Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве)
Связь пажей с мальтийскими рыцарями имела глубочайшее значение для всей истории Пажеского корпуса. Пажи молились в Православной церкви, украшенной мальтийскими крестами, как бы в воспоминание заветов Мальтийских рыцарей. Поэтому и эмблемой Пажеского корпуса стал белый эмалированный мальтийский крест.
По окончании корпуса пажи получали значок – белый мальтийский крест – и кольцо с наружной стальной и внутренней золотой частью, в соответствии с рыцарским девизом: "Ты будешь тверд, как сталь, и чист, как золото".
Пажами были многие выдающиеся русские государственные деятели и военачальники – в частности, генерал А. А. Брусилов и генерал граф Ф. А. Келлер – "первая шашка России", единственный из командиров корпусов Русской Императорской Армии, отказавшийся в 1917 г. присягнуть Временному правительству.
Приняв предложение встать во главе формируемой в Пскове белой монархической Северной армии и получив от Святейшего Патриарха Тихона благословение и образ Богородицы Державной, граф Келлер ввел для нее в качестве нагрудного знака белый "пажеский" мальтийский крест ("крест Келлера"). После его трагической гибели в 1918 г. белый мальтийский "крест Келлера" стал эмблемой белой русской Западной Добровольческой армии генерал-майора князя П. М. Авалова-Бермондта (позднее цвет креста в знак траура по графу Келлеру был изменен на черный, но в армии продолжали носить и белые мальтийские кресты).
В изгнании князь Авалов объединил ветеранов своей монархической Западной армии в "Державный Императорский Русский Рыцарский Мальтийский Орден" (штаб-квартира которого до 1935 г. находилась в Германии, до 1944 г. - в Югославии, а в настоящее время расположена в США) под покровительством Великого князя Кирилла Владимировича, провозглашенного в 1924 г. в эмиграции Императором под именем Кирилла I. Отношение в этому акту в среде русских эмигрантов было далеко не однозначным. Но, как бы то ни было, несмотря на все трудности гражданской войны и эмиграции, внутренняя спайка, связывавшая пажей, искренняя любовь к родному корпусу, в заветам мальтийских рыцарей, к мальтийскому кресту, украшавшему грудь каждого пажа, вели к тому, что, даже будучи разбросаны по всему свету, пажи всегда стояли крепко друг за друга.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СУВЕРЕННЫЙ МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН В ХХ ВЕКЕ
В соответствии с действующей Конституцией члены Суверенного Военного (Рыцарского) Госпитальеров Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты (Суверенного Мальтийского Ордена) в настоящее время подразделяются на три класса:
ПЕРВЫЙ КЛАСС: рыцари справедливости (юстиции) и каппеланы (священники) конвентов, принесшие монашеские обеты;
ВТОРОЙ КЛАСС: рыцари послушания и донаты справедливости, давшие обещание стремиться к христианскому совершенству в духе Ордена в соответствии с обязанностями своего класса;
ТРЕТИЙ КЛАСС: члены Ордена, не принесшие ни обета, ни обещания. Этот класс подразделяется на шесть категорий:
1) рыцари и дамы чести и смирения;
2)капеланы конвентов ad honorem;
3) рыцари и дамы милости и смирения;
4) магистральные капеланы;
5) рыцари и дамы милости и магистральные;
6) донаты смирения.
К первому классу Мальтийского Ордена относятся его члены, принесшие обет послушания, целомудрия и нестяжания — по сути, это монахи Ордена. Они подразделяются на рыцарей и капелланов конвентов. Принесением обета рыцари и капелланы стремятся достичь евангельского совершенства. Они являются членами духовного ордена в соответствии с каноническим правом и в этом качестве обязаны соблюдать особые, действующие для них нормы Ордена. Конституция Ордена освобождает их от общеорденской обязанности vita communis (общежительства). Торжественный обет считается действительным только после утверждения его Святым Престолом.
В первый класс Ордена может быть принят каждый католик, если для этого нет юридических препятствий, если он имеет праведные цели и готов в соответствии с задачами Ордена “служить больным и бедным Иисуса Христа и посвятить себя служению Церкви и Святому Престолу в духе Ордена”.
Затем послушник произносит следующий текст обета:
“Я (имярек) даю обет Всемогущему Богу жить в бедности, целомудрии и послушании каждому начальнику, которого даст мне святой Орден. Да помогут мне в этом непорочная Богоматерь и святой Иоанн Креститель.
Этот обет я принимаю по уставам и законам Мальтийского Ордена”.
Кандидат произносит следующий текст обещания:
“Я (имярек)обещаю Господу Всемогущему, Пресвятой и Пречистой Деве Марии, Святому Иоанну Крестителю: я буду повиноваться Церкви и Его Преимуществу, Князю и Великому магистру и другим моим орденским начальникам и с Божией помощью и всеми моими силами защищать начальников Ордена и имущество святого Ордена Иерусалимского (Кодекс, 125, 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА
Развитие Мальтийского Ордена пришлось на период превращения средневекового имперского права в современное международное право. Политические и правовые изменения в течение девяти веков, прошедших со дня его основания, оказывали влияние как на Орден, так и на государства международно-правового сообщества. Они изменяли внешнюю форму Ордена, но никоим образом не суть его задач. Международное положение Ордена как национального института с собственным правовым лицом оставалось неизменным вне зависимости от изменения этих форм.
Государственный Совет Италии заявил в своем заключении от 10 ноября 1869 года, что Мальтийский Орден является суверенным институтом, поэтому Указы Великого Магистра Ордена не нуждаются в экзекватуре короля Италии.
Суверенное положение Мальтийского Ордена подтверждается также в Конвенции итальянского королевского военного министерства и Ордена от 20 февраля 1884 года и в законодательных Декретах итальянского королевского правительства от 7 октября 1923 года, 28 ноября 1929 года и 4 апреля 1938 года. В итоге отношения между Итальянской Республикой и Мальтийским Орденом были окончательно определены дипломатическими нотами, которыми стороны обменялись 11 января 1960 года.
Итальянская нота подтверждает все привилегии, пожалованные Мальтийскому Ордену как Итальянским Королевством так и Итальянской Республикой, начиная с 1861 года и подтвердившие статус Ордена как субъекта международного права, экстерриториальность его резиденции в Риме (виа Кондотти и виа Авентин) и правовое положение Великого Магистра в качестве главы суверенного государства со всеми соответствующими привилегиями. Тем самым Итальянская Республика признала существование Мальтийского Ордена на своей территории в качестве суверенного государства, государства, с которым она поддерживает дипломатические отношения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СУВЕРЕННЫЙ МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН В НАШИ ДНИ
Суверенный Мальтийский Орден управляется и поныне Великим магистром. ркзиденция которого находитсяв городе Риме. Его полный титул: Dei gratia Sacrae Domus Hospitalis Sancti Johannis Hierosolimitani et militaris Ordinis Sancti Sepulchri Dominici magister humilis pauperumque Jesu Christi custos – "Божией милостью Священного Страннопримного Дома Святого Иоанна Иерусалимского и рыцарского (военного) Ордена Святого Гроба Господня Смиренный Магистр и со Убогими во Христе Иисусе Охранитель".