Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве)
Почетным Коммендатором Прусского Ордена Иоаннитов являлся, между прочим, и наш Царь-Освободитель Александр II, шеф прусского лейб-гвардии полка своего имени. Сохранилось несколько портретов, на которых Царь-Освободитель запечатлен в мундире этого полка с орденским крестом прусских иоаннитов на шее. Некоторые не слишком компетентные современные исследователи, например, Юрий Милославский, автор книги "Странноприимцы", будучи введены в заблуждение этим обстоятельством, приняли этот прусский иоаннитский крест на шее Царя Александра II за крест Греко-российского Великого Приорства Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, якобы продолжавшего, по их мнению, существовать в России до 1917 г. , что, однако, не соответствует действительности.
В состав восстановленного в Пруссии Ордена иоаннитов вошли и те немногие прусские иоанниты, которые еще являлись членами "старого" Бранденбургского бальяжа, упраздненного в 1810 году. Для того, чтобы их не путали с членами нового "Королевского прусского Ордена иоаннитов", они носили восьмиконечные мальтийские кресты с прусскими черными одноглавыми орлами между лучами креста и без прусской королевской короны вверху креста. В то время как все прусские иоанниты, вступившие в Орден иоаннитов уже как в королевское учреждение, носили мальтийские кресты, увенчанные прусской королевской короной. Причем "рыцари (по) справедливости" (Rechtsritter) учрежденного прусским королем Ордена иоаннитов носили мальтийские кресты с золотыми прусскими одноглавыми орлами между лучами, а "рыцари милосердия" (Gnadenritter) – с черными прусскими одноглавыми орлами, на черной ленте (цвета традиционного иоаннитского плаща).
У прусских иоаннитов была имелась своя собственная униформа (орденское облачение), напоминавшая униформу католических мальтийских рыцарей, но во многом и отличная от нее.
Орденское облачение "рыцарей (по) справедливости" прусского Ордена иоаннитов состояло из ярко-красного двубортного мундира с белыми шелковыми отворотами, с золотым шитьем на воротнике, обшлагах и карманах, золотыми плетеными погонами с изображением иоаннитского креста на плечах, орденской звездой (представлявшей собой восьмиконечный крест из белой льняной материи) на левой стороне груди и двумя рядами черных пуговиц с белыми иоаннитскими крестами; белых лосин, высоких сапог лакированной черной кожи с раструбами и золотыми шпорами; черной фетровой широкополой шляпы с золотым шнуром, тульей, обвитой черной шелковой лентой с белым иоаннитским крестом вместо аграфа и двумя страусовыми перьями – черным и белым. К этому облачению полагалась шпага с изображением белого иоаннитского креста на рукояти, в коричневых кожаных ножнах, носившаяся на золотом поясе с пряжкой, украшенной серебряным иоаннитским крестом. Крест Ордена носился на черной шелковой муаровой ленте поверх мундира.
Орденское облачение "рыцарей чести" прусского Ордена иоаннитов отличалось от униформы "рыцарей (по) справедливости" тем, что:
1) отвороты и обшлага мундира у них были не белого, а красного цвета;
2) шпоры были не золотыми, а стальными;
3) оба страусовых пера на шляпе "рыцарей чести" были черного цвета.
Коммендаторы, почетные коммендаторы и "Орденский капитан" (орденсгауптман) прусских иоаннитов, вместо узких золотых плетеных погон, носили на плечах так называемые "золотые гусеницы" (широкие крученые погоны из толстого золотого шнура).
Существовала еще и так называемая "малая униформа", отличавшаяся от "большой" (парадной) тем, что к ней, вместо белых лосин и сапог, полагались длинные черные брюки с красными лампасами и черные лакированные ботинки.
На территории королевства Пруссии, начиная с описываемого времени, существовало и автономное ответвление преимущественно католического Мальтийского Ордена – Силезская ассоциация Мальтийских рыцарей, подчинявшаяся, однако, не пребывавшему в Риме руководству Мальтийского Ордена, и не римскому папе, а прусскому королю-протестанту из династии Гогенцоллернов!
Дело в том, что в Силезскую ассоциацию входили по преимуществу дворяне-католики польского происхождения, вошедшие в прусскую военную элиту, начиная со времен Силезских войн и разделов Польши в конце XVIII века – Левинские, Ястжембские (позднее сменившие свою, слишком славянскую, фамилию на ее немецкий эквивалент "фон Фалькенхорст", буквально: "соколиное, или ястребиное, гнездо"), Конопацкие-Конопаты, фон Штейницы, фон Паннвицы, фон Клаузевицы и многие другие. Рыцари Силезской Ассоциации носили шейные мальтийские кресты, увенчанные прусской королевской короной, но по традиции сохранили между лучами своих крестов, вместо прусских одноглавых орлов, золотых двуглавых габсбургских орлов – в память о том, что Силезия принадлежала в свое время "Священной Римской Империи" под скипетром Габсбургов. Несколько позднее в Пруссии была учреждена и вторая, Рейнско-Вестфальская ассоциация мальтийских рыцарей римско-католического вероисповедания.
Орденское облачение для этих кавалеров-католиков соответствовало правилам, установленным к тому времени для католического Мальтийского Ордена (с центром в Риме).
Здесь представляется уместным напомнить, что первая достоверная информация об уставной одежде членов Ордена Святого Иоанна содержится в так называемых "Правилах" Магистра Раймунда дю Пюи, записанных не позднее 1153 года.
Эти правила, носящие очень общий характер, предписывают госпитальерам-иоаннитам носить простую одежду и помечать плащи знаком креста. Впервые о цвете предписанного им креста говорится лишь в булле папы римского Луция III, закрепляющей право ношения белого креста на одежде исключительно за членами Ордена странноприимцев-иоаннитов. О черном плаще с белым крестом, о геральдической форме которого, впрочем, ничего не говорится, как облачении членов Ордена иоаннитов, впервые упоминается в булле папы Александра IV 1259 года, в которой также содержится первое упоминание о специальном военном облачении для членов странноприимного Ордена.
Согласно папской булле 1259 года, напоминавшая красное, с белым крестом, боевое знамя госпитальеров "военная форма", которую иоаннитам предписывалось носить во время сухопутных и морских походов (так называемых "караванов", или "корсо"), состояла из красного полукафтанья с нашитым на него таким же белым прямым ("балочным") крестом, как и на красном орденском знамени (лат. : vexillum hospitalis). Это надевавшееся поверх кольчуги, единообразное для всех иоаннитов полукафтанье (сюрко) – первый сознательный шаг к введению военной формы – доходило первоначально до колен и даже ниже, но по мере развития средневекового защитного вооружения, от кольчуги к пластинчатым латам, постепенно укорачивалось. С наступлением Нового Времени это военное облачение постепенно трансформировалось в красный, с белым крестом супервест, носившийся поверх кафтана.
В то время, как орденский плащ-мантия и военное облачение, предписанные Уставом иоаннитов, начиная с 1278 года, с течением веков не подвергались принципиальным изменениям, остальные элементы одежды и обувь, естественно, изменялись с течением времени. На средневековых изображениях мы видим членов Ордена Святого Иоанна, как правило, в орденских плащах с капюшонами, или же в беретах, и в длинной нижней одежде.
Судя по многочисленным портретам, начиная с XVI века, иоанниты стали внешне все меньше походить на монахов. Мы видим их преимущественно в светском платье, подверженном всем веяниям тогдашней моды. О принадлежности их к Ордену странноприимцев можно было судить только по нашитому на груди мальтийскому кресту (ставшему к этому времени не просто восьмиугольным, но восьмиконечным, с "ласточкиными хвостами" на концах). В эту же эпоху нередки изображения членов Ордена Святого Иоанна, особенно высокопоставленных, в роскошных парадных доспехах, с накладными или чеканными мальтийскими крестами на нагрудниках.
С 60-гг. XVII века вошли в употребление и так называемые "манипулы" или "столы" ("епитрахили"), называвшиеся также "пассионариями" (длинные, украшенные дорогой золотой вышивкой шнуры с пятнадцатью шелковыми медальонами, расшитыми красочными изображениями символов Страстей Господних, изречений из Святого Писания и гербов Ордена Святого Иоанна), носившиеся с черным иоаннитским орденским плащом (Mantо di Punta), постепенно превратившимся в парадное облачение, надевавшееся рыцарями Ордена по преимуществу, когда они ходили в церковь.
"Обетные рыцари (рыцари-профессы)", то есть рыцари-монахи католического Мальтийского Ордена, и по сей день носят "пассионарий" (длиной более полутора метров) под плащом вокруг шеи, а конец его перекидывают через левую руку.
В XVII веке среди иоаннитов вошло в моду ношение париков. В XVIII веке военное облачение рыцарей Ордена стало походить на военную форму, принятую в армиях тогдашних государств Западной Европы. Мундиры рыцарей-иоаннитов и мальтийцев были красного цвета с черными манжетами и отворотами (походя на красные мундиры тогдашних английских войск).
В период, когда во главе Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, в качестве его 72-го Великого Магистра, стоял Император и Самодержец Всероссийский Павел I, члены двух учрежденных при нем Российских Великих Приорств различались цветом эполет - члены католического Российского Приорства носили серебряные эполеты, в то время как эполеты на орденских мундирах членов некатолического Греко-Российского (Православного) Приорства были золотыми.
К концу XIX века орденская форма иоаннитов и мальтийцев, в общих чертах, "устоялась". Единственное изменение, происшедшее в ней с тех пор, заключается в повсеместной замене широкополых шляп с плюмажами на треуголки.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.