминаний, нежели бедствие и буря.
Впрочем, тогда шла только юность Расы. Хоть в юности этой все являло блеск и роскошь, но ничего не было еще поистине прекрасным. Страсти пока внушали страх, они приходили. Человек еще нуждался в уроках, он их получал.
В другом произведении я отметил единственную причину, потревожившую гармонию, царившую в наиболее великой и прекрасной империи, некогда и до сих пор существовавшей на земле, из-за чего мне пришлось уделить внимание весьма разнообразным подробностям, которые здесь мне запрещены. Казалось, что эта причина берет свое шаткое начало в музыке. Чтобы понять это, необходимо на мгновение примириться с предрассудками нашего детства, уразумев сказанное Пифагором, Зороастром, Конг-тзее, Платоном и всеми мудрецами античности о том, что музыка есть универсальное знание, знание, без которого нельзя проникнуть во внутреннюю сущность любой вещи. Тем не менее, это знание здесь являлось лишь предлогом наступившего потрясения. Истинная причина его коренилась в естестве Человека, всегда увлекающем его вперед по пути, которым он идет, и оставляющем ему мало устойчивых мгновений даже в самих опорах. Его разум, однажды поколебленный, не может остановиться: глубокая истина его приводит в движение, даже без его ведома; он ощущает, что не на своем месте, которое он обязан занять. Интеллектуальные люди не преминут стать созерцательными; они желают познать причины всего. И в зависимости от того, как Вселенная связана с их исследованием, можно ощутить совершат ли они многое, или случайно во многом ошибутся.
Я уже говорил, что в эпоху, когда Кельты завоевали Индию, они там нашли установившуюся полную систему метафизических и физических знаний. Тогда кажется определенным, что атлантическая космогония все возводило к Абсолютному единству, делая все исходящим или зависимым от одного Принципа. Этот единственный принцип, воспринимаясь чисто духовно, назывался Исвара. Нельзя отрицать, что эта доктрина не представляет больших преимуществ; также нужно признать, что она вызывает некоторые неудобства, особенно когда народ, которому она дана, оказывается не в состоянии ее принять. Дабы догма Абсолютного единства пребывала в чистом спиритуализме, не увлекая народ, культ которого образуется из материализма и мерзкого антропоморфизма, необходимо, чтобы этот народ либо был достаточно просвещенным и подготовленным к правильному суждению,либо народа было весьма мало, чтобы не рассуждать, вообще. Если же он наполовину умственно просвещен, и физические познания его делают вывод о действительных следствиях определенных принципов, из которых он не может извлечь ложь, то он неизбежно извратится, став безбожным или изменив догму.
Поскольку было доказано, что Атланты приняли догму единого принципа, и этот принцип находился до тех пор в гармонии с их обстановкой, нельзя не верить в то, что они достигли более высокой ступени Социального состояния. Их империя охватывала землю, но, несомненно, после того, как миновал их великий расцвет, когда Кельты совершали ее завоевание, знания у них начали угасать. Индусы, наследовавшие им на другой части земли, хотя и являлись их наиболее просвещенными учениками, все же были далеки от обладания самими средствами.Правление Атлантов еще продолжалось, благодаря полученному толчку, но движущие силы уже были использованы, и принципы жизни, их воодушевлявшие, более не восстанавливались.
Таковым было состояние вещей за несколько столетий до прихода Рама. Вполне очевидно, что если бы наш Теократ не нашел империю Атлантов в упадке и колеблемой в своей основе, то он не только не смог бы ею так легко овладеть, но и не пытался бы это делать, потому что Провидение ему бы этого не судило. Он принял, как я уже говорил, Божественное единство, к которому присоединил культ Предков, и, найдя все знания, основанными на Едином принципе, он их передал для обучения народов.
Но после более или менее продолжительного промежутка времени, когда один из суверенных Понтификов, изучая музыкальную систему Бхарата и полагая, будто она, как и все остальное, основана на едином принципе, заметил, что это не так, стало необходимым принять два принципа в возникновении звуков (80).
Но только признанное свойство, заключенное в возможности легко служить средством передачи от физического к интеллектуальному, сделало из музыки науку, столь важную для древних. Итак, перенося идеи от одного естества к другому, музыка снабжала ими, и казалось позволительным доносить по аналогии от известного к неизвестному. Значит, музыка являлась в их руках видом пропорционального размера, который они применяли к духовным сущностям.
Открытие в музыкальной системе, совершенное этим суверенным Понтификом, стало известным по всей Империи. Созерцательные ученые не преминули им овладеть и воспользоваться, разъяснив, как водится, посредством него космогонические законы Вселенной. Вскоре они с удивлением увидели, что все до сих пор рассматриваемое ими, как произведение Абсолютного единства, являлось таковым из сочетаемой Двойственности. Они могли, несомненно, не ужасаясь этой идее, поставить все на свое место, рассматривая два принципа, существование которых были вынуждены признать, не в качестве образующих (principiants), а образуемых (principies). Так сделал несколько столетий спустя первый Зороастр. Но для этого нужно было воспарить к высотам, которых не мог еще достигнуть их разум. Привыкшие все видеть в Исваре, они не имели силы лишать его главенства, пожелав его удвоить и присоединив, если можно так выразиться, к немуновый принцип, названный ими Пракрити (Pracriti), то есть Естество. Этот новый принцип обладал воспринимающей силой или сакти (sakti), тогда как древний Исвара имел толькобиджья (bidja)или силу порождающую и оживляющую.
Результат этого первого весьма широкого шага заключался в том, что Вселенную рассматривали, как произведение двух имеющихся принципов, каждого в своей самости: одного мужского свойства, другого - женского. Данная система, простота которой поначалу прельщала, была повсеместно в ходу. У большей части народов обнаруживаются эти два принципа, обозначенные множеством имен. Так, Санхониатон (Sanchoniaton)называлВсевышнего Гипсистос (Hipsystos), а его жену Берут (Berouth), Творение или Естество. Индусы дают им одним более тысячи имен, которые получили в разные времена эти два космогонических принципа. Египтяне, Греки, Римляне для их обозначения имели бесконечное количество эпитетов. Обычно мы используем их сегодня в поэзии под мифологическими именами Сатурна и Реи (Rhea), которые соответствуют именам Исвары и Пракрити (81).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.