Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве)

"Церковное облачение" бальи католического Мальтийского Ордена состояло из доходившего до половины бедра ярко-красного, с разрезом сзади, мундира, застегивавшегося при помощи крючков. Черные бархатные отвороты мундира и такие же обшлага были украшены золотой вышивкой. Поверх мундира бальи носил доходящий до верхней части бедер супервест из золотой парчи с черной каймой. Этот тесно прилегающий к мундиру, застегнутый по бокам на 4 пуговицы супервест был украшен на груди нашивным восьмиконечным орденским крестом из белой льняной материи. В пост золотой парчовый супервест заменялся черным супервестом, с таким же нашмвным белым орденским крестом. Кроме того, в "церковное облачение" бальи Мальтийского Ордена входили белый галстух, белая рубашка со стоячим воротничком и отложными краями, сужающиеся книзу белые кашемировые штаны, высокие черные кожаные сапоги с раструбами и с золотыми шпорами и белые перчатки с раструбами с черной строчкой по швам.

Орденская шпага с золотым, украшенным белым восьмиконечным крестом, эфесом и вызолоченной гардой, носилась в обтянутых черным бархатом ножнах с металлическими украшениями в форме различных орденских атрибутов, как-то: пальмовых ветвей, терновых венцов или паломнических посохов.

Пояс, на котором носилась шпага, был также из черного бархата, с золотым шитьем в форме переплетающихся ветвей терновника.

Головным убором бальи служила черная бархатная шляпа с широкими полями, тулья которой была обвита двойным красно-золотым шнуром, за который спереди слева были заткнуты два белых страусовых пера.

Существеннейшим элементом "церковного облачения" всех мальтийских "рыцарей-профессов" являлся черный орденский плащ с нашитым спереди на левой стороне восьмиконечным орденским крестом из белой льняной материи. Плащ был бархатный, подбитый черным шелком и скрепленный на груди золотой цепью-застежкой из нескольких звеньев.

"Придворное облачение" бальи Мальтийского Ордена несколькими элементами отличалось от его же "церковного облачения". Так, бальи появлялся при дворе не в орденском плаще и сапогах, а в белых панталонах, имевшими по швам узкие золотые лампасы с красным просветом. Поверх супервеста к плечам пристегивались золотые эполеты с вышитым в середине серебряной канителью мальтийским крестом. Высокие сапоги с раструбами заменялись на черные полусапожки из лакированной кожи на маленьких золотых пуговицах, большие перчатки с раструбами на белые лайковые перчатки.

Облачение комтура (командора) католического Мальтийского Ордена отличалось от облачения бальи только темно-красным цветом супервеста, украшенного на груди не мальтийским восьмиконечным, а прямым ("балочным") белым муаровым крестом.

"Церковное облачение" католического мальтийского "рыцаря (по) справедливости" ничем существенным от облачения бальи и комтура не отличалась, кроме одной детали. Его супервест был из черного бархата, с золотой каймой. Ни на супервесте, ни на черном орденском плаще он не носил крестов. Вышивка золотом на обшлагах его мундира была скромнее, шпоры – черного цвета. Черная бархатная шляпа была украшена двумя страусовыми перьями – черным и белым.

"Рыцари чести" носили двубортные ярко-красные мундиры, доходящие до середины бедра, с золотыми эполетами, украшенными вышитыми серебром мальтийскими крестами с двумя рядами "мальтийских" пуговиц и золотой каймой на обшлагах и отворотах мундира. Брюки и обувь у них были такие же, как у бальи и командоров. Широкополая шляпа мальтийского "рыцаря чести» была украшена двойным золотым шнуром и двумя черными страусовыми перьями.

Форма "магистральных рыцарей" была аналогичной, но без вышеописанных металлических украшений на ножнах шпаги и без вышеописанного золотого шитья в форме ветвей терновника на поясе.

В прохладную погоду и холодное время года "рыцари чести", "магистральные рыцари" и донаты Мальтийского Ордена носили пелерины из черного бархата на шерстяной основе с капюшоном и пуговицами, украшенными восьмиконечными орденскими крестами (как и пуговицы на рыцарских и донатских мундирах).

Донат носил такой же мундир, что и "рыцарь чести" (но только без эполет), панталоны с узким золотым кантом, сапоги без шпор, пояс с черной пряжкой и шпагу без накладного орденского креста на эфесе.

В настоящее время большинство мальтийских рыцарей, кроме особо торжественных случаев, предпочитает носить на орденских мероприятиях поверх обычного костюма черную рясу-куколь (cuculla) из черного сукна с широкими рукавами, белым отложным воротником и белыми же обшлагами. На груди эта ряса украшена мальтийским крестом размером 25 см в различном исполнении, указывающим на степень ее носителя. На рясах "рыцарей чести и преданности (благочестия)", а также "рыцарей милосердия" восьмиконечный мальтийский крест изображен белым контуром на черном фоне с соответствующими украшениями (лилиями, двуглавыми орлами и т. п. ), также белого цвета, по краям. У "магистральных рыцарей" на рясе такой же белый контурный мальтийский крест без украшений в углах креста. У донатов на черной рясе белый контурный крест без верхнего "ласточкина хвоста". И только "рыцари-профессы" ("обетные рыцари") по-прежнему обязаны появляться на всех орденских мероприятиях в традиционном черном плаще с белым мальтийским крестом (Manto di Punta).

Рыцари-иоанниты в Пруссии и во "Втором рейхе" (основанной в 1871 году под скипетром прусских королей из дома Гогенцоллернов Германской Империи), являясь объединением представителей высшей аристократической, преимущественно военной, элиты, активно занимались благотворительностью и военно-санитарной помощью армии.

Впервые это было сделано в больших масштабах в период так войны Пруссии и Австрии против Дании за Шлезвиг-Гольштейн в 1864 году, а затем – в период так называемой "Австро-Прусской войны» (на деле являвшейся "гражданской" войной между входившими в "Германский Союз" северогерманскими и южногерманскими государствами и завершившейся исключением Австрии из состава "Германского Союза". ) 1866 года и так называемой "Франко-Прусской" войны (в действительности являвшейся войной стремившихся к объединению германских государств против французской Второй Империи Луи-Наполеона III Бонапарта) 1870-1871 гг.

В Первую мировую войну прусские иоанниты, подобно австро-венгерским (а также итальянским) мальтийцам и британским "рыцарям Святого Джона", сформировали и содержали большое количество военно-санитарных колонн, полевых госпиталей, госпитальных поездов и лазаретов.

Германский Император Вильгельм II Гогенцоллерн, проявлявший повышенный интерес к эпохе рыцарства, и в особенности – к эпохе Крестовых походов, "по следам крестоносцев" посетил Палестину. Он торжественно въехал в Иерусалим, наподобие своего далекого предшественника – Императора Фридриха II Гогенштауфена. Именно Вильгельму II принадлежала идея восстановления церкви Санта Мария Минор, при которой был основан в свое время первый госпиталь (странноприимный дом) средневекового Тевтонского Ордена. В течение всего своего правления Вильгельм II неизменно всячески подчеркивал покровительство, оказываемое им рыцарям-иоаннитам, как Протектором их Ордена, и всегда носил восьмиконечный белый иоаннитский крест-звезду на столь любимой им военной форме.

Германский генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург унд Бенкендорф (приходившийся, кстати, внучатым племянником приснопамятному герою Отечественной войны 1812 года и начальнику III отделения Его Императорского Величества Канцелярии Александру Христофоровичу Бенкендорфу), был почетным комтуром прусского Ордена иоаннитов и, подобно своему горячо обожаемому кайзеру, тоже постоянно носил на мундире иоаннитские крест и звезду – равно как и подавляющее большинство современных ему германских генералов и высших офицеров (таких, например, как создатель рейхсвера фон Зект или создатель вермахта фон Бломберг) что видно по многочисленным сохранившимся фотографиям.

С падением монархии в Германии в 1918 года положение Ордена иоаннитов, пережившего отречение от престола своего державного Протектора Вильгельма II, в Веймарской республике стало весьма двусмысленным, ибо слишком многие "ненавистники пруссачества" воспринимали его как откровенно монархический институт, тесно связанный со свергнутой династией Гогенцоллернов. Тем не менее, новые республиканские власти предпочли не покушаться на владения и имущество Ордена иоаннитов, что объяснялось наличием значительного числа рыцарей-иоаннитов в составе офицерского корпуса республиканской армии (рейхсвера) и тем покровительством, которое оказывал Ордену иоаннитов упомянутый выше фельдмаршал фон Гинденбург, являвшийся с 1925 по 1934 год бессменным президентом Германии. Сохранилась его фотография, где престарелый фельдмаршал запечатлен на смертном одре, в черном иоаннитском плаще с восьмиконечным белым орденским крестом.

После смерти президента Гинденбурга заправилы национал-социалистического режима, стремившиеся, в духе заветов Ленина-Сталина, унифицировать всю общественно-политическую жизнь Германии и подчинить все организации, даже крайне правые, своим партийным интересам, начали оказывать давление на Орден Иоаннитов.

Необходимо подчеркнуть, что прусский Орден Иоаннитов, как таковой, никогда не принимал участия в деятельности германских правых экстремистов. Его герренмейстер, сын отрекшегося Императора Вильгельма II, принц Оскар I Прусский, сменивший в 1927 году на этом посту своего брата принца Эйтеля-Фридриха, в этом отношении держал подчиненный ему Орден под строжайшим контролем. Положение не изменилось и после прихода Гитлера к власти 30 января 1933 года. Пока рейхспрезидентом Германии оставался почетный комтур иоаннитов Пауль фон Гинденбург, Ордену ничего не угрожало. Старый иоаннит как бы держал Орден под своей неофициальной, но от того не менее действенной защитой.

В книге немецкого историка Андреаса фон Дорпалена "Гинденбург в истории Веймарской республики" об отношении престарелого фельдмаршала к Ордену сказано следующее:

"Во время одного из заседаний правительственного кабинета в мае 1934 года Геринг поставил вопрос о целесообразности дальнейшего существования Ордена иоаннитов. У него самого были большие сомнения на этот счет, поскольку Орден, доступ в который был открыт только представителям аристократии, казался Герингу несовместимым с общенародным характером национал-социалистического государства. Однако статс-секретарь Мейснер, до этого месяцами отмалчивавшийся на заседаниях Кабинета, внезапно взял слово и настоятельно потребовал отложить всякое решение по вопросу о судьбе иоаннитов, пока он не обсудит его с рейхспрезидентом (Гинденбургом – В. А. )".

Однако после кончины Гинденбурга летом 1934 года Орден иоаннитов сразу же лишился всякой защиты в высших эшалонах власти. Нацистское руководство во главе с Адольфом Гитлером незамедлительно запретило традиционное проведение посвящения в рыцари Ордена иоаннитов в замке Зонненбург, хотя эта традиционная инвеститура проводилась там ежегодно, с незапамятных времен. Со временем иоаннитам-военнослужащим вермахта было запрещено носить знаки принадлежности к своему Ордену на германской военной форме. С тем большим рвением рыцари Святого Иоанна стали посвящать себя выполнению исконной орденской задачи – уходу за больными в клиниках и госпиталях. Именно в 30-е гг. прошлого века многие рыцари завещали Ордену иоаннитов недвижимость в Восточной и Западной Пруссии, с целью укрепить пошатнувшееся материальное положение Ордена.

В так называемую "Ночь Длинных Ножей" эсэсовцами, наряду с верхушкой гитлеровских штурмовиков (СА), было убито немало рыцарей-иоаннитов, в том числе бывший рейхсканцлер генерал Курт фон Шлейхер и его ближайший помощник и советник полковник Фердинанд фон Бредов. Затем Гитлер в ходе грязнейшей аферы избавился от двух других видных рыцарей иоаннитов – военного министра фон Бломберга и главнокомандующего сухопутными силами барона фон Фрича. В 1941 года из рядов германских вооруженных сил были уволены все "принцы" (главы и члены бывших правящих домов Германии), а военнослужащим германской армии, даже не являвшимся членами НСДАП, было запрещено носить на мундирах знаки Ордена иоаннитов. Нацисты как бы использовали против него "тактику салями" (то есть постепенного, но неуклонного ограничения Ордена в правах, намереваясь рано или поздно окончательно покончить с ним – но только "без лишнего шума").

По окончании Второй мировой войны историками и публицистами не раз поднимался вопрос, почему же рыцари столь нелюбимого Гитлером и его нацистским окружением Ордена иоаннитов, тем не менее, и в эпоху "Третьего рейха" продолжали служить государству и почему иоанниты, находившиеся в ту пору на военной или на гражданской службе, присягали на верность "фюреру и рейхсканцлеру», хотя безраздельно властвовавшая в Германии нацистская партия указом "заместителя фюрера" Рудольфа Гесса от 7 сентября 1938 года поставила всех членов Национал-Социалистической Германской Рабочей Рартии, являвшихся одновременно и членами Ордена иоаннитов (были и такие, что греха таить!), перед дилеммой: выйти либо из Ордена, либо из партии. Одновременное членство в обеих организациях было строжайше запрещено.

Гитлеру был нужен свой собственный "орден меченосцев", и никакие иные ордены он, наряду со своим собственным, терпеть не собирался. Тем не менее, лишь небольшое число рыцарей Ордена иоаннитов перебежало в стан нацистов. Во многих случаях поставленные перед дилеммой рыцари обращались за советом к своему герренмейстеру принцу Оскару. Наконец был найден следующий выход. Рыцари формально приостанавливали свое членство в Ордене иоаннитов и прекращали носить на мундире иоаннитский крест, продолжая, однако же, тайно делать взносы в орденскую кассу.

Справедливости ради, следует заметить, что нацистские бонзы (вопреки широко распространенному заблуждению) ничуть не лучше относились и к другому традиционному для Германии и имевшему не менее славные традиции Ордену – Тевтонскому. Его также всячески притесняли, лишали имущества, а потом и совсем запретили, так, что он уцелел только в Южном Тироле, на итальянской территории. Впрочем, и там его также притесняли фашистские власти, но уже по другим причинам. Муссолини желал, чтобы все в его "Новой Римской Империи" было итальянским, романским. А насквозь немецкий (хотя и римско-католический!) Тевтонский Орден в эту картину никак не вписывался! Но тевтонам помог выжить в Италии пиетет фашистского дуче перед католической верой и папским престолом.

В этом плане он выгодно отличался от немецких нацистов, испытывавших к христианской вере не большую симпатию, чем их "заклятые друзья" - большевики. В то же время нацисты усердно славили заслуги средневекового Тевтонского Ордена в деле "колонизации» Восточной Европы и размещения там избытка населения Германии, якобы задыхавшегося без "жизненного пространства" (хотя на самом деле средневековые тевтонские рыцари Пресвятой Девы Марии занимались отнюдь не "поголовным истреблением негерманского населения Восточной Европы с целью заселения опустевших земель немецкими колонистами", что им упорно приписывалось как нацистскими, так и коммунистическими горе-историками – только первыми со знаком "плюс", а вторыми – со знаком "минус"! – а исключительно обращением вышеупомянутого негерманского населения в христианство!).

В бывшей прусской столице Тевтонского Ордена – Мариенбурге на Ногате – в замке Верховных Магистров ежегодно проводилось торжественное посвящение немецких школьников в члены организации "Гитлеровской молодежи" ("Гитлерюгенд"). Но подлинные тевтонские рыцари были повинны в этой профанации истории их военно-монашеского Ордена нацистами не более, чем Барма и Посник, строители Покровского Собора на Красной площади - в том, что на фоне их творений советских школьников десятилетиями принимали в пионеры и дурили им мозги сказками про доброго дедушку Ленина, чья мумия лежит неподалеку!

Ордену иоаннитов повезло чуть больше, чем Тевтонскому Ордену. Однако и его судьба висела буквально на волоске. Насколько серьезно высшие нацистские чины рассматривали вопрос окончательного упразднения Ордена иоаннитов, явствует из ряда документов, переданных в 1963 году из Государственного архива США в германский Федеральный Архив в Кобленце.

Так, Мартин Борман, шеф партийной канцелярии нацистов, писал начальнику Службы безопасности (СД) группенфюреру СС Рейнгарду Гейдриху:

"В качестве приложения высылаю Вам для ознакомления фотокопию бюллетеня № 4 Ордена иоаннитов за этот год. Очень жаль, что нам до сих пор не удалось упразднить этот Орден. Полагаю, что отношение у всех иоаннитов к бывшему императору такое же, как и у их "герренмейстера"; между тем, сейчас идет война, и большое число иоаннитов находится в рядах вермахта".

Письмо Бормана Гейдриху было написано в Штаб-квартире фюрера 7 июля 1941 года и касалось некролога, посвященного герренмейстером иоаннитов, принцем Оскаром Прусским, памяти своего почившего в Бозе 4 июня 1941 года Августейшего отца – последнего германского кайзера Вильгельма II Гогенцоллерна, являвшегося Протектором Ордена иоаннитов на протяжении многих лет.

Это письмо положило начало обсуждению вопроса упразднения Ордена иоаннитов партийной канцелярией НСДАП, рейхсфюрером СС, начальниками полиции безопасности и СД, и, наконец, Главного Имперского Управления Безопасности (РСХА), продолжавшемуся до ноября 1944 года. Поводом к требованию запретить Орден иоаннитов постоянно служила верность Орденского правительства памяти последнего германского Императора. Сдерживающим фактором, не позволявшим нацистам осуществить свое намерение, служили, несомненно, существовавшие у гитлеровцев опасения обострить донельзя отношения с представителями традиционно входивших в Орден иоаннитов древних аристократических родов, позиция которых в отношении гитлеровского режима и без того проявилась достаточно ясно в ходе события вокруг неудачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 года, что могло бы дополнительно осложнить положение на фронтах Второй мировой войны. Но в случае успешного для Гитлера исхода войны он непременно истребил бы не только сам Орден иоаннитов, но и самую память о нем.

В качестве дополнительного подтверждения изначальной, глубинной враждебности национал-социалистов Ордену Святого Иоанна Иерусалимского Госпиталя может послужить и следующая выдержка из письма РСХА в "Персональный (Личный) Штаб Рейхсфюрера СС" (Генриха Гиммлера – В. А. ) от 24 ноября 1944 года:

". . . Совершенно очевидно, что Орден иоаннитов стремился добиться подтверждения своих старинных, дарованных ему королевскими привилегиями прав в Вартегау (имеется в виду часть оккупированной гитлеровской Германией территории Польши, не вошедшая в так называемое "Генерал-губернаторство Варшавское" и присоединенная Гитлером непосредственно к "Третьему рейху" – как земли, входившие до 1918 года в состав Германской Империи ("Второго рейха" Гогенцоллернов – В. А. ). Партийная канцелярия придерживается мнения, что старинные королевские привилегии (дарованные в свое время Ордену иоаннитов – В. А. ) утратили свою силу не позднее 1939 года. По договоренности с Партийной канцелярией, мы считаем, что приобретение (Орденом иоаннитов – В. А. ) статуса юридического лица (на территории Вартегау – В. А. ) на основании внесения его в реестр юридически зарегистрированных организаций было бы нежелательным, ибо в случае регистрации Орден иоаннитов обрел бы новую, четкую организационную форму. . . Партийная канцелярия предложила на время отложить рассмотрение данного вопроса и принять окончательное решение по нему после окончания войны".

Дальнейший ход Второй мировой войны привел десятки членов Ордена иоаннитов в стан участников заговора против Гитлера. Большинство из них пало жертвой нацистской карательной машины.

После смерти принца Оскара I Прусского герренмейстером Ордена иоаннитов стал его сын Принц Вильгельм-Карл Прусский. В сентябре 1999 года в Ордене иоаннитов было восстановлено звание Протектора. Бывший герренмейстер – принц Вильгельм-Карл Прусский – стал протектором Ордена. Новым герренмейстером иоаннитов с сентября 1999 года является его сын, принц Оскар II Прусский. Его полный титул звучит так:

"Герренмейстер Бранденбургского Бальяжа Рыцарского Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского госпиталя".

Любопытно в этой сравнить поведение иоаннитов в Германии по отношению к нацистам с поведением рыцарей Великого Приорства Австрийского католического Суверенного Мальтийского Ордена.

После "аншлюса" (присоединения Австрии к Третьему рейху) в 1938 году Великий Приор Суверенного Мальтийского Ордена в Австрии, Карл Эдлер фон Людвигсдорф, разослал всем австрийским рыцарям Мальтийского Ордена "не вполне арийского происхождения" циркулярное письмо с настоятельной просьбой, не дожидаясь исключения, выйти из Ордена добровольно.

На преисполненное горечи письмо одного из мальтийских рыцарей "не вполне арийского происхождения" (христианское вероисповедание подобных лиц при нацистах во внимание не принималось), просившего "избавить его от унижения быть изгнанным из Ордена, которому он беззаветно служил много лет", Приор ответил, что не понимает возмущения автора письма, ибо тому было достаточно прочитать "Устав" Раймунда дю Пюи, чтобы уяснить себе, что "пункт VII данного Устава содержал в себе "арийский параграф" еще за 600 лет до возникновения национал-социализма".

В пункте VII Правил Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, сформулированных и утвержденных при его первом предстоятеле, принявшим титул Великого Магистра, Раймунде дю Пюи, в действительности сказано буквально следующее:

"Так всеконечно да исключаются из сего Ордена, кто рожден от родителей язычников, то есть от маранов, иудеев, сарацин, магометан, турок и сих подобных, что должно разуметь и о детях таковых князей, хотя оные суть высокородные".


Название статьи:Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве)
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
Дата написания статьи: {date}
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 ... 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru