ФИЛОСОФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА т. 2
ГЛАВА XII.
Краткий вывод.
В этой Книге мы увидели последние результаты борьбы, ведущейся между Свободой и Необходимостью, силой Воли и неизбежностью Судьбы. История Земли не знает больше примера столь неистовой вспышки и столь полного крушения, как события, театром которых являлась Франция и последствия от которых ощутила Европа и весь Мир. После мнившейся уже абсолютной победы горделивая Воля, казавшаяся достигшей венца своих желаний, была поймана в ловко и хорошо натянутые сети, и, видя вовлеченной себя в судьбоносный круговорот, поначалу спутала его со своим движением, что привело ее под власть Судьбы, которую она неистово сокрушала. Дабы польстить ее разочарованному самолюбию, ей сказали, что этот день был ее собственным, и она прикинулась поверившей в это с целью оставить за собой право им распоряжаться. Стало быть, она не обманута, а борьба не завершена, ибо одно Провидение может положить ей конец. Все, что могут делать люди, обрекают ли они себя Судьбе или следуют побуждениям Воли, сводится к следующему: онипредаются очень длительному покою или очень суровой борьбе. Намерения почти всех людей чистые; они стремятся к той же самой цели, хотя и при помощи противоположных средств. Всеобщее счастье, в котором найдется необходимое место счастью каждого, есть цель их чаяний. Одни могут его видеть только в испытании свободной воли, а другие - в стабильности установленного порядка. Некоторые ищут среднее состояние, одинаково наполненное волевым движением и судьбоносным покоем, развитием и стабильностью, свободой и необходимостью. Это великий политический труд. Хоть я и пребываю достоверно убежденным в то, что этот великий труд не возможен без сообщающего его Провидения, я не перестану,предварительно рассказав о простых правлениях, и дальше исследовать способ, при помощи которого эти правления могут видоизменяться, смешиваясь одно с другим; и я постараюсь показать, чего от них, доброго или злого, можно ожидать, и как следует понимать их видоизменения. Это исследование я не боюсь начать с затруднительного вопроса, о котором говорил: еслимонархическое и республиканское правления соединены в отсутствии Теократии, и если это так, то какие политические полномочия им можно использовать в конституционной Монархии. Волевые люди и люди судьбы, как называют теперь Либералов и Роялистов, занятые поиском этих полномочий, узнают мои мысли и вынесут суждение на сей счет.
КОНЕЦ ШЕСТОЙ КНИГИ
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.